УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2024-005792-20
Судья Оленин И.Г.
Дело №33-1693/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 апреля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Бурминовой Татьяны Леонидовны на решение Заволжского районного суда
города Ульяновска от 29 октября 2024 года, по гражданскому делу № 2-3162/2024,
по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Бурминовой Татьяны
Леонидовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет
страховой пенсии по старости с учетом
замены ранее учтенных при исчислении размера пенсии периодов ухода за двумя
детьми на «нестраховой» период с применением нового порядка с учётом стоимости
ИПК с 01.01.2015, произвести доплату пенсии по данному основанию за период с
01.01.2015 по 31.07.2017, возложении обязанности произвести перерасчет
страховой пенсии по старости с учётом неучтённого своевременно выгодного
варианта применения заработка с коэффициентом 0,814, произвести доплату пенсии
по данному основанию с 30.11.2013 отказать.
Заслушав доклад судьи
Федоровой Л.Г., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бурминова Т.Л. обратилась в суд с иском к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о перерасчете
страховой пенсии.
Требования мотивировала тем, что в 2013 году
ей назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от
17.12.2001. Размер пенсии по старости составил 6300 руб. С 01.01.2015 вступил в
силу Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, однако
перерасчёт пенсии ей произведен не был. В 2017 году ей стало известно о том,
что производится перерасчёт пенсии по «нестраховым» периодам. Перерасчёт пенсии
ей произвели с 01.08.2017, а не с 01.01.2015, как положено. Она не согласна с
тем, что перерасчёт страховой пенсии ей произвели несвоевременно. С 01.01.2015
в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О
страховых пенсиях» предусмотрено в случае выгодности исчисление размера пенсии
с учётом замены ранее учтённых при исчислении размера пенсии периодов ухода за
детьми на «нестраховой» период с применением нового порядка с учётом стоимости
ИПК. Ей произведен перерасчёт размера пенсии с учётом «нестраховых» периодов и
наиболее выгодного варианта заработной платы за периоды работы с июня 1978 года
по февраль 1984 года, с коэффициентом 0,814, а с момента назначения пенсии
данный коэффициэнт составлял 0,784. Полагает, что выгодный вариант применения
заработка с коэффициентом 0,814 должен быть применён с момента назначения ей
пенсии.
Просила суд обязать ответчика произвести
перерасчёт её страховой пенсии по старости с учётом замены ранее учтённых при
исчислении размера пенсии периодов ухода за двумя детьми на «нестраховой»
период с применением нового порядка с учётом стоимости ИПК с 01.01.2015,
произвести доплату пенсии по данному основанию за период с 01.01.2015 по
31.07.2017, обязать ответчика произвести перерасчёт её страховой пенсии по
старости с учётом неучтённого своевременно выгодного варианта применения
заработка с коэффициентом 0,814, произвести доплату пенсии по данному основанию
с 30.11.2013.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Бурминова Т.Л. просит отменить решение суда, принять новое
решение об удовлетворении её исковых требований.
В
обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным,
необоснованным. Считает, что суд не дал надлежащей оценки её доводам о наличии
оснований для удовлетворения её требований о перерасчете страховой пенсии. Указывает,
что о нарушенном праве она узнала из ответа пенсионного органа на свое
обращение в июле 2024 года. Полагает, что заявление не было ею своевременно
подано по вине специалистов ОСФР по Ульяновской области. Ссылаясь на нормы действующего законодательства и судебную
практику, считает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по
вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое
время без ограничения каким-либо сроком.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, 30.11.2013 Бурминовой Т.Л., ***
года рождения, установлена трудовая пенсия по старости в
соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации». Оценка пенсионных прав Бурминовой
Т.Л. произведена по п.3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ.
С 01.01.2015 был введен новый порядок формирования
пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсий в системе обязательного
пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно материалам пенсионного дела, сумма
набранных Бурминовой Т.Л. ИПК составила 41,579 (2665,2 руб./64,10 руб.), где
2665,21 руб. - размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на
01.01.2015 (за исключением фиксированного базового размера), 64,10 руб. -
стоимость одного ИПК на 01.01.2015).
Размер пенсии истца с 01.01.2015 составил
6600,21 руб., где 2665,21 руб. - страховая пенсия, а 3935,00 руб. -
фиксированная выплата.
