УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-005423-25
Судья Казначеева
М.А.
Дело № 33-2052/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 20
мая 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-4466/2024 по апелляционной жалобе Пронина Сергея Борисовича на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 сентября 2024 года, по
которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Пронина Сергея
Борисовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет
размера пенсии, взыскании недополученной пенсии, судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
Пронин С.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности
произвести перерасчет размера пенсии, взыскании недополученной пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что с 2019 года Пронин
С.Б. является получателем страховой пенсии *** в соответствии со статьей 9
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При
исчислении размера страховой пенсии истцу был учтен среднемесячный заработок за
период работы с 1999 года по 2001 год. Коэффициент отношения указанного
заработка к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период
составил 0,556, при максимально учитываемом отношении заработков 1,2. При
подаче пенсионером заявления о назначении пенсии предусмотрено установление
трехмесячного срока для запроса специалистами органа пенсионного обеспечения
дополнительных справок о заработной плате за другие периоды работы. Однако на
приеме специалист клиентской службы пенсионного органа не разъяснил истцу
указанный порядок, не предложил представить в трехмесячный срок документы о заработной
плате. Справки о заработной плате за периоды работы с февраля 1987 года по
январь 1992 года, где отношение заработка составило 1,357, были запрошены
специалистами ОСФР по Ульяновской области в феврале 2020 года, поступили в
Отделение в апреле 2020 года, на перерасчет размера пенсии истец приглашен в
мае 2020 года, в связи с чем перерасчет пенсии произведен только 01.06.2020. По
вине специалистов пенсионного органа истец недополучил пенсию за период с
29.10.2019 по 31.05.2020. Кроме того, истец и его супруга являются
родителями
***. С 24.10.2023 супруге истца назначена страховая пенсия по *** в
соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях», в связи с чем с указанной даты страховая пенсия, предусмотренная пунктом 1
части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», могла быть назначена истцу, однако пенсионный орган о таком праве ему
не сообщил. Также он имел право получить единовременную выплату средств
пенсионных накоплений в октябре 2023 года с момента назначения страховой пенсии
по старости. Полагает, что пенсия изначально рассчитана неверно, страховая
пенсия по старости должна быть пересчитана и подлежит доплате за прошлый период
с момента ее назначения.
Пронин С.Б. просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области
произвести перерасчёт пенсии и доплату недополученной пенсии за период с
29.10.2019 по 31.05.2020 в размере 14 204 руб. 57 коп., с 24.10.2023 по
31.05.2024 в размере 28 912 руб. 39 коп., взыскать с ответчика в свою пользу
судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 41 000 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Пронин С.Б. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в
полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам
искового заявления. Полагает, что при расчете страховой пенсии неправильно
применено законодательство.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие
выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом
норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная
коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с пенсионным
обеспечением граждан, регулируются пенсионным законодательством, действующим на
дату вынесения соответствующих решений об установлении размера пенсии.
Основания возникновения и порядок реализации
права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 части
1 статьи 32 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по
старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с
детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим
возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой
стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
На основании статьи 22 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия
назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев,
предусмотренных частями 5,
6,
6.1,
6.3
настоящей статьи, статьями 25.1,
25.2
настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня
возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Днем
обращения за страховой пенсией считается день приема
органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со
всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами,
подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7
статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2).
В
случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все
необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие
представлению заявителем с учетом положений части 7
статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий
пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение,
какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут
представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего
разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема
заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом
штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного
заявления, или дата подачи заявления с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал
государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления
многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных
услуг (часть 3).
Орган,
осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу,
обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в
распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо
подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления
организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В
соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального
закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право
на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц,
признанные инвалидами I, II или III группы.
В
силу части 2 статьи 15 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по
инвалидности определяется по формуле: СПинв = ИПК x СПК, где СПинв – размер
страховой пенсии по инвалидности; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с
которого назначается страховая пенсия по инвалидности.
