У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-008943-38 Судья Елистратов А.М. Дело № 33а-2082/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Лазареве М.М.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя
СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России Чеджемовой О.И. на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 16
января 2025 года по делу № 2а-491/2025, которым постановлено:
административное
исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области удовлетворить.
Освободить
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению
от *** года по исполнительному производству № ***.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области обратилось в суд с административным
иском к судебному приставу-исполнителю Чеджемовой
О.И., СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора в
сумме 50 000 руб.
Иск мотивирован тем, что вступившим в
законную силу решением суда от 25
июня 2024 года на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Вершинина Д.А.
специализированным жилым помещением по договору найма специализированного
жилого помещения.
В связи с неисполнением решения суда,
судебным приставом-исполнителем *** года вынесено постановление о взыскании
исполнительского сбора. Исполняя решение суда об обеспечении Вершинина Д.А.
специализированным жилым помещением, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области необходимо заключить государственный
контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного
жилищного фонда.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области не является организацией, которая
самостоятельно, за счет внутренних
резервов, может исполнить указанное выше решение суда. Им принимались
меры к истребованию бюджетных средств для исполнения решения суда.
Просило освободить от взыскания
исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. на основании постановления от *** года по исполнительному производству от ***
года № ***.
К участию в деле в
качестве административного ответчика привлечено Главное межрегиональное
(специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (далее -
ГМУ ФССП России), в качестве заинтересованного лица - Вершинин Д.А.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ведущий судебный пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ
ФССП России Чеджемова О.И. просит решение отменить, отказать в удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что при объективной невозможности исполнить решение суда должник по
исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством
об отсрочке исполнения судебного акта, о разъяснении судебного акта,
заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные
правовые способы.
Отсутствие у
должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решений суда не
может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты
исполнительского сбора.
Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области не проявило ту степень осмотрительности,
какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований
исполнительного документа.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу
об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
Условия и порядок принудительного исполнения
судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Закон об
исполнительном производстве.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30
Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые
поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в
постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для
добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе
требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных
требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него
исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий,
предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего
Федерального закона.
Согласно статье 112 Закона об исполнительном
производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на
должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,
установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в
случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному
исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным
приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи,
если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того,
что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора
утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного
документа неимущественного характера исполнительский сбор с
должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть
3).
В силу правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля
2001 года № 13-П, исполнительский
сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение
на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой
ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе
исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к
ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде
взыскания исполнительского сбора
возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении
должника.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в
пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17
ноября 2015 года № 50 «О
применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,
возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112
Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной
санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести
определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой
ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в
процессе исполнительного производства.
Согласно части 7 статьи 112 Закона об
исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении
в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных
существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского
сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от
размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации
оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить
должника от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска по делу № *** на
Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области
от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
возложена обязанность предоставить Вершинину
Д.А. специализированное жилое
помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения на
территории *** (л.д. 19).
*** года на основании выданного судом
исполнительного листа по вышеуказанному делу в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России возбуждено исполнительное
производство № *** (л.д. 21-22).
В постановлении о возбуждении исполнительного
производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения
требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии
постановления.
В связи с неисполнением требований
исполнительного документа в срок для добровольного исполнения постановлением
судебного пристава-исполнителя от
10 декабря 2024 года с должника Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области взыскан исполнительский сбор в
размере 50 000 руб. (л.д. 18).
Принимая решение об удовлетворении требований
административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области такой штрафной санкции по исполнительному
производству как взыскание исполнительского сбора, поскольку в действиях
должника не установлено виновного бездействия по неисполнению в установленный
судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом
суда, поскольку он основан на объективной оценке представленных в дело
доказательств, верном применении и толковании норм материального права.
Учитывая временные затраты на целевое
финансирование, необходимость соблюдения требований и процедур, предусмотренных
Федеральным законом от 5 апреля
2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд», Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не
имело возможности исполнить требования исполнительного документа в пятидневный
срок, установленный для его добровольного исполнения.
Объем выделенного финансирования, наличие
вступивших в законную силу решений, подлежащих исполнению, а также количество
детей-сирот, числящихся в реестре на предоставление жилых помещений до
Вершинина Д.А., не позволили должнику исполнить требования исполнительного
документа ранее.
В отсутствие со стороны Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области виновного
неисполнения требований исполнительного документа у суда имелись основания для
принятия решения об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.
Доводы административного ответчика в
апелляционной жалобе об обратном являются несостоятельными и опровергаются
установленными судом обстоятельствами.
Судом верно определены обстоятельства,
имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы материального и
процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных
нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 16 января 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по
Ульяновской области ГМУ ФССП России Чеджемовой О.И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 19 мая 2025
года.