УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-006394-22
Судья Борисова Е.С.
Дело № 33-2026/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
20 мая 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре Забураеве Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-4615/2024 по
апелляционной жалобе товарищества собственников недвижимости кондоминиум
«Утес-1» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2024 года, по которому
постановлено:
исковые
требования Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области к
товариществу собственников недвижимости кондоминиум «Утес-1» о возложении обязанности исполнить
предписание удовлетворить
частично.
Обязать товарищество собственников недвижимости
кондоминиум «Утес-1» исполнить
предписание Агентства государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области от 28.12.2023 № ***, а именно:
– внести изменения
в устав ТСН кондоминимум «Утес-1» на титульном листе и в пункте 14 в части
указания адреса многоквартирного дома *** (для квартир с *** по ***) и в части
указания адреса многоквартирного дома № *** (для квартир с *** по ***),
находящихся в управлении ТСН кондоминимум «Утес-1», в соответствии с данными
ФИАС; внести изменения в устав ТСН кондоминимум «Утес-1» в пункте 13.2 в части
определения постоянного хранения протоколов общих собраний собственников
помещений в многоквартирном доме в период срока управления многоквартирным
домом товариществом,
– представить на
хранение в порядке статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации в Агентство
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
подлинники протоколов и решений общих собраний собственников многоквартирных
домов *** за 2022 и 2023 годы,
– разместить в ГИС ЖКХ информацию о членах
ревизионной комиссии (ревизора), предусмотренную пунктом 1.21 главы 11 приказа
Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об установлении состава, сроков и
периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной
информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение
которой предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О
государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
В удовлетворении
требований об обязании товарищества собственников недвижимости кондоминиум
«Утес-1» исполнить предписание Агентства государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области от 28.12.2023 № *** в части представления
на хранение в порядке статьи 46 Жилищного кодекса
Российской Федерации в Агентство государственного строительного и жилищного
надзора Ульяновской области подлинников протоколов и решений общих собраний
собственников многоквартирных домов *** за 2024 год отказать.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителей товарищества
собственников недвижимости кондоминиум «Утес-1» Шевченко Ю.В., Ковейши
И.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
Кутняковой А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
Агентство государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области (далее – Агентство) обратилось в суд с исковым заявлением,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к товариществу собственников недвижимости
кондоминиум «Утес-1» (далее – ТСН кондоминиум «Утес-1») о возложении обязанности исполнить
предписание.
Исковые требования мотивированы тем, что Агентством
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области в
отношении ТСН кондоминиум «Утес-1» проведено контрольное (надзорное)
мероприятие, по результатам которого ответчику выдано предписание от 28.12.2023
№ *** об устранении выявленных нарушений обязательных требований при
осуществлении регионального государственного контроля (надзора) со сроком
добровольного исполнения до 11.03.2024. В рамках проверки установлены
несоответствие нумерации домов, находящихся в управлении и отраженные в уставе
ответчика относительно данных Федеральной информационной адресной системы
(далее – ФИАС), неверное указание в уставе организации срока хранения протокола
общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, неразмещение в
ГИС ЖКХ протоколов об избрании ревизионной комиссии, отчетов ревизионной
комиссии, ненаправление подлинников решений и протокола общего собрания
собственников помещений многоквартирного дома. Сведений, свидетельствующих об
исполнении выданного Агентством предписания, от ТСН кондоминиум «Утес-1», не
поступало. 02.07.2024 постановлением мирового судьи судебного участка № 8
Ленинского судебного района г. Ульяновска, и.о. мирового судьи судебного
участка № 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска, по делу № 5-326/2024 председатель
правления ТСН кондоминиум «Утес-1»
Шевченко Ю.В.
привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с
неисполнением предписания Агентства от 28.12.2023 № *** Назначено административное
наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб. Постановление
вступило в законную силу.
