Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении земельных участков для многодетных семей инфраструктурой
Документ от 13.05.2025, опубликован на сайте 03.06.2025 под номером 119056, 2-я гражданская, о пвозложении обязанности обеспечения земельных участков, выделенных многодетным семьям, элементами инженерной инфраструктуры, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000782-77

Судья Борисова Е. С.                                                                         Дело № 33а-2059/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                                  13 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы             Министерства финансов Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 ноября 2024 года по делу № 2а-5204/2024,  которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Ленинского района                            г. Ульяновска удовлетворить частично.

Возложить на администрацию города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области  обязанность организовать обеспечение земельных участков, расположенных в земельном массиве по адресу: ***, элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения) и элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами, внутриквартальными проездами) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска к Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству социального развития Ульяновской области, Правительству Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области - Дементьевой А.В., представителя Министерства имущественных отношений   и  архитектуры  Ульяновской области - Ревиной И.В., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, возражения прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации г.Ульяновска, Правительству Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям, элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения и водоотведения, сетями электро- и газоснабжения) и элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами, внутриквартальными проездами) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что проверкой прокуратуры района установлено, что земельные участки в количестве 432 в земельном массиве, выделенные из земельного участка с кадастровым номером ***, предоставлены многодетным семьям в 2023 году.

При этом до настоящего времени к земельным участкам не подведены элементы инфраструктуры, такие как сети водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, не устроены в полной мере автомобильные дороги и подъезды. Указанная обязанность в пределах муниципального образования г.Ульяновск возложена на администрацию г. Ульяновска.

Просил возложить на администрацию города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области  обязанность организовать обеспечение земельных участков, расположенных в земельном массиве по адресу: ***, элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения) и элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами, внутриквартальными проездами) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска,                             ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», УМУП «Ульяновскводоканал»,                                             АО «Ульяновскэнерго», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, ПАО «Россетти Волга».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных  к Министерству требований в полном объеме. В обоснование своих доводов указывает на то, что обеспечение объектами инженерной инфраструктуры, объектами дорожной инфраструктуры указанных земельных участков относится к полномочиям администрации города Ульяновска. Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

Администрацией города Ульяновска не представлены доказательства отсутствия объективной возможности обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, за счет финансовых средств. Также администрацией города Ульяновска не представлены доказательства об обращении к исполнительным органам Ульяновской области за субсидированием необходимых мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставленных многодетным семьям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.

В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме в части возложения на Министерство обязанности организации обеспечения земельных участков инфраструктурой. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Вопросы электро, газо, тепло – и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности, в том числе на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к вопросам местного значения муниципального образования с возложением на них соответствующих расходов.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска отменить решение суда в части удовлетворения требований прокурора к администрации города. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что денежные средства для проведения работ по обеспечению земельных участков объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, предоставленных многодетным семьям на территории земельного участка, расположенного по адресу: ***, в бюджете администрации на 2024 и на плановый период 2025 – 2026 г.г., не предусмотрены. В настоящее время реальных источников дополнительных поступлений в бюджет города не имеется.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит решение суда изменить и отказать в удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов Ульяновской области в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что возложение обязанности организовать обеспечение земельных участков является необоснованным и незаконным, поскольку земельные участки были предоставлены до принятия распоряжения Правительства Ульяновской области от *** № ***.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства финансов Ульяновской области администрация города Ульяновска просит оставить ее без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Ульяновской области право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление в собственность земельных участков закреплено в Законе Ульяновской области от 17.11.2003 г. №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Распоряжением Правительства Ульяновской области от *** № *** утверждена Программа обеспечения многодетных семей, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 133 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-3О «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, на 2024-2029 годы». Одной из основных задач Программы являются увеличение количества земельных участков, обеспеченных объектами инженерной и транспортной инфраструктуры предоставленных многодетным семьям.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий Программы осуществляется за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области и бюджетных ассигнований местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области, предусмотренных на реализацию государственных программ, утвержденных:

- постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 № 32/629-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения на территории Ульяновской области»;

- постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023                    № 32/632-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области»;

- постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023                         № 32/634-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие отдельных направлений градостроительной деятельности и управление государственной собственностью Ульяновской области».