Индивидуальный
пенсионный коэффициент – параметр, отражающий в относительных единицах
пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с
учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования
Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для
ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на
определенный период от получения страховой пенсии (пункт 3
статьи 3 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При
этом величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) при определении
размера страховой пенсии по инвалидности зависит от суммы годовых пенсионных
коэффициентов (баллов) за периоды до и после 01.01.2015.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществляется оценка пенсионных
прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем конвертации
(преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В
силу абзаца 10
пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» соотношение среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации
учитывается в размере не свыше 1,2, а более высокое отношение заработка
ограничено предельной величиной 1,2.
Согласно
пункту 1
части 2 статьи 18 Федерального
закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в
случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды
до 01.01.2015.
В пункте 2 части 1
статьи 23 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перерасчет
размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление
пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к
страховой пенсии в сторону увеличения.
В
соответствии с пунктами 47,
48
Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой
пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии,
накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному
пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета,
корректировки их размера, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 №
546н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится
на основании заявления о перерасчете размера пенсии.
Заявление
о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации при условии
представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность
по представлению которых возложена на заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с
29.10.2019 Пронину С.Б., ***
года рождения, назначена страховая пенсия по инвалидности в соответствии со
статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» (л.д. 83 оборот).
Согласно ответу ОСФР по Ульяновской области право на
страховую пенсию по старости по достижении возраста 65 лет, при наличии не
менее 15 лет страхового стажа и величины ИПК не менее 30 истец достигнет
08.12.2029 (л.д. 9).
При исчислении размера страховой пенсии Пронину С.Б. был
учтен среднемесячный заработок за период работы с января 2000 года по декабрь
2001 года в размере 817 руб. 64 коп. Отношение указанного заработка к среднемесячной
заработной плате по стране за аналогичный период в размере 1469 руб. 58 коп.
составило 0,556, при максимально учитываемом отношении заработков 1,2 (л.д. 86
оборот).
Из копии заявления Пронина С.Б. о назначении пенсии от
14.11.2019 (л.д. 178-179) и копии выплатного дела
(л.д. 83-100) усматривается, что истцом не представлялись справки о заработной
плате за иные периоды, с заявлением об оказании содействия в истребовании таких
документов он в пенсионный орган не обращался.
Впервые с заявлением о перерасчете размера пенсии Пронин
С.Б. обратился к ответчику 18.05.2020 в связи с поступлением архивных справок
от 06.04.2020 № ***, от 06.04.2020 № ***,
от 06.04.2020 № *** (л.д. 97 оборот – 99, л.д. 93 оборот – 94).
Согласно объяснениям ОСФР по Ульяновской области 07.02.2020
с целью установления фактов, способствующих увеличению размера пенсии граждан,
получающих пенсию и имеющих низкое отношение среднемесячного заработка,
Отделением по собственной инициативе были направлены запросы в архивные
учреждения для истребования сведений о размере заработка, в том числе и в
отношении Пронина С.Б. Указанные справки были получены и в отношении истца, в
связи с чем ему было предложено обратиться с заявлением о перерасчете размера
пенсии, и с 01.06.2020 данный перерасчет был произведен.
Пронин С.Б. и П*** Е.В. являются родителями *** П*** А.С., ***
года рождения (л.д. 132).
Супруга истца П*** Е.В. являлась получателем страховой
пенсии, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» до 24.10.2023, с указанной даты решением пенсионного органа
от 02.11.2023 ей установлена страховая пенсия в соответствии со статьей 9
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 52).
15.05.2024 Пронин С.Б. обратился в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1
статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(переводе с одной пенсии на другую) (л.д. 62-64).
Уведомлением от 15.05.2024 у Пронина С.Б. запрошены
документы, подтверждающие родственные отношения, и заявление на осуществление
ухода за нетрудоспособным в срок до 15.08.2024 (л.д. 65).
04.07.2024 истцом представлены военный билет, свидетельства
о рождении, документ об окончании учебного заведения, трудовая книжка (л.д.
66).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 16.07.2024
№ *** Пронину С.Б. с 15.05.2024 установлена страховая пенсия,
предусмотренная пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 54).