С
учетом уточненных исковых требований истец просил суд обязать ТСН
кондоминиум «Утес-1»
исполнить предписание Агентства государственного строительного и жилищного
надзора Ульяновской области от 28.12.2023 № ***, а именно:
– внести изменения в устав ТСН кондоминиум
«Утес-1» на титульном листе и в пункте 14 устава в части указания адресов многоквартирных
домов, находящихся в управлении ТСН кондоминиум «Утес-1», в соответствии с
данными ФИАС: № ***, в пункт 13.2 устава в части определения сроков хранения
решений и протоколов общих собраний – в течение всего срока деятельности
товарищества,
– обязать представить в Агентство государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области подлинники протоколов и
решений общих собраний собственников многоквартирных домов № ***, проведенных
за 2022, 2023, 2024 годы, на хранение в порядке статьи 46 Жилищного кодекса
Российской Федерации,
– обязать ТСН кондоминиум «Утес-1» разместить в
Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее –
ГИС ЖКХ) информацию о членах ревизионной комиссии (ревизора), предусмотренную
пунктом 1.21 главы 11 приказа Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об
установлении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками
информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального
хозяйства, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от
21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе
жилищно-коммунального хозяйства» (т. 2 л.д. 20-22).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечена
председатель ТСН кондоминиум «Утес-1»
Шевченко Ю.В.
Определением Ленинского
районного суда г. Ульяновска от
18.11.2024, с учетом определения того же суда от 21.02.2025 об исправлении
описки, производство по исковому заявлению Агентства государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области к ТСН кондоминиум «Утес-1» о возложении обязанности исполнить
предписание от 28.12.2023 № *** в
части возложения обязанности на ТСН
кондоминиум «Утес-1» разместить в ГИС ЖКХ
устав и сведения о внесении изменений в устав ТСН кондоминиум «Утес-1» в
формате PDF, а также решения и
протоколы общих собраний членов ТСН кондоминиум «Утес-1», общих собраний
собственников многоквартирных домов № *** прекращено в связи с отказом от иска
в указанной части (т. 2 л.д. 128, 130-131).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ТСН кондоминиум
«Утес-1» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе
в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д. 146-148).
В
обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным и
необоснованным. Предписание
Агентства государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области от
28.12.2023 № *** является неисполнимым,
поскольку у ТСН кондоминиум «Утес-1» отсутствует возможность самостоятельно
вносить изменения в устав товарищества. Внесение изменений в устав относится к
полномочиям общего собрания собственников недвижимости. Ответчик вправе
поставить на голосование указанный вопрос при проведении общего собрания,
однако гарантировать положительный результат голосования и кворум по вопросу
внесения изменений в устав ТСН кондоминиум «Утес-1» возможности не имеет.
Требование же Агентства фактически содержат указание на безусловное принятие
положительного решения по данному вопросу. Отмечает, что подлинники протоколов и решений общих собраний собственников
многоквартирных домов № *** за 2022 и 2023 годы уже были представлены на
хранение в Агентство государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области, иные экземпляры подлинников протоколов и решений у
ответчика отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу Агентство
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области просит
оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, дополнениях к ней и возражениях относительно апелляционной жалобы.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу в суд
апелляционной инстанции поступил письменный отказ Агентства государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области от исковых требований к ТСН кондоминиум «Утес-1» в части
возложения обязанности исполнить предписание от 28.12.2023 № *** о внесении изменений в устав ТСН кондоминиум
«Утес-1» на титульном листе и в пункте
14 устава в части указания адреса многоквартирного дома № ***) и в части
указания адреса многоквартирного дома № *** находящихся в управлении ТСН
кондоминиум «Утес-1», в соответствии
с данными ФИАС.
Право
представителя Агентства государственного строительного и жилищного
надзора Ульяновской области Кутняковой А.В. отказаться полностью или частично
от исковых требований предусмотрено в доверенности от 09.01.2025, действующей
до 31.12.2025.
Представитель истца Кутнякова А.В. в судебном заседании
апелляционной инстанции заявление об отказе от исковых требований в указанной
части поддержала.
Возражений против принятия судебной коллегией отказа от иска
в приведенной части от участников процесса не поступило.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться
от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не
утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает
права и законные интересы других лиц.
В силу абзаца 4 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает
производство по делу в случае, если истец отказался от заявления и отказ принят
судом.
Согласно части 1 статьи 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска,
признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после
принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных
суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если
отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения
сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия
заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом,
ответчиком, сторонами мирового соглашения.
С учетом пояснений сторон отказ Агентства от иска в данной части не
противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия прекращения производства по делу в связи с
отказом от иска, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, о том, что повторное
обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же
основаниям не допускается, представителю истца известны и понятны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным принять
отказ Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской
области от исковых требований к ТСН
кондоминиум «Утес-1» в части возложения обязанности исполнить предписание от 28.12.2023 № ***
о внесении изменений в устав ТСН
кондоминиум «Утес-1» на титульном листе и в пункте 14 устава в части указания адреса
многоквартирного дома ***) и в части указания адреса многоквартирного дома № ***,
находящихся в управлении ТСН
кондоминиум «Утес-1», в соответствии с данными ФИАС, следовательно, решение суда в данной части подлежит отмене,
производство по делу в указанной части – прекращению.
