Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным, возложении обязанности обустроить дороги
Документ от 22.04.2025, опубликован на сайте 16.05.2025 под номером 118890, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействие в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог, понуждении поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования, произвести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог, выполнить паспортизацию автомобильных дорог о признании незаконными бездействие в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог, понуждении поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования, произвести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог, выполнить паспортизацию автомобильных дорог, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-004361-53

Судья Берхеева А.В.                                                                      Дело № 33а-1717/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        22 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                       

судей Бахаревой Н.Н., Сычёвой О.А.,

при секретаре  Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом города Димитровграда, администрации города Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 октября 2024 года, с учетом дополнительного решения суда от 13 декабря 2024 года, с учетом определений того же суда об исправлении описок от 11 февраля 2025 года, по делу № 2а-2118/2024, которым постановлено:

исковые требования административных истцов Червякова Алексея Анатольевича, Гайдарова Геннадия Геннадьевича, Лягина Михаила Анатольевича, Горбачева Владимира Александровича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог и не обеспечения безопасности дорожного движения по ***.

Обязать муниципальное образование «город Димитровград»  в лице администрации города Димитровграда, в лице Комитета по                          жилищно-коммунальному комплексу  администрации   города   Димитровграда  в  срок  до 1 июля 2026 года  привести  в соответствии с требованиями                  ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие проезжей части с устройством асфальтированной автомобильной дороги и организовать водоотведение с дороги,  на участке  дороги  от земельного участка *** до примыкания к дороге по *** (по месту расположения участка ***) и проулок от земельного участка *** до ***;  участок дороги от примыкания к ***  (по месту расположения земельного участка ***) до земельного участка ***; участок дороги от примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по ***) до земельного участка *** и далее до примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по         ***),  разворотная автобусная площадка по *** по месту расположения земельного участка ***;

привести  в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»  обустроить тротуар автомобильных дорог с *** до пересечения с ***;  участок  дороги  от земельного участка *** до примыкания к дороге по *** (по месту расположения участка ***) и проулок от земельного участка ***;  участок дороги от примыкания к ***  (по месту расположения земельного участка ***) до земельного участка ***; участок дороги от примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по ***) до земельного участка ***  и далее до примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по          ***),  разворотная автобусная площадка по *** по месту расположения земельного участка ***;

привести  мероприятия по устройству уличного освещения автомобильных дорог   в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»   на участке дороги от *** до  пересечения с ***, участок дороги  от земельного участка *** до примыкания к дороге по *** (по месту расположения участка ***) и проулок от земельного участка ***;  участок дороги от примыкания к ***  (по месту расположения земельного участка ***) до земельного участка ***; участок дороги от примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по ***) до земельного участка ***  и далее до примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по ***),  разворотная автобусная площадка по *** по месту расположения земельного участка ***.

Обязать муниципальное образование «город Димитровград»  в лице администрации города Димитровграда, в лице Комитета по                          жилищно-коммунальному  комплексу  Администрации  города  Димитровграда  в   срок  до 1 июля 2026 года поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования, произвести оценку и  диагностику технического состояния автомобильных дорог с определением категории дорог, паспортизацию автомобильных дорог по *** от пересечения с              ***  до пересечения с ***;  участок дороги от земельного участка *** до примыкания к дороге  по *** (по месту расположения участка ***) и проулок от земельного участка *** до ***; участок дороги от примыкания к ***  (по месту расположения земельного участка ***) до земельного участка ***; участок дороги от примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по ***) до земельного участка *** и далее до примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по  ***).

Обязать МКУ «Городские дороги»  в срок до 1 октября 2025 года привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»  дорожное полотно на участке дороги по *** от пересечения с *** до пересечения с    ***, обустроить обочины с укреплением из дорожной одежды и выделить их разметкой в соответствии с ПДД  на указанном участке дороги.

