Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности предоставить корректирующие сведения персонифицированного учета
Документ от 20.05.2025, опубликован на сайте 04.06.2025 под номером 118980, 2-я гражданская, об обязании работодателя представить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, о страховом стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах на работающих застрахованных лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                73RS0001-01-2024-002851-78

Дело № 33-2050/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         20 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.

при секретаре Забураеве Н.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Панкратова Михаила Михайловича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-5564/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области к Панкратову Михаилу Михайловичу удовлетворить.

Обязать Панкратова Михаила Михайловича (***) предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на застрахованное лицо Чижова Василия Анатольевича (СНИЛС ***) индивидуальные сведения за 2009 год по форме СЗВ-КОРР тип «корректирующая» с указанием периода стажа с 01.01.2009 по 15.06.2009, по форме и порядку заполнения формы утверждённой постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п (пояснительную записку).

Взыскать с Панкратова Михаила Михайловича (***) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) обратилось в суд с иском к Панкратову М.М. о возложении обязанности представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В обоснование требований указано, что Панкратов М.М. состоял на учёте в качестве страхователя. При проведении заблаговременной работы по установлению страховой пенсии застрахованному лицу Чижову В.А., работавшему у
ИП Панкратова М.М., выявлены расхождения между данными индивидуального (персонифицированного) учета, представленными ответчиком, и сведениями, содержащимися в трудовой книжке Чижова В.А.

С учетом изложенного, ОСФР по Ульяновской области просило обязать Панкратова М.М. представить на застрахованное лицо Чижова В.А. (***) индивидуальные сведения за 2009 год по форме СЗВ-КОРР тип «корректирующая» с указанием периода стажа с 01.01.2009 по 15.06.2009, по форме и порядку заполнения формы утверждённой постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чижов В.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Панкратов М.М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции указывает, что он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в 2017 году, и не состоит на учете в качестве страхователя. Требования истца о предоставлении сведений о работнике за период с 01.01.2009 по 15.06.2009 не правомерны, поскольку на Панкратова М.М. не возложена обязанность по хранению указанных документов столь продолжительное время.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Панкратов М.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 25.01.2005 по 23.10.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 22-24).

Согласно указанной выписке с 31.01.2005 ответчик был зарегистрирован в качестве страхователя.

При этом судом установлено, что при проведении территориальным органом СФР заблаговременной работы по установлению страховой пенсии застрахованному лицу Чижову В.А., работавшему у ИП Панкратова М.М., выявлены расхождения между данными индивидуального (персонифицированного) учета, представленными ответчиком, и сведениями, содержащимися в трудовой книжке Чижова В.А. (л.д. 15-21, 26-30).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона на Панкратова М.М. как страхователя возложена прямая обязанность предоставлять корректирующие сведения, в случае необходимости уточнения (исправления) или отмены данных, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (п.1.2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в общей части индивидуального лицевого счета указываются в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии (подп. 10).

В силу статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1).

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: страховой номер индивидуального лицевого счета (подпункт 1); фамилию, имя и отчество (подпункт 2); периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии (подпункт 3); сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона (подпункт 4); дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам (подпункт 5); сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (подпункт 6); документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (подпункт 7); другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 8).

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны предоставлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона
№ 27-ФЗ).

Органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями,- физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ).

Приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 11 июля 2023 года № 1363 утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее – Порядок), который определяет правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета (далее – персонифицированный учет) зарегистрированных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части: сведений о страховом стаже и трудовой деятельности (профессиональной служебной деятельности) зарегистрированного лица; сведений о заработке за периоды до 01 января 2002 года в отношении заработка за периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ; сведений о трудовой деятельности (профессиональной служебной деятельности) (далее - сведения о трудовой деятельности) за периоды работы до 01 января 2020 года, записи о которых содержатся в трудовой книжке.

Согласно пункту 2 указанного Порядка территориальные органы СФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет:

- по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - заявление);

- без заявления при выявлении территориальным органом СФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в территориальный орган СФР сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при наличии в распоряжении территориальных органов СФР сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также из федеральных государственных информационных систем.

При этом пунктом 17 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет установлено, что при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом СФР по месту регистрации страхователя в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

В частности, согласно пункту 13 указанного Порядка в соответствии с решением о корректировке уполномоченным территориальным органом СФР осуществляется: оформление форм документов персонифицированного учета с уточненными сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, за периоды работы у страхователя, который на момент подачи заявления ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в целях включения в страховой стаж иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; выполнение процедур по включению уточненных сведений персонифицированного учета в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Фонда о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Социальный фонд России вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Приведенные в апелляционной жалобе Панкратова М.М. доводы о том, что в связи с прекращением предпринимательской деятельности на него не может быть возложена обязанность по корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета являются несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Согласно статье 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

При прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя его права и обязанности, возникшие при осуществлении им предпринимательской деятельности, не прекращаются, к иному лицу не переходят.

Соответственно, после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, в отличие от юридического лица, сохраняет свою правосубъектность, и продолжает нести ответственность, то есть статус ответчика как индивидуального предпринимателя либо физического лица правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 декабря
2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Панкратова Михаила Михайловича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.05.2025