Выслушав пояснения
участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, дополнений к ней и возражений, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Пунктом 6 части 12 статьи 20 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что орган
государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля
вправе обратиться в суд с заявлениями о понуждении к исполнению предписания.
Предметом
проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и
гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в
том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункт 4 части 1 статьи 20 ЖК РФ в редакции,
действующей на дату предписания).
В
соответствии с частью 8 статьи 20 ЖК РФ при осуществлении
государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может
выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных
требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением
обязательных требований (мониторинга безопасности).
Согласно
части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид
товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение
собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим
имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса,
имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или
имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения,
пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим
имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества,
находящегося в собственности собственников помещений в нескольких
многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких
жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и
приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам,
пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных
многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также
для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей
управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества,
принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или
имущества собственников нескольких жилых домов.
Частью 1 статьи 145 ЖК РФ предусмотрено, что высшим органом
управления товарищества является общее собрание его членов, которое созывается
в порядке, установленном уставом товарищества.
В
соответствии с пунктом 1
части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов
товарищества собственников жилья относится внесение изменений в устав
товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции.
В силу части 3 статьи 146 ЖК РФ общее собрание членов
товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены
товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами
голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Решения
по вопросу внесения изменений в устав товарищества принимаются большинством
голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов
товарищества или их представителей (часть 4 статьи 146 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов
дела, на момент рассмотрения спора ТСН кондоминиум «Утес-1» осуществляло
управление многоквартирными домами № ***.
На основании протоколов общего собрания
собственников многоквартирного дома от 18.03.2025 собственниками помещений
многоквартирных домов № *** принято решение о смене способа управления на
управляющую организацию ООО «УК
Галактика».
Региональный
государственный жилищный надзор на территории Ульяновской области осуществляется
Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской
области.
Решениями Агентства от 28.04.2025, 29.04.2025
сведения о многоквартирных домах № *** включены в перечень многоквартирных домов,
деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК Галактика». Дата
внесения изменений в реестр лицензий Ульяновской области – 01.05.2025.
На
основании статьи 20 ЖК РФ, постановления
Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670 «Об утверждении общих
требований к организации и осуществлению регионального государственного
жилищного контроля (надзора)», постановления Правительства Ульяновской области
от 15.07.2020 № 15/370-П «Об Агентстве государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области» и постановления Правительства
Ульяновской области от 29.09.2021 № 447-П «Об утверждении Положения о
региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории
Ульяновской области» Агентством государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области проведено
контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ТСН кондоминиум «Утес-1».
В рамках контрольного мероприятия выявлены
следующие нарушения:
– в нарушение
части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной
информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» о размещении
товариществом полной, достоверной, актуальной информации в системе на титульном
листе и в пункте 14 устава ТСН кондоминиум «Утес-1» указано, что в управлении товарищества
находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: ***, в то время как в
Федеральной информационной адресной системе многоквартирные дома № 6***
отсутствуют, однако имеются многоквартирные дома № ***. Следовательно, ТСН
кондоминиум «Утес-1» необходимо на
титульном листе и в пункте 14 устава ТСН кондоминиум «Утес-1» внести изменения
в части указания адресов многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСН
кондоминиум «Утес-1» в соответствии с данными ФИАС,
– в нарушение
пункта 546 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в
процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления
и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом Росархива
от 20.12.2019 № 236, согласно которому протоколы общих собраний собственников
помещений в многоквартирном доме подлежат постоянному хранению в период срока
управления многоквартирным домом товариществом, в пункте 13.2 устава ТСН
кондоминиум «Утес-1» содержится формулировка, противоречащая законодательству.
Следовательно, ТСН кондоминиум «Утес-1» обязано внести изменения в пункт 13.2
устава в части определения сроков хранения решений и протоколов общих собраний
в течение всего срока деятельности товарищества,
– в нарушение
пункта 1.1 статьи 46 ЖК РФ, согласно которому товарищество в течение пяти дней
с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания
собственников помещений МКД обязаны направить подлинники указанных решений и
протокола, в том числе с использованием системы ГИС ЖКХ, в Агентство для
хранения в течение 3 лет, ТСН кондоминиум «Утес-1» подлинники протоколов и
решений общих собраний собственников многоквартирных домов ***, проведенных с
2018 года, не представило. Данные протоколы подлежат представлению в Агентство,
– в нарушение
статьи 150 ЖК РФ в ГИС ЖКХ не размещены протоколы об избрании ревизионной
комиссии, отчеты ревизионной комиссии.
