УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Корсакова И.М.
73RS0018-01-2021-000267-91
Дело
№33-1862/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 мая 2025 года
Ульяновский
областной суд в составе судьи Тудияровой С.В., при секретаре Староверовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу областного
государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на
определение Радищевского районного суда Ульяновской области от 29 января 2025
года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда
по гражданскому делу №2-1-153/2021 (материал №13-1-3/2025),
У С Т А Н О В И Л:
решением Радищевского районного суда Ульяновской области от
30 сентября 2021 года удовлетворено исковое заявление Ульяновского межрайонного
природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации и интересов
неопределенного круга лиц к областному государственному казенному предприятию
«Ульяновский областной водоканал» (далее – ОГКП «Ульяновский областной водоканал»)
о возложении обязанности разработать и представить проект зон санитарной охраны
источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возложении
обязанности представить в орган государственного кадастрового учета документы,
содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных
участков, входящих в зоны санитарной охраны питьевого и хозяйственного
водоснабжения для постановки на государственный кадастровый учет. Установлен
срок для выполнения указанных мероприятий – в течение 18 месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу.
ОГКП «Ульяновский областной водоканал» обратилось в суд с
заявлением об отсрочке исполнения указанного решения суда.
Определением Радищевского районного суда Ульяновской области
от 29 января 2025 года в удовлетворении заявления ОГКП «Ульяновский областной
водоканал» об отсрочке исполнения решения Радищевского районного суда
Ульяновской области от 30 сентября 2021 года по исполнительному листу серии ФС
№*** в части представления проекта зон санитарной охраны источника питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения озера-родника в р.п.Радищево для
установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики
Ульяновской области до 30 июня 2025 года отказано в полном объеме.
В частной жалобе ОГКП «Ульяновский областной водоканал»
просит отменить обжалуемое определение суда и направить материал №13-1-3/2025
на новое рассмотрение.
В обоснование своих доводов указывает, что имеет место
ненадлежащее исполнение ООО «Эколайф» своих обязанностей по договору на
оказание услуг от 19 октября 2023 года.
Вопреки
доводам ООО «Эколайф», заявление о выдаче заказчику ОГКП «Ульяновский областной водоканал»
санитарно – эпидемиологического заключения заведомо подано Обществом с
нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается
соответствующим уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги
от 15 января 2025 года.
Какая-либо
информация о невозможности исполнения договора от 19 октября 2023 года в адрес
предприятия не поступала, как и официальные запросы об истребовании необходимых
документов для подачи заявлений в Управление Роспотребнадзора.
Вместе
с тем, во исполнение решения суда ОГКП «Ульяновский областной водоканал»
разработан проект зоны санитарной охраны, на который 3 октября 2023 года
получено положительное экспертное заключение.
Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Ульяновской области на проект зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения озера-родник в р.п.Радищево получено санитарно-эпидемиологическое
заключение от 12 октября 2023 года.
В
рамках исполнения указанного договора ООО «Эколайф» непосредственно
взаимодействует с Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской
области по вопросу установления зон санитарной охраны и представлению в орган
государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и
ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной
охраны источника питьевого водоснабжения — озера-родника в р.п.Р*** для
постановки на кадастровый учет.
25
сентября 2024 года ООО «Центр измерения и экспертиз» было выдано положительное
экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы на
соответствие использования водного объекта озера-родника.
Таким
образом, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» предпринимает все необходимые
меры для надлежащего исполнения указанного решения суда, однако выполнить
обязательства в установленный судом срок в полном объеме возможности не имеет
по вышеуказанным обстоятельствам.
Отмечает,
что в отношении должника инициированы меры принудительного исполнения в виде
привлечения его к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ.
В дополнительных
пояснениях к частной жалобе ОГКП «Ульяновский областной водоканал», ссылаясь на
письмо ООО «Центр измерений и экспертиз» от 12 февраля 2025 года, указывает на
необоснованность отказа Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в
выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие использования
источника водоснабжения озеро-родник р.п.Р***, поскольку перечень запрашиваемых
документов превышал исчерпывающий перечень документов и противоречил
Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 5 ноября 2020 года.
По
итогам проведения совместного рабочего совещания с участием представителей
Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, ОГКП «Ульяновский областной
водоканал», ООО «Эколайф» по вопросу отказа в предоставлении государственной
услуги было принято решение о направлении ОГКП «Ульяновский областной
водоканал» в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области заявления с
приложением нового экспертного заключения и документов, подтверждающих факт
исполнения обязательных требований с результатами лабораторных исследований
воды источника питьевого водоснабжения за 1 квартал 2025 года.
В соответствии с ч.3 ст.333 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается судьей
апелляционной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда в
пределах доводов частной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, суд
апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из
материалов дела следует, что решением Радищевского районного суда Ульяновской
области от 30 сентября 2021 года, вступившим в законную силу 9 ноября 2021
года, удовлетворены в полном объеме уточненные исковые требования Ульяновского
межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации и
интересов неопределенного круга лиц. На ОГКП «Ульяновский областной водоканал»
возложена обязанность: разработать проект зон санитарной охраны источника
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения -озера-родника в р.п.Р*** и
получить на них эпидемиологическое заключение; представить проект зон
санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения-озера-родника в р.п.Р*** для установления зон санитарной охраны в
Министерство природы и цикличной экономики
Ульяновской области; предоставить в орган государственного кадастрового
учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию
земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения – озера - родника в р.п.Р*** для постановки
на государственный кадастровый учет. Указанные мероприятия выполнить в течение
18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т.1 л.д.122-128).
