УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Земцова О.Б. 73RS0003-01-2024-001686-72
Дело № 33-874/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
20 мая 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой
Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тарновского Сергея Георгиевича
на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 июня 2024
года по гражданскому делу № 2-1230/2024, по которому постановлено:
в удовлетворении
исковых требований Тарновского Сергея Георгиевича к федеральному казенному
учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отмене акта
освидетельствования и возложении обязанности провести повторную медико-социальную
экспертизу, отказать.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Тарновский С.Г.
обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области») об отмене акта освидетельствования и возложении
обязанности провести повторную медико-социальную экспертизу.
В обоснование требований
указано, что 6 сентября 2023 г. Тарновский С.Г. освидетельствован
экспертами бюро № 12-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ему установлена *** группа
инвалидности на срок до 1 октября
2024 г.
С указанным
решением истец не согласен, считает его
незаконным и необоснованным. Вследствие перенесенного *** у него произошли
нарушения функций ***, пропала
возможность к самообслуживанию. Фактически
истец является лежачим
больным,
который не в состоянии обслуживать себя самого и следить за домом.
С учетом изложенного,
Тарновский С.Г. просил отменить акт освидетельствования ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» от 14 сентября
2023 г. № ***;
обязать ответчика провести в
отношении него повторную
медико-социальную экспертизу.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты
Российской федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Тарновский С.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое
решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование
доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно определены
обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда вынесено с нарушением
норм процессуального права. Обращает внимание, что суд первой инстанции отказал
в удовлетворении его ходатайства об изменении исковых требований. Кроме того,
судом первой инстанции не учтено его право на жизнь, закрепленное статьей 20
Конституции Российской Федерации, нуждаемость по состоянию здоровья в
постоянном постороннем уходе.
В возражениях на
апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» просит решение суда
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
На основании части 1
статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
не находит оснований к его отмене.
Статьей 60
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза
проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах
социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза
проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной
защите инвалидов.
В соответствии с
частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1
статьи 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется
федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными
федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством
Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений
медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты
населения.
На федеральные
учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности,
ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в
различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ
реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения;
участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики
инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты
профессиональной трудоспособности (часть 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Правила признания
лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. №
588 (далее - Правила).
Согласно пункту 2
Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании
ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее
- Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее -
главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах,
являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
В соответствии с
пунктом 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной
оценки состояния организма гражданина на основе анализа его
клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и
психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пункта 5
Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его
социальной защиты, являются:
а) нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение
жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или
возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или
заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в
мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Наличие одного из
указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием,
достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).
В зависимости от
степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в
результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному
инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в
возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 31
Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится
путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного
бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального
диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа
имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии
здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем
организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о
результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий,
сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных
данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной
экспертизы.
Из содержания
приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица
инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для
признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных
учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие
лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Исходя из Правил
признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при
оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы и предполагает
обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ
социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных
гражданина.
Таким образом,
признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности
производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках
регламентированной нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной
оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной
экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение
предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку
представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение
учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом,
оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для
исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Сведения о лице, признанном инвалидом (группа, причина, ограничение
жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты
профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности,
срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной
защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его
медико-социальной экспертизы, подлежат включению в федеральный регистр
инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Тарновский С.Г. обратился в учреждение
медико-социальной экспертизы (бюро № 12 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области») с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью
определения инвалидности.
По результатам
медико-социальной экспертизы, проведенной в заочной форме (акт
медико-социальной экспертизы гражданина от 14 сентября 2023 г.
№ ***), специалистами бюро № 12 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Тарновскому
С.Г. вынесен клинико-функциональный диагноз. Основное заболевание: ***.,
явились основанием для признания Тарновского С.Г. инвалидом *** группы с
причиной «***» сроком на 1 год с 06 сентября 2023 г. до 01 октября 2024 г. (т.
1,
л.д. 167-174).
По направлению
лечебного учреждения специалистами экспертного состава № 11 ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» была проведена очная медико-социальная экспертиза на дому.
У Тарновского С.Г. были выявлены стойкие значительно выраженные нарушения ***. ***,
что явилось основанием для установления ему *** группы инвалидности с причиной
«***», сроком на 2 года до 1 мая 2026 г. (т. 1, л.д. 141-149).
Согласно заключению судебной
медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» от 11 апреля
2025 г. специалисты экспертного состава № 4 Главного бюро после
изучения представленных документов, после проведения анализа
клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых,
психологических данных, на основе полученных документов и сведений пришли к
выводу, что оснований для установления Тарновскому С.Г. *** группы инвалидности
по состоянию на 6 сентября 2023 г. не имелось (т. 2, л.д. 178-188).
Оснований не
соглашаться с указанными выводами судебной медико-социальной экспертизы у судебной
коллегии не имеется, поскольку экспертиза проведена в соответствии с
установленным порядком ее проведения согласно статьи 84 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, при проведении исследования использовались данные
установленные судом, квалификация и уровень экспертов сомнений у судебной
коллегии не вызывают, заключение содержит подробное описание проведенного
исследования, сделанный в результате его вывод содержит ответы на поставленные
судом вопросы, заключение экспертов проведено на всестороннем, полном,
объективном и непосредственном исследовании предоставленных сторонами и
собранными по делу доказательств с учетом прав и обязанностей эксперта в силу
статьи 85 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая данные выводы судебной
экспертизы по правилам, установленным статьей 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
отмечает, что они согласуются с другими доказательствами по делу, в частности
сведениями из медицинской документации истца.
Приведенные в
апелляционной жалобе доводы на правильное по существу решение суда первой
инстанции не влияют.
Судом разрешены
исковые требования Тарновского С.Г. в том виде, как они были заявлены в суде
первой инстанции. Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для принятия
дополнительных требований о возложении на ответчика обязанности установить
инвалидность представителям истца у суда не имелось, поскольку эти требования
не были направлены на изменение иска
Тарновского С.Г., а фактически содержали самостоятельные требования иных лиц.
Таким образом,
доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом
исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном
решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 июня 2024 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу Тарновского Сергея Георгиевича – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23.05.2025