В  удовлетворении требования привести  в соответствии с требованиями ГОСТ Р  дорожное покрытие,  обустроить тротуар автомобильных дорог, привести  мероприятия по устройству уличного освещения автомобильных дорог,    поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования, произвести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог с определением категории дорог, паспортизацию автомобильных дорог по  участку  дороги  от земельного участка *** до *** отказать.

В удовлетворении требования обустроить съезд и проход с дороги, а также производить очистку и помывку дороги отказать.

Исковые требования Прохорова Леонида Васильевича, Майк Сергея Александровича   удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог и не обеспечение безопасности дорожного движения по *** и ***.

Обязать муниципальное образование «город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда,  в лице Комитета по                        жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в срок до 1 июля 2026 года  поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования по ***  от земельного участка *** до *** и далее до перекрестка ***, по       *** и далее до *** и далее до начала ул. Тараканова г. Димитровграда, а также зарегистрировать на нее право муниципальной собственности.

Обязать муниципальное образование «город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда, в лице Комитета по                         жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда  в срок до  1 июля 2026 года провести оценку и диагностику технического состояния с определением категорирования дорог, провести паспортизацию автомобильных дорог  по ***  от земельного участка *** до *** и далее до перекрестка   *** и далее до            *** и далее до начала ***, с определением категорирования дорог.

Обязать муниципальное образование «город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда,  в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в срок до             1 июля 2026 года  провести паспортизацию автомобильных дорог по ***  от земельного участка *** до *** и далее до перекрестка *** и далее до *** и далее до начала ***;

Обязать муниципальное образование «город Димитровград»  в лице администрации города Димитровграда, в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в срок до             1 июля 2026 года привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие проезжей части по ***  от земельного участка *** до *** и далее до перекрестка ***, по *** и далее до *** от *** до ***.

Обязать МКУ «Городские дороги»  в срок до  1 октября 2025 года привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие проезжей части дороги по *** от пересечения с *** до пересечения с ***,  с устройством асфальтового покрытия дорог в местах их отсутствия.

Обязать муниципальное образование «город Димитровград» в                      лице администрации города Димитровграда,  в лице Комитета по                         жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в срок до 1 июля 2026 года привести  в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» обустроить тротуар  автомобильных дорог по ***  от земельного участка *** до *** и далее до перекрестка *** от *** до *** и далее до ***, по             *** от *** до *** и далее до начала ***;

Обязать муниципальное образование «город Димитровград»  в лице администрации города Димитровграда, в лице Комитета по                          жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в срок до 1 июля 2026 года провести мероприятия по установке уличного освещения автомобильных дорог по ***  от земельного участка *** до *** и далее до перекрестка ***, по ул*** от *** до *** и далее до *** по *** от *** до *** и далее до ***.

Взыскать с  администрации города Димитровграда в пользу Прохорова Леонида Васильевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда  в пользу Прохорова Леонида Васильевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городские дороги»  в пользу Прохорова Леонида Васильевича государственную пошлину в размере     100 руб.

Взыскать с  администрации города Димитровграда в пользу Червякова Алексея Анатольевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в пользу Червякова Алексея Анатольевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городские дороги»  в пользу Червякова Алексея Анатольевича государственную пошлину в размере     100 руб.

Взыскать с администрации города Димитровграда в пользу Гайдарова Геннадия Геннадьевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в пользу Гайдарова Геннадия Геннадьевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городские дороги»  в пользу Гайдарова Геннадия Геннадьевича государственную пошлину в размере   100 руб.

Взыскать с  администрации города Димитровграда в пользу Лягина Михаила Анатольевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда  в пользу Лягина Михаила Анатольевича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городские дороги»  в пользу Лягина Михаила Анатольевича государственную пошлину в размере         100 руб.

Взыскать с  администрации города Димитровграда в пользу Горбачева Владимира Александровича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в пользу Горбачева Владимира Александровича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городские дороги»  в пользу Горбачева Владимира Александровича государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с  администрации города Димитровграда в пользу Майк Сергея Александровича  государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда в пользу Майк Сергея Александровича  государственную пошлину в размере 100 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городские дороги»  в пользу Майк Сергея Александровича государственную пошлину в размере 100 руб.