4
августа 2023 года судебным приставом –исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено
исполнительное производство №*** по исполнительному листу серии ФС №*** от 9
ноября 2021 года об обязании ОГКП «Ульяновский областной водоканал» представить
проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения озера-родника в р.п. Р*** для установления зон санитарной охраны
в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (т.2 л.д.223).
Постановлением
судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области от 19 сентября 2023 года
должнику установленный новый срок для исполнения требований исполнительного
документа в срок до 19 октября 2023 года (т.2 л.д.207).
Определением
судьи Радищевского районного суда от 31 октября 2023 года ОГКП «Ульяновский
областной водоканал» предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения
суда в части исполнительного листа серии ФС №*** от 9 ноября 2021 года об
обязании ОГКП «Ульяновский областной водоканал» представить проект зон санитарной
охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения озера-родника
в р.п.Р*** для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и
цикличной экономики Ульяновской области до 30 декабря 2023 года (т.3
л.д.27-33).
Определением
судьи Радищевского районного суда от 8 августа 2024 года, оставленным без
изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от 19 ноября
2024 года, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» предоставлена отсрочка
исполнения вышеуказанного решения суда в части указанного исполнительного листа
серии ФС №*** до 31 декабря 2024 года (т.4 л.д.131-138, т.5 л.д.14-17).
Разрешая заявление об отсрочке исполнения
решения суда, районный суд пришел к выводу, что заявленные ОГКП «Ульяновский областной водоканал»
обстоятельства не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения
судебного акта, поскольку в данном случае будет нарушен баланс прав и законных
интересов взыскателя и должника, принцип исполнения судебного акта в разумный
срок. С учетом длительности неисполнения судебного решения, отсутствия
исключительных, уважительных причин, объективно препятствующих исполнению
решения суда, районным судом было отказано в удовлетворении заявления об
отсрочке исполнения решения суда от 30 сентября 2021 года.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами
соглашается, считает их верными, исходя из следующего.
Согласно ст.13
ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными
для всех без исключения органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и
организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории
Российской Федерации.
В
соответствии со ст.434
ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного
постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный
пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед
судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о
рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об
индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление
судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.ст.203,
208
настоящего Кодекса.
В
силу ч.1 ст.203
ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного
пристава-исполнителя либо, исходя из имущественного положения сторон или других
обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решение суда,
изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные
положения содержатся в ч.1 ст.37
Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном
производстве».
Согласно
разъяснениям, содержащимся в п.23
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года
№13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при
рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с
учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора
в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно
оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке
(рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный
документ был предъявлен к исполнению.
Таким
образом, по смыслу указанных положений и разъяснений, основания для рассрочки
исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер,
возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос
о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом
конкретном случае с учетом того, что в силу ч.4 ст.15,
ч.3 ст.17,
ч.ч.1,
2 ст.19
и ч.ч.1,
3 ст.55
Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа
справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления
должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы
был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
Возможная
же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости,
быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников
исполнительного производства.
В
каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения
судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности
или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки
(рассрочки) исполнения решения суда является исключительной мерой, которая
должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо
неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом
интересов как должника, так и взыскателя.
Как
разъяснено в п.25
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015
года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых
вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений
ст.37
Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном
производстве», ст.434
ГПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения
исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд
обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в
установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом
конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к
которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение
должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения
решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или
рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей
и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал
требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа
гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том
числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы второй
и третий п.25
названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
С
учетом изложенного, предоставление отсрочки исполнения решения суда является
исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии
уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение
решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя. Между тем,
доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств,
свидетельствующих о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения,
должником ОГКП «Ульяновский областной водоканал» суду первой инстанции
представлено не было, доводы на которые оно ссылается, таковыми не являются.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении со стороны ООО
«Эколайф» своих обязанностей по договору на оказание услуг являются
несостоятельными, поскольку ОГКП «Ульяновский областной водоканал» как
заказчик по указанному договору на
оказание услуг от 19 октября 2023 года, заключенному с ООО «Эколайф», не лишен
возможности обращения к исполнителю в установленном законом порядке в случае
неисполнения условий договора.
Как
следует из уведомления Управления Роспотребнадзора
по Ульяновской области от 15 января 2025 года в предоставлении государственной
услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения отказано в связи
с несоответствием информации, содержащейся в результатах
санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических требований,
требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а
также проведения не в полном объеме исследований и испытаний, их несоответствие
методикам (т.5 л.д. 164-165).
Кроме того,
районным судом обосновано учтен период длительности неисполнения решения суда,
поскольку решение вступило в законную силу 9 ноября 2021 года, должнику был
предоставлен срок для выполнения указанных мероприятий в течение 18 месяцев,
также судом по ходатайству должника уже дважды предоставлялась отсрочка
исполнения решения суда в указанной части.
При
установленных обстоятельствах, доводы жалобы не опровергают выводы суда об
отсутствии оснований для отсрочки исполнения решения суда, а направлены на иную
оценку установленных судом обстоятельств.
Учитывая изложенное, определение суда является законным и
обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
определение Радищевского районного суда Ульяновской области
от 29 января 2025 года оставить без изменения, а частную жалобу областного
государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской
области.
Судья
С.В. Тудиярова