У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0003-01-2024-004539-49
Судья Резовский Р.С.
Дело № 33а-2108/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 27 января 2025
года по делу № 2а-56/2025, которым постановлено:
Административные исковые требования прокурора Железнодорожного района
города Ульяновска, действующего в защиту прав и законных интересов Корниловой
Марины Валентиновны, к администрации города Ульяновска о признании незаконным
постановления и понуждении к определенным действиям удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации города Ульяновска № ***
от *** года «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу»
в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного
многоквартирного дома № *** по *** до 31 декабря 2030 года.
Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня
вступления решения в законную силу принять решение об установлении срока
отселения физических и юридических лиц из аварийного *** до 31 декабря 2025
года и внести соответствующие изменения в постановление администрации города
Ульяновска от *** года № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и
подлежащими сносу».
В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Железнодорожного
района города Ульяновска отказать.
Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,
судебная коллегия
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в защиту прав
и законных интересов Корниловой М.В., обратился в суд с административным иском
к администрации г. Ульяновска о признании незаконным постановления и понуждении
к определенным действиям.
В обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой
района проведена проверка законности установления сроков отселения жителей
аварийных домов и сноса таких домов.
В ходе проведенной проверки установлено, что *** года межведомственной
комиссией администрации г. Ульяновска принято заключение № *** о выявлении оснований для признания
многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу.
Согласно выводам технического заключения по результатам обследования
дома, проведенного *** года АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области»,
в процессе обследования дома установлено, что техническое состояние его
основных строительных конструкций характеризуется как аварийное. По результатам
проведенного обследования установлено, что имеется значительное отклонение стен
по вертикали, просадка углов дома, искривление горизонтальных поверхностей
стен, что свидетельствует о неравномерной осадке и недостаточности несущей
способности фундамента; нарушена устойчивость конструкций стен; наблюдается
выпирание из плоскости стен несущих элементов бревен; крыша подверглась пожару,
из-за чего имеет множественные повреждения несущих элементов кровли, фронтонов;
в кровельном покрытии просветы, перекосы оконных и дверных коробок. Деревянные
полы помещений частично сгнили, имеются прогибы и просадки, в некоторых
помещениях доски пола отсутствуют. Стены не обеспечивают необходимую несущую
способность и изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха. Таким
образом, экспертами установлено, что жилое здание находится в аварийном
состоянии и подлежит сносу.
Администрацией г. Ульяновска *** года вынесено постановление № *** «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими сносу». Указанным постановлением установлена плановая
дата расселения данного дома – до 31 декабря 2030 года.
В настоящее время в жилом доме, являющимся аварийным, проживание
граждан невозможно, дом не эксплуатируется.
Его дальнейшая эксплуатация
создает реальную угрозу для их жизни и здоровья граждан, а решение об установлении срока отселения
дома до 2030 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания,
является неразумным и чрезвычайно длительным.
Просил суд признать незаконным пункт *** постановления
администрации г. Ульяновска от ***
года № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в
части установления срока расселения лиц, проживающих в многоквартирном
доме по адресу: ***, до 31 декабря 2030
года; обязать администрацию г. Ульяновска установить разумный срок сноса указанного
аварийного дома и отселения из него
жителей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены УМС администрации г. Ульяновска,
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска,
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области, Управление
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.
Ульяновска, АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», Крылова Р.С.,
Крылова Н.А., Хижняк А.А., Хижняк В.В., Шишова Н.С., Шемырева О.В.,
Кеметов М.М., Евграфов А.М., Евграфова Ф.Р., Евграфов Д.А.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г. Ульяновска
просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на то, что, что определение срока отселения физических и юридических лиц
относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей из аварийного дома,
законом не установлены. Сроки об отселении жильцов из аварийного дома должны
отвечать требованиям разумности.
Считает, что в
рамках данного дела административным истцом не представлены доказательства
необходимости отселения жителей дома в более ранние сроки. Кроме того,
жители в указанном доме не проживают,
они не лишены права обратиться в Управление муниципальной собственностью
администрации г.