В удовлетворении исковых требований Прохорова Леонида Васильевича, Червякова Алексея Анатольевича, Гайдарова Геннадия Геннадьевича, Лягина Михаила Анатольевича, Горбачева Владимира Александровича, Майк Сергея Александровича  к муниципальному образованию «город Димитровград» в лице Комитета по управлению имуществом города Димитровграда о признании незаконным бездействия о непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог, понуждении поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги, произвести оценку  и диагностику технического состояния автомобильных дорог, выполнить паспортизация автомобильных  дорог,  взыскании государственной пошлины  отказать.

В удовлетворении исковых требований Прохорова Леонида Васильевича, Червякова Алексея Анатольевича, Гайдарова Геннадия Геннадьевича, Лягина Михаила Анатольевича, Горбачева Владимира Александровича, Майк Сергея Александровича к муниципальному образование «город Димитровград»  в лице Администрации города Димитровграда, в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда о понуждении привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие  дороги по *** от пересечения с *** до пересечения с    *** отказать.

В удовлетворении исковых требований  Червякова Алексея Анатольевича, Гайдарова Геннадия Геннадьевича, Лягина Михаила Анатольевича, Горбачева Владимира Александровича к муниципальному казенному учреждению «Городские дороги»  о понуждении привести  в соответствии с требованиями                       ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие проезжей части с устройством асфальтированной автомобильной дороги, организовать водоотведение с дороги, обустроить тротуар автомобильных дорог, привести  мероприятия по устройству уличного освещения автомобильных, поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования, произвести оценку и  диагностику технического состояния автомобильных дорог с определением  категории дорог, паспортизацию автомобильных дорог от *** по ***  до примыкания к дороге по *** (по месту расположения участка ***) и проулок от земельного *** до ***;  участок дороги от примыкания к ***  (по месту расположения земельного участка ***) до земельного участка ***; участок дороги от примыкания к *** (по месту расположения земельного участка по ***) до земельного участка ***  и далее до примыкания к ***  (по месту расположения земельного участка по ***),  разворотная автобусная площадка по *** по месту расположения земельного участка *** отказать.

В удовлетворении исковых требований Прохорова Леонида Васильевича, Майк Сергея Александровича к муниципальному казенному учреждению «Городские дороги»   о понуждении поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования, провести оценку и диагностику технического состояния с определением категорирования дорог, провести паспортизацию автомобильных дорог, привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие проезжей части, обустроить тротуар  автомобильных дорог,  провести мероприятия по установке уличного освещения автомобильных дорог  по ***  от земельного участка *** до *** и далее до перекрестка ***, по      *** от *** до *** и далее до ***, по *** от *** до *** и далее до начала ***, а также зарегистрировать на нее право муниципальной собственности отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,  объяснения представителя   администрации г. Димитровграда Ульяновской области Мартеля  А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Административные истцы Прохоров Л.В., Червяков А.А., Гайдаров Г.Г., Лягин М.А., Горбачев В.А., Майк С.А.  обратились с административными исками  к администрации г. Димитровграда Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог, о понуждении поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги, произвести оценку  и диагностику их технического состояния, выполнить паспортизация автомобильных  дорог, взыскании судебных расходов.

В обосновании заявленных требований указали на то, что в связи с отсутствием освещения, дорог, тротуаров частного сектора в ***, они через депутата Червякова А.А. обратились 14 июня 2024 года  к Главе г. Димитровграда Ульяновской области с просьбой  поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования по ***, а также зарегистрировать на право муниципальной собственности, провести оценку и диагностику технического их состояния с определением категорирования дорог, провести паспортизацию автомобильных дорог, привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-2017)  дорожное покрытие указанных дорог, привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) обустроить тротуар  вдоль автомобильных дорог, провести мероприятия по установке уличного освещения автомобильных дорог, предоставить копию планировки и застройки вышеуказанных улиц.