24.07.2017 Бурминова Т.Л. обращалась в
пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера установленной пенсии с
учетом замены периодов работы, ранее учтенных при назначении пенсии, на периоды
ухода за детьми *** года рождения, *** года рождения. В соответствии с нормами
действующего законодательства в случае совпадения по времени периодов работы и
«нестраховых» периодов, и их выгодности учитывается один из таких периодов по
выбору лица, обратившегося за установлением пенсии (л.д.77 оборот- 78).
У Бурминовой Т.Л. периоды ухода за детьми
полностью совпадали с периодами трудовой деятельности, при расчете ей пенсии
была осуществлена замена периодов работы на периоды ухода за детьми: с
08.05.1981 по 31.01.1982 (продолжительностью 8 мес. 24 дня, согласно справке о
нахождении отпуске по уходу за ребенком) и с 09.08.1986 по 09.02.1988
(продолжительностью 1,5 года), данные периоды исключены из общего трудового
стажа.
С 01.08.2017 Бурминовой Т.Л. был произведен
перерасчет размера пенсии с учетом «нестраховых» периодов и наиболее выгодного
варианта заработной платы за периоды работы с июня 1978 года по февраль 1984
года, отношение которого в размере 144,43 руб. к среднемесячной заработной
плате по стране за аналогичный период в размере 177,38 руб. составил 0,814, с
учетом которой исчислен размер её пенсии.
За период ухода за первым ребенком учтено
1,320 ИПК (1,8 ИПК х 8 мес. 24 дня, где 1,8 - соответствующий коэффициент,
установленный за 1 год ухода за первым ребенком). За период ухода за вторым
ребенком было учтено 5,4 ИПК (3,6 ИПК х
1 год 6 мес., где 3,6 - соответствующий коэффициент, установленный за 1 год
ухода за вторым ребенком). Итого - 6,720 ИПК.
С учетом перерасчета по состоянию на
01.07.2017 общая сумма набранных ИПК составила 47,986. Размер пенсии Бурминовой
Т.Л. составил 8575,85 руб. (прибавка составила 503,46 руб.).
Поскольку с заявлением о перерасчете
Бурминова Т.Л. обратилась 24.07.2017, соответственно перерасчет ей был произведен с 01.08.2017.
Истица, ссылаясь на то, что с 01.01.2015
вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в
связи с чем с указанной даты ей должен быть произведен перерасчет пенсии с
учётом замены ранее учтённых при исчислении размера пенсии периодов ухода за
детьми на «нестраховой» период, произведена доплата пенсии по данному основанию
за период с 01.01.2015 по 31.07.2017, произведен перерасчёт страховой пенсии по
старости с учётом неучтённого своевременно выгодного варианта применения
заработка с коэффициентом 0,814, произведена доплата пенсии по данному
основанию с 30.11.2013, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об отказе в удовлетворении требований Бурминовой Т.Л.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
С 01.01.2015 страховые
пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
До указанной даты и на момент назначения истице Бурминовой
Т.Л. пенсии действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж
наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей
10 данного Федерального закона, засчитывается период ухода одного из
родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не
более трех лет в общей сложности.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона
«О страховых пенсиях» предусмотрены аналогичные положения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального
закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости
определяется по формуле.
В силу части 9 статьи 15 Федерального закона «О
страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента также
определяется по установленной формуле.
Одной из составляющих формулы, предусмотренной частью
10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», для расчета
величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до
01.01.2015, является сумма коэффициентов (НПi), определяемых за каждый
календарный год периодов, имевших место до 01.01.2015, указанных в части
12 данной статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14
этой же статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении суммы
НПi, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении
размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по
инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от
21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых
Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате
страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и
трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан»
и Федеральным законом от
04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного
обеспечения для отдельных категорий граждан».
Согласно части
12 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» коэффициент
за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi),
предусмотренного пунктами 1
(период прохождения военной службы по призыву), 6
- 8,
10
и 12 части 1
статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и
(или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом
от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных
категорий граждан», составляет 1,8 (за исключением случаев, предусмотренных частью 12.1
настоящей статьи). Коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi),
предусмотренного пунктом 3
части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет: 1) 1,8
- в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до
достижения им возраста полутора лет; 2) 3,6 - в отношении периода ухода одного
из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Таким образом, Федеральным законом «О страховых
пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015, был впервые предусмотрен порядок
преобразования в индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионных прав,
приобретенных в период ухода за ребенком. При этом указанные периоды
учитываются при определении суммы коэффициентов, если они по выбору
застрахованного лица не были учтены при исчислении размера страховой части
трудовой пенсии.
Пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона «О
страховых пенсиях» предусмотрена возможность перерасчета размера страховой
пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного
коэффициента за периоды до 01.01.2015.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального
закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной
выплаты к страховой пенсии производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет
размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону
уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято
заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной
выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о
перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного
представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих
представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного
Федерального закона.
Из названных норм пенсионного законодательства следует, что
перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный
характер.
Нормами Федерального закона «О страховых пенсиях»
не предусмотрено автоматического (без заявления пенсионера) перерасчета размера
пенсии в связи с введенной этим законом возможностью преобразования
в индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионных прав, приобретенных в
периоды военной службы, а предусмотрено право на выбор их учета при исчислении
размера страховой части трудовой пенсии по старости, либо преобразования в
индивидуальный пенсионный коэффициент.
Обязанность пенсионного органа произвести перерасчет пенсии
обусловлена не только возникновением обстоятельств, с которыми законодательство
связывает возможность перерасчета пенсии, но и с фактом подачи соответствующего
заявления и представления документов, подтверждающих обстоятельства, на которых
заявитель основывает требование о перерасчете пенсии.
Таким образом, возложение обязанности на ответчика
произвести истице перерасчет пенсии с 01.01.2015 возможно только при наличии
вины пенсионного органа.
Между тем таких обстоятельств по делу не установлено.
Как следует из пенсионного дела истицы, она с заявлением о
перерасчете пенсии за «нестраховой» период ухода за детьми в ОСФР по
Ульяновской области до 24.07.2017 не обращалась. Никаких доказательств того,
что истица в 2015 году обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете
пенсии по вышеуказанным основаниям, материалы дела не содержат.
В материалах дела имеется расписка Бурминовой Т.Л. от
10.12.2015 о необходимости извещать территориальный пенсионный орган о
поступлении на работу или выполнения иной деятельности (л.д.85).
Из ответа на запрос судебной коллегии ОСФР по Ульяновской
области сообщает, что 10.12.2015 Бурминова Т.Л. обращалась в клиентскую службу ***
по вопросу установления федеральной социальной доплаты в связи с прекращением
трудовой деятельности. В выплатном деле
Бурминовой Т.Л. в заявлении о назначении страховой пенсии по старости от 26.11.2013 имеется отметка о согласии на установлении ФСД, поэтому на
приеме была принята только копия трудовой книжки Бурминовой Т.Л.,
подтверждающая факт увольнения и взыята расписка о том, что она предупреждена
о необходимости извещать территориальный орган пенсионного фонда о
поступлении на работу или выполнения иной деятельности.
Как следует из пенсионного дела истицы, все документы
датированы 2013 годом, когда ей впервые была назначена пенсия.
Таким образом, Бурминова Т.Л. в пенсионный орган с заявлением
о перерасчете пенсии за «нестраховой» период ухода за детьми до 2017
года не обращалась.
При этом доказательств того, что истица была лишена
возможности обратиться с данным заявлением по вине ответчика, который не
разъяснил ей право на такой перерасчет, материалы дела не содержат.
С учетом того, что из периодов работы были
исключены периоды ухода за детьми и в связи с этим произведена замена месяцев
при расчете наиболее выгодного варианта заработной платы за периоды работы с
июня 1978 года по февраль 1984 года, который составил 0,814, оснований для
перерасчета Бурминовой Т.Л. страховой пенсии по старости с учётом неучтённого
своевременно выгодного варианта применения заработка с коэффициентом 0,814 и
осуществления доплаты пенсии по данному основанию с 30.11.2013 по 31.07.2017, у
суда первой инстанции не имелось.
По
сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию
истицы, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на
неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не
были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое
значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность
и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи
с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений
норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного
решения, судебной коллегией не установлено.
При
таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции
является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения
суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 29
октября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бурминовой
Татьяны Леонидовны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 мая
2025 года.