Ответственными исполнителями Программы являются:

- Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, в том числе городских округов в части формирования земельных участков, возможных к предоставлению многодетным семьям, и обеспечения земельных участков, полученных и предоставляемых многодетными семьям, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.

- Министерство социального развития Ульяновской области в части предоставления многодетным семьям социальной и компенсационной выплаты взамен земельного участка.

Соисполнителями Программы являются Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство транспорта Ульяновской области, Министерство жилищного-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, в части координации работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по направлению деятельности в рамках компетенции.

Проведенной прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска проверкой установлено, что в 2023 году многодетным семьям предоставлено 432 земельных участка, расположенных в земельном массиве по адресу: ***.

Гражданами данные земельные участки оформлены в собственность согласно сведениям из ЕГРН.

Данные участки элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения и водоотведения, сетями электро- и газоснабжения) и элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами, внутриквартальными проездами) не обеспечены, что не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. 

Разрешая административный спор и частично удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащими ответчиками по делу являются администрация города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, поскольку ими не выполнена совокупность мероприятий, предусмотренных пунктами 1.2.13. 1.2.14, 1.2.15, 1.2.16 Перечня Программы.

В этой связи суд возложил на данных ответчиков обязанность по организации обеспечения спорных земельных участков элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения) и элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами, внутриквартальными проездами) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований прокурора к Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству социального развития Ульяновской области, Правительству Ульяновской области было отказано.

Между тем, судебная коллегия с такими выводами районного суда не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации          (ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление в собственность земельных участков закреплено в Законе Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 №372 (далее - Методические рекомендации от 09.09.2013 №372)).

Согласно п.17 Методических рекомендаций от 09.09.2013 №372 при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка; 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли;           5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П.1 ч.1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодно водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017 №2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В своем Определении от 31.01.2023 №200-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований. К числу вопросов местного значения муниципального района отнесена, в частности, организация в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.15 названного Федерального закона).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований (постановления от 29.03.2011 №2-П, от 13.10.2015 № 26-П и др.).

Обеспечение создания на земельных участках, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, необходимой инфраструктуры, включая организацию их газоснабжения, относится к полномочиям как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, которые в силу статьи 132 (часть 3) Конституции Российской Федерации входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения, в том числе названных задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Следовательно, п.4 ч.1 ст.15 Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующий с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанностей, противоречащих их функциям и законодательно определенной компетенции.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами материального права земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Между тем, вышеизложенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не были приняты во внимание судом первой инстанции, что привело к принятию неправильного решения.

Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст.18 Федерального закона             №131-ФЗ).

Поскольку земельные участки многодетным семьям предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (п.3 ч. 2 ст.30 ГрК РФ).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Финансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, осуществляется в рамках действующих региональных программ: Программы обеспечения многодетных семей, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с п.1 ч.1 ст.13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №05-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, на            2024-2029 годы»; Государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 №32/632-П, Программой обеспечения многодетных семей земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на 2024-2029 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области №241-п от 03.06.2024.

Указанные программы предусматривают перечень мероприятий и порядок их финансирования, в том числе условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ульяновской области на софинансирование мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что на обеспечение инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям, предусмотрено финансирование в рамках государственной программы, то надлежащим ответчиком по делу является администрация г.Ульяновска, которая является непосредственным исполнителем программы как орган местного самоуправления.

При этом право граждан (многодетной семьи), в чьих интересах прокурор обратился в суд, в такой ситуации не может быть поставлено в зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного самоуправления и государственной власти субъекта, участником которых граждане не являются.

Тот факт, что Министерства – административные ответчики по делу – также являются ответственными исполнителями Государственной программы, не влечет возложения на них обязанности по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры, поскольку исполнителем Программы в указанной части являются органы местного самоуправления.

Согласно положениям п. 3 ч.3 ст.310 КАС РФ неправильным применением норм материального права, влекущим отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, является неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.309  КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 ноября 2024 года  отменить в части удовлетворения требований прокурора Ленинского района                            г. Ульяновска к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении  требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области  о возложении обязанности организовать обеспечение земельных участков элементами инженерной и дорожной инфраструктуры отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.05.2025