Ссылаясь на то, что при
назначении страховой пенсии по инвалидности расчет размера страховой пенсии
произведен ответчиком неверно, работниками пенсионного органа не предложено
представить в трехмесячный срок документы о заработной плате, наличие в
пенсионном органе сведений о ***, необходимость перерасчета и доплаты страховой
пенсии, Пронин С.Б. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая
в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь
приведенными нормами закона, пришел к выводу о том, что оснований для перерасчета
и доплаты страховой пенсии по старости не имеется.
Судебная
коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он подробно
мотивирован, основан на верном применении норм материального права,
соответствует фактическим обстоятельствам, собранным по делу доказательствам,
правильная оценка которым дана в судебном решении.
При назначении страховой пенсии по инвалидности ОСФР по
Ульяновской области располагало информацией о размере заработной платы истца
только по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за период с
января 1999 года по сентябрь 2000 года.
Поскольку
Пронин С.Б. не представил документы, подтверждающие размер платы за иные
периоды, заявление об оказании содействия в истребовании документов о размере
заработной платы, ответчиком при определении размера пенсии был учтен заработок
по сведениям, содержащимся в выписке индивидуального лицевого счета истца.
Из
приведенных выше нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону
увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании
заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются
документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
Для
перерасчета размера пенсии необходима подача заявления пенсионера в пенсионный
орган о перерасчете размера пенсии при условии одновременного представления им
необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению
заявителем с учетом положений пенсионного законодательства.
Пронин С.Б. в пенсионный орган с заявлением о перерасчете
пенсии до 18.05.2020 не обращался, необходимые для такого перерасчета документы
не представлял.
Отсутствие информации о заработной плате за иные периоды
работы истца в трехмесячный срок с момента подачи заявления о назначении пенсии
не позволили пенсионному органу произвести перерасчет размера пенсии на
беззаявительной основе.
После поступления запрошенных по инициативе ОСФР по
Ульяновской области архивных справок о заработке пенсионера Пронину С.Б.
предложено обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии, в связи с чем
в силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» данный перерасчет был произведен с 01.06.2020.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пронина
С.Б. в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет размера
пенсии за период с 29.10.2019 по 31.05.2020 и произвести доплату недополученной
пенсии за указанный период в размере 14 204 руб. 57 коп. у суда первой
инстанции не имелось.
Условием для назначения страховой пенсии по старости по
пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» является не только достижение одним из родителей
определенного возраста (мужчиной – возраста 55 лет), но и воспитание им
инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет.
Претендуя на досрочное назначение страховой пенсии по
старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24.10.2023, истец не представил
необходимый перечень документов, подтверждающий наличие родственных связей
между ним и ребенком-инвалидом, а также право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости по данному основанию.
В материалах выплатного дела (пенсии по инвалидности)
документы, подтверждающие наличие у Пронина С.Б. ***, отсутствовали.
Имеющиеся в распоряжении пенсионного органа сведения не
позволяли сделать вывод о том, что Пронин С.Б., сын которого является ***,
имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи
32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доказательств обращений истца в пенсионный орган с
какими-либо заявлениями по вопросу назначения указанного вида пенсии ранее
15.05.2024 материалы дела не содержат.
Учитывая обращение Пронина С.Б. с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 15.05.2024, решением ОСФР по
Ульяновской области от 16.07.2024 страховая пенсия по старости по данному
основанию правильно назначена ему с даты обращения – 15.05.2024.
Поскольку назначение пенсии носит заявительный характер,
суд пришел к верному выводу о том, что оснований к назначению пенсии ранее даты
подачи соответствующего заявления, возложении обязанности на ответчика
произвести перерасчет размера пенсии и доплату недополученной пенсии за период
с 24.10.2023 по 31.05.2024 в размере 28 912 руб. 39 коп. не имеется.
Аргументы заявителя о том, что пенсионный орган не
разъяснил ему о возможности предоставления в трехмесячный срок документов о
заработке за иной период, а также о возможности досрочного назначения страховой
пенсии по старости, не могут быть признаны заслуживающими внимания. Сведений о
том, что истец обращался в пенсионный орган за оказанием содействия в
предоставлении необходимой информации либо по вопросу предоставления
соответствующих разъяснений о наличии таких прав, в материалах дела не
содержится.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.
Выраженное
несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных
обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 27 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пронина Сергея Борисовича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23.05.2025