В письме от *** года № *** Глава г. Димитровграда Ульяновской области сообщил, что в части постановки на кадастровый учет, Комитетом по управлению имуществом г. Димитровграда запрошено коммерческое предложение по образованию земельных участков для улиц и проездов в границах указанного массива. Проводятся мероприятия, направленные на изыскание  денежных средств из местного бюджета  на категорирование и паспортизацию автомобильных дорог. Прорабатывается вопрос асфальтирования и установки уличного освещения вышеуказанных автомобильных дорог. Проект планировки территории и проект межевания на данную  территорию  разрабатывается.

До настоящего времени  администрация г. Димитровграда Ульяновской области в Городскую Думу г. Димитровграда не обращалась за корректировкой бюджета для реализации мероприятий указанных в письме от 10 июля 2024 года.  Автодороги по *** относятся к автомобильным дорогам местного значения и находятся в собственности муниципального образования «город Димитровграда». Паспортизация и оценка технического состояния указанных автомобильных дорог не произведена, категория им не присвоена, на кадастровый учет они не поставлены, регистрация права собственности не произведена, проект организации дорожного движения не  разработан и не утвержден. Тротуары и уличное освещение по заявленным улицам отсутствуют. Асфальтовое покрытие на дорогах  отсутствует либо имеет неровности дорожного полотна в виде выбоин, просадок, затрудняющих движение транспортных средств.

Определением суда от 9 сентября 2024 года административные дела по административным искам Прохорова Л.В., Червякова А.А., Гайдарова Г.Г.,    Лягина М.А., Горбачева В.А., Майка С.А. объединены в  одно производство.  

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены муниципальное образование «город Димитровград» в лице администрации г. Димитровграда Ульяновской области, в лице Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда (далее – КУИГ), в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации г. Димитровграда администрации г. Димитровграда Ульяновской области (далее – Комитет по ЖКХ),       МКУ «Городские дороги», в качестве заинтересованных лиц  привлечены            МО МВД России «Димитровградский», МКУ «ДИИП».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе КУИГ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Полагает, что в решении суда не исследован вопрос о том, введена ли автомобильная дорога общего пользования по ***, по *** в эксплуатацию, поскольку поставить на государственный кадастровый учет возможно лишь автомобильные дороги, введенные в эксплуатацию.

Для постановки на кадастровый учет автомобильной дороги она должна быть определена в качестве недвижимой вещи, асфальтовое покрытие не делает ее таковой. Для признания автомобильной вещи недвижимым имуществом как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что объект создан именно как недвижимость в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и соблюдением градостроительных норм и правил.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации автомобильная дорога является линейным объектом, для строительства которого требуется  разрешение, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, определенного для объектов недвижимости. В данном случае судом такого вывода сделано не было, проектно-сметная документация для строительства вышеуказанных дорог в настоящее время не разработана, выделение на это бюджетных средств предусмотрено  в 2027 году. Без вышеуказанных  мероприятий автомобильную дорогу поставить на кадастровый учет до 1 июля 2026  года невозможно.

Полагает, что решение суда должно быть исполнимым и содержать координаты и протяженность того  участка дороги, который должен быть поставлен на государственный кадастровый учет. 

В апелляционной жалобе администрация г. Димитровграда Ульяновской области приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы КУИГ.

Полагает решение суда незаконным как в отношении возложения обязанности по проведению работ, связанных с автомобильными дорогами, так и по существу требований.

Что касается существующей дороги ***, то обязанность по совершению действий по приведению ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 возложена МКУ «Городские дороги». В ходе   совместного осмотра установлены дефекты дорожного полотна, которые требуют устранения.

Однако в отношении дорог, которые не существуют в реестре и которые расположены в частном секторе, то обязанность  по исполнению  исковых требований возложена на администрацию г. Димитровграда Ульяновской области и Комитет по ЖКХ, причем без указания на то, какие действия надлежит выполнить тому или иному лицу, что является нарушением статьи 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом неверно применены нормы материального права, в связи с чем на администрацию г. Димитровграда Ульяновской области незаконно возложена обязанность совершить определенные действия в отсутствие полномочий и при наличии органа, на который непосредственно возложена данная обязанность.

