Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 29.04.2025, опубликован на сайте 20.05.2025 под номером 118904, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести работы по ликвидации ТКО, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-007639-70

Киреева Р.Р.                                                                                     Дело № 33а-1912/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            29 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре  Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                  администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2024 года по делу № 2а-5342/2024, которым постановлено:

административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в непринятии мер по ликвидации навалов твердых коммунальных отходов, кирпичей на территории общего пользования на земельном участке с кадастровым номером *** (графические координаты ***), расположенном в районе ***.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать навалы твердых коммунальных отходов, кирпичей на территории общего пользования на земельном участке с кадастровым номером *** (графические координаты ***), расположенном в районе ***.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                   Артамонова А.К., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации г. Ульяновска, выразившегося в неисполнении возложенных на неё обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов, кирпичей на территории общего пользования.

Требования мотивировал тем, что в ходе мероприятий в сфере надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в деятельности администрации г. Ульяновска. Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** (графические координаты ***), расположенном в районе ***,  имеется несанкционированная свалка. Данный земельный участок находится в муниципальной собственности.

Ненадлежащая организация деятельности администрации города Ульяновска по накоплению твердых коммунальных отходов привела к захламлению водоохраной зоны водного объекта – ***, не обеспечено проведение мероприятий по благоустройству, созданию условий для массового отдыха населения с целью развития туристического и рекреационного потенциала города.  

В целях устранения выявленных нарушений *** прокурором в адрес администрации было внесено представление, однако в нарушение ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нарушения устранены не были.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ульяновск, выразившееся в неисполнении возложенных на нее обязанностей по ликвидации твердых коммунальных отходов, размещенных на территории общего пользования - на земельном участке с кадастровым номером ***, (графические координаты ***), расположенном в районе ***; обязать администрацию города Ульяновск в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать размещенные твердые коммунальные отходы на земельном участке с кадастровым номером ***, (графические координаты ***), расположенном в районе ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены                ГСК «Сокол», Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска, Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению Администрации города Ульяновска, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Мартиросян К.Г.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрацию города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении  административных  исковых требований отказать.

Полагает, что решение суда вынесено с нарушением норм процессуального права, в частности при вынесении решения судом не дана оценка о принятии администрацией города Ульяновска мер по ликвидации несанкционированной свалки, а именно силами МБУ «Дорремстрой» была проведена расчистка работ по благоустройству территории. Полагает, что административным истцом не представлено доказательств и расчетов, что расположенная в районе *** *** несанкционированная свалка может быть отнесена к таковой по своим критериям. Считает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязаны проводить мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п.6 ст.2).

Частью 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 ст.8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст.7 Федерального закона от             10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления   в РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки выявлено наличие несанкционированной свалки, навалов твердых коммунальных отходов, кирпичей на земельном участке с кадастровым номером *** (графические координаты ***), расположенного в районе ***.

По данным ЕГРН земельный участок, площадью 161 763 кв.м +/- 141 кв.м, относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, местоположение: ***, кадастровый номер ***, находится в муниципальной собственности. Право собственности зарегистрировано *** (л.д.13-30). 

Данных об арендаторах указанного земельного участка не имеется.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на земельном участке.

Разрешая административный спор и, установив, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в муниципальной собственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие администрации города Ульяновска, как собственника данного земельного участка, привело к его загрязнению и несанкционированному складированию на нем бытовых и коммунальных отходов, кирпичей. В этой связи суд нашел требования прокурора обоснованными и удовлетворил его требования, возложив на администрацию г.Ульяновска обязанность по ликвидации спорной свалки.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд верно определил надлежащего ответчика по делу.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (ст.42 ЗК РФ).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч.7 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Запрещается захоронение отходов в границах водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч.5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Исходя из положений, изложенных в пунктах 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка ТКО, обязан принять меры по ее ликвидации.

Аналогичная позиция закреплена в п.32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.

Поскольку Уставом муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119, к вопросам местного значения городского округа отнесена, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, то у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Устанавливая срок для исполнения решения суда - в течении трех месяцев с момента его вступления в законную силу – суд исходил из принципов разумности и соблюдения баланса интересов сторон, обеспечения восстановления прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы заявителя жалобы о том, что администрацией предприняты меры по ликвидации спорной свалки, на правильность выводов суда не влияет и основанием для отмены законного судебного акта служить не может.

Из пояснений прокурора, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что накопление отходов на спорном земельном участке происходит систематически.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.05.2025