По результатам проведения контрольного
(надзорного) мероприятия
ТСН кондоминиум «Утес-1» выдано
предписание от 28.12.2023 № *** об устранении выявленных нарушений обязательных
требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
со сроком добровольного исполнения до 11.03.2024 (т. 1 л.д. 8-20).
Сведений, свидетельствующих об исполнении
выданного Агентством предписания, от ТСН кондоминиум «Утес-1», не поступило.
02.07.2024 постановлением мирового судьи
судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска, и.о. мирового
судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска, по делу
№ 5-326/2024 председатель правления ТСН кондоминиум «Утес-1» Шевченко Ю.В.
привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с
неисполнением предписания Агентства от 28.12.2023 № ***. Назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
(т. 1 л.д. 152).
Ссылаясь
на нарушение ТСН кондоминиум «Утес-1» обязательных требований, неисполнение
предписания от 28.12.2023 № ***, Агентство государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области обратилось в суд с
настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования,
руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции исходил из
обоснованности выданного ТСН кондоминиум «Утес-1» предписания, неисполнения
ответчиком законных требований Агентства, осуществляющего региональный
государственный жилищный надзор на территории Ульяновской области, в результате
чего пришел к выводу о возложении на ТСН
кондоминимум «Утес-1» обязанности исполнить предписание от 28.12.2023 № ***, внести изменения в пункт 13.2 устава ТСН кондоминимум «Утес-1»
в части определения постоянного хранения протоколов общих собраний
собственников помещений в многоквартирном доме в период срока управления
многоквартирным домом товариществом, представить на хранение в Агентство
подлинники протоколов и решений общих собраний собственников многоквартирных
домов № *** за 2022 и 2023 годы, разместить в ГИС ЖКХ информацию о членах
ревизионной комиссии (ревизора).
При этом в
удовлетворении требований о возложении на ТСН
кондоминимум «Утес-1» обязанности исполнить предписание Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от
28.12.2023 № *** в части представления на хранение в порядке статьи 46 ЖК РФ в Агентство
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
подлинников протоколов и решений общих собраний собственников многоквартирных
домов № *** за 2024 год отказал в связи с отсутствием на момент вынесения предписания такой
обязанности у ответчика. Решение суда в этой части не обжалуется, в связи с чем
в силу частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ предметом проверки суда апелляционной
инстанции не является.
Судебная
коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на
верном применении норм материального права, соответствует фактическим
обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка
которым дана в судебном решении.
Учитывая
установленные судом первой инстанции обстоятельства, предписание об устранении выявленных нарушений от 28.12.2023 № *** вынесено в
строгом соответствии с законом и в пределах компетенции должностных лиц
Агентства.
В жилищном
законодательстве перечень документации, относящейся к общему собранию
собственников и подлежащей хранению, не установлен. Деятельность по хранению
различных документов регулируется Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ
«Об архивном деле в Российской Федерации».
Приказом Росархива
от 20.12.2019 № 236 утвержден «Перечень типовых управленческих архивных
документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов,
органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»,
который включает типовые
управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности
государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех
или большинства) управленческих функций, независимо от их
организационно-правовых форм и от формы собственности, с указанием сроков хранения.
В пункте 546
подраздела 10.1 Эксплуатация зданий, строений, сооружений раздела 10
Административно-хозяйственное обеспечение деятельности указанного перечня
предусмотрено, что протоколы собраний собственников помещений в многоквартирном
доме подлежат постоянному хранению.
Вместе с тем в
пункте 13.2 устава ТСН кондоминимум «Утес-1» указан срок хранения протоколов
собраний в течение двух календарных лет с момента проведения собрания (т. 1
л.д. 146).
Несоответствие
приведенного в уставе ответчика срока хранения протоколов общих собраний
нормативному регулированию, приведенному в приказе Росархива от 20.12.2019 №
236, повлекло обоснованное возложение на ТСН кондоминимум «Утес-1» обязанности
исполнить предписание Агентства государственного строительного и жилищного
надзора Ульяновской области от 28.12.2023 № *** в части внесения изменения в пункт 13.2 устава ТСН кондоминимум
«Утес-1» в части определения постоянного хранения протоколов общих собраний
собственников помещений в многоквартирном доме в период срока управления
многоквартирным домом товариществом.