В   соответствии со статьей 23 Закона Ульяновской области от 13 июля 2004 года № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области»  и Уставом г. Димитровград Ульяновской области является городским округом, не имеет административно-территориального деления. Уставом предусмотрено создание в органах местного самоуправления отраслевых (функциональных) органов, которым делегируются  полномочия по решению вопросов местного значения. В связи с этим суду следовало руководствоваться пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Осуществление  дорожной деятельности  в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными  органами местного самоуправления.

К собственности  городского района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, в связи с чем положения  части 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года                № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) не применимы.

Администрация г. Димитровграда Ульяновской области считает, что требования о постановке на кадастровый учет автомобильных дорог и регистрация на них права муниципальной собственности не нарушает прав административных истцов, поскольку ими не представлены доказательства таких нарушений. Сами требования о постановке автомобильной дороги на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности заявлены преждевременно.

Считает себя ненадлежащим административным ответчиком, надлежащим ответчиком является Комитет по ЖКХ, который является главным распорядителем  бюджетных средств и разрешает другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Принципами административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218).

Определяя процедуру судебного разбирательства по указанным административным делам, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предписывает при рассмотрении таких дел судам выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, требования нормативных правовых актов, определяющих компетенцию органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия такого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и основания для его принятия (совершения), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226).

В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (статья 1).

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года                № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 вышеуказанной статьи).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года           № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения (пункты 6, 11).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 названного Федерального закона).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. 

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

В соответствии со статьей 23 Закона Ульяновской области от 13 июля 2004 года № 043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области»  и Уставом муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области»             г. Димитровград Ульяновской области является городским округом с административным центром город Димитровград.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от            6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия закреплены в статье 7 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области».

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая их ремонт и содержание.

Статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Статьей 51 указанного Федерального закона также закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частям 6, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года            № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130131132133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлениями  администрации г. Димитровграда Ульяновской области   от *** года    № *** «Об утверждении перечня автомобильных дорог  общего пользования местного значения в городе Димитровграде  Ульяновской области»  и от *** года № *** «О внесении изменений в постановление  Администрации города  от *** №***» автомобильные дороги  по *** протяженностью 2710 м,  по ***  протяженностью 1990 м, по                *** протяженностью 1330 м отнесены  к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в  *** (л.д.  169-173 том 1).

Как установлено судом первой инстанции, в границах городского округа          г. Димитровград Ульяновской области по  указанным улицам  надлежащим образом обустроенные  автомобильные дороги, а также тротуары, освещение улиц отсутствуют. Указанные обстоятельства административными ответчиками  не опровергаются.

Согласно представленному МКУ «ДИИП» паспорту муниципальной программы «Строительство и реконструкция объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в городе Димитровграде»  на  разработку проектно-сметной документации для строительства дорог и строительство дорог  по *** предусмотрено выделение денежных средств  в 2027 году.

Признавая незаконным бездействие администрации городского округа по непринятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения по ***, суд первой инстанции  исходил из того, что административный ответчик не проводил мероприятия  по обеспечению объектами дорожной инфраструктуры указанный район на протяжении более чем 10 лет.  

Приходя к такому выводу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельные участки, располагающиеся на указанных улицах,  на основании  решения Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области  от 27 апреля 2011 года  № 49/619 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности города Димитровграда Ульяновской области, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, родившим либо усыновившим (удочерившим) после 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей»  были предоставлены для индивидуального жилищного строительства в собственность граждан.

