Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании отказа незаконным
Документ от 29.04.2025, опубликован на сайте 22.05.2025 под номером 119013, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным и обязании администрации предварительно согласовать предоставление земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2024-000636-69

Судья Антончев Д.Ю.                                                                        Дело № 33а-1968/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                                           29 апреля  2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузнецова Анатолия Николаевича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 9 января 2025 года по делу № 2а-3-15/2025, которым постановлено:      

в удовлетворении административных исковых требований Кузнецова Анатолия Николаевича к администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным повторного отказа № *** от *** года в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения Кузнецова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной  жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

 

Кузнецов А.Н. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным повторного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование требований указал, что 21 марта 2023 года им было подано заявление в МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, ориентировочной площадью    1484 кв.м, расположенного по адресу: ***, для ведения личного подсобного хозяйства.

Письмом администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от *** года № *** в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было отказано на основании пункта 16 части 3 статьи 11.10, а также подпункта  1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный отказ был обжалован в суд и в прокуратуру Ульяновского района Ульяновской области.

Письмом от *** № *** администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области ему повторно отказала в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подпункта 1 пункта 8 статьи  39.15 и подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны рекреационного назначения с особыми условиями использования территории, соответственно, цель и вид разрешенного использования (для ведения личного подсобного хозяйства), указанные в заявлении, не соответствуют Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области утвержденным решением Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 29 августа 2013 года  № 73. 

Полагает, что данный отказ также не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку им выполнены необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством.

Просил признать незаконным повторный отказ администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от           *** года  № *** в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кузнецов А.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает на то, что испрашиваемый земельный участок находится рядом с земельными участками, используемыми для ведения личного подсобного хозяйства, он не подпадает под критерии земельных участков, входящих в зону рекреации.  Судом были запрошены выписки из ЕГРН для подтверждения вида разрешенного использования земельных участков по соседству с его, но не были запрошены выписки с ЗОУИТ, не установлены координаты границ рекреации. Ограничения должны быть  указаны в выписке из ЕГРН.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Кузнецов А.Н.     21 марта 2023 года обратился в администрацию муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка,  площадью 1484 кв.м, расположенного по адресу: ***, для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды на срок 20 лет в порядке подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 53-55 том 1).

В удовлетворении указанного заявления администрацией муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области  отказано со ссылкой в письме  от *** года  на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15  и подпункт  3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду того, что представленная к заявлению схема не соответствует требованиям законодательства (л.д. 53 том 1).

Вступившим в законную силу решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 5 декабря 2023 года отказ администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от   *** года        № *** в предварительном согласовании предоставления Кузнецову  А.Н. земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка *** площадью 1484 кв.м, расположенного по адресу: ***, признан незаконным, на административного ответчика возложена  обязанность по повторному рассмотрению заявления Кузнецова А.Н. от  21 марта 2023 года            (л.д. 16-18 том 1).

Рассмотрев  повторное  обращение  административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с кадастровым номером ***, площадью 1484 кв.м, администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области заявителю направила ответ от *** года № ***, согласно которому в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15, подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отказала в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с ее несоответствием утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории  (л.д. 63 том 1).

Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Кузнецова А.Н., суд первой инстанции  исходил из того, что испрашиваемый земельный участок имеет  вид разрешенного использования земельного участка – рекреационная зона; предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в рекреационной зоне противоречит утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, ввиду чего не нашел правовых оснований для признания незаконным  отказа администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от           *** года № *** в предварительном согласовании предоставления Кузнецову  А.Н. земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой  инстанции соглашается, поскольку они не противоречат материалам дела и фактическим обстоятельствам.

В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно пункту  5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня размещения извещения на официальном сайте заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в двух экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. 

Положениями подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является  несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В частности, на основании пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования), утверждены приказом Росреестра от            19 апреля 2022 года  № П/0148.

Пунктом 4 Требований предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Их положений пунктов 1 - 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;             3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 29 августа 2013 года № 73  утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области» (далее - Правила землепользования и застройки) (л.д. 64-110 том 1).

Согласно статье 36 Правил  землепользования и застройки зона *** - зона рекреационного назначения. Зона предназначена для сохранения природного ландшафта экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зеленой зоны города, на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.

В зоне рекреационного назначения допускаются:

Основные виды разрешенного использования: парки, скверы, бульвары, иные зеленые насаждения; лесопарки; лесные массивы; места для кемпингов, пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе; спортзалы; тренировочные базы; спортплощадки; фонтаны, малые архитектурные формы; мемориальные комплексы (без захоронений); пляжи.

Вспомогательные виды разрешенного использования: отделения милиции; парковки и стоянки автомобильного транспорта; резервуары для хранения воды; водозаборы; общественные туалеты; иные вспомогательные строения и сооружения для обслуживания территорий, предназначенных для отдыха, туризма, занятий спортом.

Условно разрешенные виды использования: профилактории, санатории, дома отдыха; лагеря и базы отдыха; гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, кемпинги, мотели; дачи детских дошкольных учреждений; интернаты для престарелых; пункты оказания первой медицинской помощи; больницы, госпитали общего типа; аптеки; ветеринарные приемные пункты; предприятия общественного питания (кафе, летние кафе, рестораны); киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли обслуживания.

В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Согласно  Карте градостроительного зонирования к Правилам пользования и застройки МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области следует, что испрашиваемый Кузнецовым А.Н. земельный участок с кадастровым номером *** находится в зоне (***) – рекреационная зона, в  зоне объектов культурного наследия (л.д. 215-218 том 1).

Таким образом, в данном случае предоставление  административному истцу земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не соответствует требованиям приведенных норм земельного законодательства, а указанные  в письме администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области от *** года № *** основания для отказа в предварительном согласовании предоставления Кузнецову  А.Н. земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане являются обоснованными. Вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», в территориальной зоне *** не предусмотрен.

Такое определение видов разрешенного использования в территориальной зоне рекреационного назначения соответствует также положениям статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для осуществления рекреационной деятельности (выполнение работ и оказание услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан).

Доводы жалобы о том, что сведения о зоне с особыми условиями использования территории  в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, выводы суда не опровергает,  поскольку главой  XVII Земельного кодекса Российской Федерации «Земли особо охраняемых  территорий и объектов»  внесение таких сведений не регламентировано, а отказ  в предоставлении испрашиваемого земельного  участка по мотиву его нахождения в зонах с особыми условиями использования территорий – в водоохраной зоне и  в зоне прибрежной защитной полосы предметом рассмотрения настоящего дела не являлся.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана  оценка, с которой следует согласиться.

Таким образом, принятое по делу решение суда является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 9 января 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Анатолия Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 мая 2025 года.