Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О понуждении к устранению нарушения требований УИК о раздельном содержании осужденных
Документ от 13.05.2025, опубликован на сайте 03.06.2025 под номером 119057, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения, обеспечив раздельное содержание в ИУ впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-003795-94       Судья Абдулкина С. Н.                                                         Дело № 33а-2068/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           13 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре  Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу            ФСИН России на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 23 декабря 2024 года по делу № 2а-4216/2024, которым постановлено:

административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения закона, а именно:

- обеспечить раздельное содержание в исправительном учреждении впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ФСИН России – Гасанова М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,                     судебная коллегия

 

установила:

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратилась в суд с уточненным впоследствии административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, указав в обоснование требований то, что  Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена проверка соблюдения законодательства в части раздельного содержания различных категорий осужденных, их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, в ходе которой установлено, что администрацией ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области не исполнялись требования о раздельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Все социально-ориентированные места в отрядах № 3 и  № 4  и карантинных отделениях (коридоры, комнаты воспитательной работы, умывания, приема пищи, принятия по личным вопросам, хранения личных вещей, спальные расположения, санузлы, локальные участки, места для курения и пр.) были едины.

Кроме того, в учреждении имелось и эксплуатировалось только по одному карантинному отделению для мужчин и для женщин, в которые помещались при поступлении все ранее отбывавшие и не отбывавшие лишение свободы лица.

Помимо вышеизложенного, локальный участок здания отряда № 4, в котором были размещены женское карантинное отделение (2-й этаж) и женский отряд (1-й этаж), а также локальный участок здания отряда № 3 (2-й этаж - для впервые осужденных к лишению свободы мужчин, 1-й этаж - для ранее отбывавших лишение свободы мужчин), были не разделены.

Проведенная в мае 2024 года контрольная проверка показала, что не все выявленные прокуратурой в ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области нарушения устранены. 

По фактам несоблюдения требований законодательства о раздельном содержании различных категорий осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области *** и *** начальнику ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области вносились представления об устранении нарушений закона, однако контрольная проверка показала, что имевшиеся нарушения в полном объеме не устранены.

В настоящее время выявленные нарушения в части материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных (обеспечения в жилых отрядах горячего водоснабжения) устранены.  

Однако до настоящего времени не устранены нарушения ч.2 ст. 80 УИК РФ по обеспечению раздельного содержания в колонии впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин. 

Прокурор просил обязать ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований ч.2 ст. 80 УИК РФ, а именно: обеспечить раздельное содержание в исправительном учреждении впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин; обязать ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

К участию в деле к участию в деле в качестве соответчика привлечена              ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - ФКУ «Центр материально-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда изменить в части обязанности ФСИН России обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений. Таким образом, исковые требования об обязании ФСИН России обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований на указанные цели в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежат. 

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в марте-апреле 2024 г. проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и иного законодательства в части раздельного содержания различных категорий осужденных, их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, в ходе которой выявлены нарушения требований УИК РФ, законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных.

*** и *** начальнику ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области внесены представления об устранении нарушений закона (л.д.25-26, 29-30).

Согласно справке врио начальника ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области от 20.12.2024, в целях раздельного содержания осужденных в настоящее время продолжаются ремонтные работы в здании бывшей дежурной части (здание ДПНК), в которой запланировано размещение 4 карантинных отделения (2 мужских карантина, 2 женских карантина); ремонтные работы по состоянию на 20.12.2024 не закончены (л.д.199).

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что исправительное учреждение в силу закона обязано обеспечить раздельное содержание осужденных, в связи с чем пришел к выводу о необходимости возложения на ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области обязанности по устранению выявленных нарушений закона. На ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области  возложена обязанность по финансированию указанных работ.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, согласно ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.80 УИК РФ в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

В соответствии со ст.9 Закона РФ 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.11 названого закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Создание лицам, содержащимся в исправительном учреждении, условий содержания, соответствующих нормам конституционного права, федеральных законов, относится к компетенции ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области как территориального органа и ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области. 

Исправительное учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

Деятельность ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, поскольку иных источников финансирования у ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области не имеется.

Согласно Уставу ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области,                     ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением                уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (л.д.13-21).

В соответствии с п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 5.12 Устава).

В соответствии с положениями названного Устава, ч. 1 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

Как следует из материалов дела, а также не оспаривалось административными ответчиками в суде первой инстанции, что ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области обязанность по устранению выявленных административным истцом недостатков в полном объеме не исполнило, чем нарушило обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования прокурора, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством.

Поскольку административными ответчиками требования федерального законодательства не были исполнены, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

Между тем, в целях соблюдения принципа исполнимости судебного решения судебная коллегия полагает необходимым изложить абзац второй резолютивной части решения в иной редакции, а абзац третий – исключить из резолютивной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 23 декабря 2024 года изменить:

изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет средств  федерального бюджета устранить нарушения закона: обеспечить раздельное содержание в исправительном учреждении впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин»;

абзац третий резолютивной части решения исключить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.05.2025