В
части 1.1 статьи 46 ЖК РФ указано, что управляющая организация, правление
товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного
кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение
пяти дней с момента получения указанных в части 1
настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников
помещений обязаны в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники
указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган
государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Нарушение ТСН
кондоминимум «Утес-1» части 1.1 статьи 46 ЖК РФ правомерно послужило
основанием для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика
обязанности представить истцу подлинники
протоколов и решений общих собраний членов за 2022 и 2023 годы.
Согласно части 1
статьи 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников
жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.
В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить
члены правления товарищества.
Статья 46 ЖК РФ
регламентирует, что решения и протокол общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме подлежат размещению в системе или региональной
информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в
автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее
собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через
десять дней после проведения такого собрания.
Приказом
Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении
состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в
государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в
редакции, действующей с 01.01.2021 по 31.08.2024) (пункт 1.20), а также
приказом Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об установлении состава, сроков
и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной
информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение
которой предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной
информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции,
действующей с 01.09.2024 по 31.08.2025) (пункт 1.21), предусмотрено размещение
информации в ГИС ЖКХ о председателе, членах правления и ревизионной комиссии
товарищества, кооператива.
В
случае если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или
кооператив, они обязаны раскрывать следующую информацию путем размещения на
постоянной основе на официальном сайте государственной информационной системы
жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет» информации, предусмотренной
законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе
жилищно-коммунального хозяйства (подпункт «б» пункта 32 Правил осуществления
деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.
В
соответствии с пунктами 36, 42 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 №
209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального
хозяйства» в системе должны размещаться информация о проведении общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов
товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива,
общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных
специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний
по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования; иная
информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в
соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между
тем ответчиком в ГИС ЖКХ не размещены
протоколы об избрании ревизионной комиссии, отчеты ревизионной комиссии, информация
о членах ревизионной комиссии. Данное
обстоятельство привело к возложению на ТСН кондоминиум «Утес-1» обязанности
разместить в ГИС ЖКХ информацию о членах ревизионной комиссии (ревизора)
согласно пункту 1.21 главы 11 приказа
Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об установлении состава, сроков и
периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной
информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение
которой предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О
государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
При
этом персональные данные, содержащиеся в данных документах, подлежат размещению
только в закрытой части системы, в связи с чем аргументы Шевченко Ю.В. о
нарушении Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В
суде апелляционной инстанции представитель Агентства К*** А.В. представила
копии документов и оригинал конверта, в котором ТСН кондоминиум «Утес-1»
направило копии запрашиваемых протоколов общих собраний вместо их оригиналов.
Пояснила, что до настоящего времени оригиналы протоколов общих собраний членов
товарищества, решения членов товарищества для хранения в нарушение части 1.1
статьи 46 ЖК РФ в Агентство не поступили.
В суде
апелляционной инстанции председатель правления ТСН
кондоминиум «Утес-1» Шевченко Ю.В. пояснила, что какие-либо изменения в устав
ТСН кондоминиум «Утес-1» в части изменения срока хранения протоколов общих
собраний не вносились, сведения о членах ревизионной комиссии не размещались.
Оригиналы протоколов общих собраний за 2022-2023 годы направлены в адрес истца,
актов об отсутствии оригиналов документов не поступало, в связи с чем считает
решение суда в данной части неисполнимым. При этом оригиналы бюллетеней
(решений) членов товарищества за 2022-2023 годы в ТСН кондоминиум «Утес-1»
имеются. Полагает, что в суде апелляционной инстанции представителем Агентства
представлены другие документы, а не те, которые были направлены ТСН кондоминиум
«Утес-1».
Вопреки
доводам председателя правления ТСН
кондоминиум «Утес-1» Шевченко Ю.В. сопроводительное письмо по требованию о
предоставлении документов от 10.01.2024, кассовый чек об оплате почтовой услуги
по отправлению письма не подтверждает отправление в адрес Агентства именно
подлинников запрашиваемых протоколов общих собраний членов товарищества за
2022-2023 годы. Представленные представителем Агентства копии направленных ТСН
кондоминиум «Утес-1» протоколов общих собраний с подлинником конверта не
вызывают сомнений у судебной коллегии. Позиция Шевченко Ю.В. в суде
апелляционной инстанции о направлении в адрес истца подлинников запрашиваемых
протоколов судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку направлена
на уклонение от направления в адрес Агентства, осуществляющего государственный
жилищный надзор, протоколов общих собраний членов товарищества за 2022-2023
годы. Обращение в органы полиции по вопросу отсутствия в ТСН кондоминиум
«Утес-1» подлинников протоколов общих собраний за 2022-2023 годы не опровергает
данное обстоятельство. Кроме того, имело место после вынесения обжалуемого
решения суда.