В соответствии с ранее состоявшимися решениями  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 января 2020 года, от  15 апреля 2020 года, от 27 мая 2020 года, от 16 июля 2020 года,  от 19 января 2021 года, от 9 июля 2021 года и от 21 декабря 2021 года администрация г. Димитровграда  Ульяновской области обязана обеспечить земельные участки объектами дорожной инфраструктуры в виде подъездной дороги к земельным участкам по                      *** (дело № ***),   по  *** (дело № ***), по *** (дело № ***), по  *** (дело        № ***), по *** (дело №***),  по *** (дело №***), по *** (дело № ***), однако возложенная судом обязанность административным ответчиком не  исполнена    (л.д.  21-27, 28-34, 35-41, 42-47, 48-52, 53-57, 58-62 том 2).   

На бездействие администрации г. Димитровграда  Ульяновской области  указывают  и  то обстоятельство, что  перечисленные в оспариваемом решении  участки дорог,  соответствующие признакам автомобильной дороги общего пользования местного значения, на кадастровом учете не состоят, зарегистрированных прав в отношении них не имеется, меры по поддержанию надлежащего технического их состояния не принимаются. 

Основываясь  на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая  вышеприведенные требования, в том числе,  Федерального закона от   6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, суд первой инстанции  обоснованно пришел к выводу  о необходимости  возложить на муниципальное образование «город Димитровград»  в лице администрации г. Димитровграда Ульяновской области, а также  в лице Комитета по ЖКХ  обязанность  по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации  права муниципальной собственности приведенных в оспариваемом решении  участков автомобильных дорог  общего пользования, по проведению оценки и  диагностики технического состояния автомобильных дорог с определением категории дорог, паспортизации автомобильных дорог по приведению  в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 дорожного покрытия проезжей части с устройством асфальтированной автомобильной дороги и организацией водоотведения с дороги,  обустройства тротуаров и уличного освещения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.

При этом административные ответчики, обязанные в силу положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказать отсутствие незаконного бездействия, не опровергли содержащиеся в материалах дела сведения о том, что спорные участки автомобильных дорог  находятся на территории городского округа, обеспечивают проезд неограниченного круга лиц, отвечает признакам автомобильных дорог общего пользования и находится в неудовлетворительном состоянии. Документов, подтверждающих отнесение дорог к частной собственности, в материалах дела не содержится.

Вопреки доводам жалобы, вывод суда первой  инстанции о том, что на администрацию г. Димитровграда Ульяновской области (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения  в границах городского округа, основан  на требованиях  Федерального закона от 6 октября 2003 года         № 131-ФЗ  и Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ,  является мотивированным  и верным.

При этом  судом первой инстанции  также  верно учтены полномочия по организации дорожной деятельности Комитета по ЖКК  и МКУ «Городские дороги», возложенные на них администрацией г. Димитровграда Ульяновской области. 

Ссылка в жалобе на  то, что суд  первой   инстанции в  своем решении  привел  положения пункта 5 части 1 статьи 14  и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, определяющие  в качестве вопросов местного значения городского поселения и  муниципального района    дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог, основанием для его отмены  не является. Разрешение  аналогичного вопроса в  пределах городского округа  регламентировано пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от         6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные участки дорог индивидуально не определены, в том числе не определена их  протяженность, правильности выводов суда первой инстанции не опровергают и не освобождают  в силу закона  орган местного самоуправления от обязанности  включить данные объекты в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать право собственности в установленном порядке, что позволит вести учет состояния  дорог  и ее элементов, обеспечит возможность контроля за проведением своевременного надлежащего ремонта, содержания дороги и безопасностью движения по ней, что отвечает законным правам и интересам  как  административных истцов, так  и  иных жителей муниципального  образования ***, а также неопределенного круга лиц, использующих дороги.

Исходя из системного анализа вышеприведенных положений техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.

Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги (пункт 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации).

Предусмотренный судом срок выполнения соответствующих мероприятий судебная коллегия находит обоснованным и разумным. Его продление также возможно на стадии исполнения судебного решения.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, его позиция не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения. Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения в апелляционной жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от           17 октября 2024 года, с учетом дополнительного решения суда от 13 декабря 2024 года,  с учетом определений того же суда об исправлении описок от 11 февраля 2025 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом города Димитровграда, администрации города Димитровграда Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 мая 2025 года.