Ульяновска в случае необходимости предоставления им для временного проживания
жилых помещений маневренного фонда.
Полагает, что
возложение судом на администрацию г. Ульяновска обязанности установить
конкретный срок отселения граждан аварийного дома противоречит правовой позиции
Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и
судебной практики за II
квартал 2009 года (вопрос № 3), пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного
кодекса Российской Федерации, Положению, утвержденному постановлением
Правительства от 28 января 2006 года №
47.
Таким образом,
требование по установлению конкретного срока по сносу и расселению аварийного
многоквартирного жилого дома, а именно до 31 декабря 2025 года является
неисполнимым.
Считает, что по
данному делу прокурором пропущен срок обращения в суд с административным
исковым заявлением, что является основанием для отказа в удовлетворении
административного иска.
В судебное
заседание лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к
следующему.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами
(часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации).
В соответствии с
частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах
своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов,
организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если
полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют
нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Согласно части 10 статьи
32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном
Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом,
принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его
сносе или реконструкции в разумный срок.
Как установлено
судом, многоквартирный жилой *** является одноэтажным, деревянным, год
постройки – ***.
Согласно техническому заключению АО «Имущественная корпорация
Ульяновской области (Ульяновское областное БТИ)» от *** года, составленного по
результатам обследования дома № ***,
техническое состояние основных строительных конструкций многоквартирного
жилого дома в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения.
Правила обследования и мониторинга технического состояния» характеризуется как
аварийное, исчерпана несущая способность, существует опасность обрушения. В
связи с высоким физическим износом несущих конструкций жилого дома (75-78%) и
снижением до аварийного уровня его надежности, прочности и устойчивости
строительных конструкций, жилой дом подлежит сносу (л.д. 18-63 том 1).
Заключением
межведомственной комиссии от *** года № *** на основании вышеуказанного
технического заключения указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу
(л.д. 15-17 том 1).
Постановлением
администрации г. Ульяновска от *** года № *** многоквартирный *** признан аварийным и подлежащим
сносу, срок отселения для указанного дома установлен до 31 декабря 2030
года (л.д. 13-14 том 1).
Многоквартирный жилой дом включен в областную адресную программу
«Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из
многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением
Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 года № 573-П.
Разрешая спор и
признавая неразумным установленный срок переселения жильцов указанного дома,
суд первой инстанции правильно исходил из того, что столь длительный срок
отселения жильцов из аварийного дома установлен без учета технического
состояния дома, его конструкций, нарушает права граждан на жилище и его
безопасность, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку
никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме, направленных на
восстановление его технического состояния, не проводилось; каких-либо актов
осмотра или заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности
дальнейшего проживания в данном доме с учетом аварийного состояния несущих
конструкций и опасности обрушения дома, административным ответчиком не
представлено.
Выводы суда в
решении подробно мотивированы, всем юридически значимым обстоятельствам и
собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, с
которой судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
администрации г. Ульяновска в апелляционной жалобе, судом не нарушено
требование закона, касающееся компетенции органов местного самоуправления по
вопросам принятия решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а
также установлению сроков отселения.
Как следует из
правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение
срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а
также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа
местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления
об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не
основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома,
поскольку имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в
аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений,
направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище.
При таких
обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения
требований прокурора, поскольку установленный срок отселения граждан,
проживающих в указанном многоквартирном доме -
до 31 декабря 2030 года не отвечает требованиям разумности и является
чрезмерно длительным с учетом физического износа здания и наличия угрозы
обрушения дома.
Вопреки доводам
жалобы, срок для обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку проверка
проведена в сентябре 2024 года, административный иск составлен в ноябре 2024
года.
Принятое по делу
решение является правильным, судом первой инстанции верно установлены юридически
значимые обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные
доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального
права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих
безусловную отмену решения суда, не допущено.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска
от 27 января 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 20 мая 2025 года.