Аргументы
о том, что в связи со сменой управляющей организации в многоквартирных домах № ***
у ответчика отсутствует обязанность по направлению протоколов общих собраний
членов товарищества, несостоятельны. Смена управляющей компании произошла в
2025 году, тогда как решения и протоколы общих собраний приняты в 2022-2023
годах при нахождении указанных многоквартирных домом в управлении ТСН
кондоминиум «Утес-1».
Таким образом, ТСН кондоминиум «Утес-1» нарушило требования
части 1.1 статьи 46 ЖК РФ – не предоставило в орган государственного жилищного
надзора для хранения в течение трех лет подлинники решений и протоколов общего
собрания членов товарищества за 2022-2023 годы, а также требования статьи 150
ЖК РФ, пункта 1.21 главы 11 приказа
Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об установлении состава, сроков и
периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной
информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение
которой предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О
государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», пунктов
36, 42 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной
информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» – не разместило в ГИС
ЖКХ информацию о членах ревизионной комиссии (ревизора).
Приведенный в пункте 13.2 устава ТСН кондоминиум «Утес-1»
срок хранения протоколов общего собрания (2 года с момента проведения собрания)
противоречит пункту 546 подраздела
10.1 Эксплуатация зданий, строений, сооружений раздела 10
Административно-хозяйственное обеспечение деятельности Перечня типовых
управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности
государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с
указанием сроков их хранения, утвержденному приказом Росархива от 20.12.2019 №
236, согласно которому протоколы собраний собственников помещений в
многоквартирном доме подлежат постоянному хранению.
Поскольку факт
нарушения ТСН кондоминиум «Утес-1» требований жилищного законодательства нашел свое подтверждение, истцом
исчерпан перечень правовых внесудебных средств понуждения ТСН
кондоминиум «Утес-1» к выполнению своих
обязанностей на основании статьи 20
ЖК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в
части возложения на ТСН
кондоминимум «Утес-1» обязанности исполнить предписание от 28.12.2023 № ***, внести изменения в пункт 13.2 устава ТСН
кондоминимум «Утес-1» в части определения постоянного хранения протоколов общих
собраний собственников помещений в многоквартирном доме в период срока
управления многоквартирным домом товариществом, представления на хранение в
Агентство подлинников протоколов и решений общих собраний собственников
многоквартирных домов № *** за 2022 и 2023 годы, размещения в ГИС ЖКХ
информацию о членах ревизионной комиссии (ревизора).
Несогласие подателя жалобы с требованиями выданного
предписания отражает субъективную позицию заявителя по изложенным в нем
вопросам, не опровергает правильности сделанного судом вывода и не
свидетельствует о нарушении норм законодательства, регламентирующих
деятельность Агентства.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не содержат
обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и
процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой,
которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи
с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом
обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы
не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ
Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской
области от исковых требований к товариществу собственников недвижимости
кондоминиум «Утес-1» в части возложения обязанности исполнить предписание от 28.12.2023 № *** о внесении изменений в
устав товарищества собственников недвижимости кондоминиум «Утес-1» на титульном листе и в пункте 14 устава в
части указания адреса многоквартирного дома № ***) и в части указания адреса
многоквартирного дома № ***), находящихся в управлении товарищества
собственников недвижимости кондоминиум «Утес-1», в соответствии с данными ФИАС.
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2024 года в части возложения
обязанности на товарищество собственников недвижимости кондоминиум «Утес-1» исполнить предписание Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от
28.12.2023 № ***, а именно внести изменения в устав ТСН кондоминимум «Утес-1» на титульном листе и
в пункте 14 в части указания адреса многоквартирного дома № ***) и в части
указания адреса многоквартирного дома № ***), находящихся в управлении ТСН кондоминимум
«Утес-1», в соответствии с данными ФИАС отменить, производство в указанной
части прекратить.
Разъяснить
сторонам о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же
сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В остальной части решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 18 ноября 2024 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников
недвижимости кондоминиум «Утес-1» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
23.05.2025