У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0018-01-2024-000375-09
Судья Николаева Н. М.
Дело № 33а-2170/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
20 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.А.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Радищевский район» Ульяновской области на решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 30 января 2025 года по делу №
2а-1-14/2025, которым постановлено:
иск прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской
области, администрации муниципального образования «Ореховское сельское
поселение» Радищевского района Ульяновской области о признании
бездействия по непринятию
мер по содержанию муниципального имущества: локального водопровода незаконным,
об обязании провести работы по прокладке водопроводной трубы, обеспечении
подачи холодного водоснабжения,
надлежащего качества в объемах
необходимых для обеспечения
потребителей холодной питьевой водой круглосуточно и бесперебойно в объемах необходимых потребителю удовлетворить
частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО
«Радищевский район» Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению подачи
холодного водоснабжения для потребителей на *** области надлежащего
качества в объемах необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой
водой круглосуточно и бесперебойно в объемах, необходимых потребителю.
Обязать муниципальное учреждение администрацию
муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области,
муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Ореховское
сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в срок не
превышающий трех месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу обеспечить подачу холодного
водоснабжения для потребителей *** надлежащего качества в объемах, необходимых
для обеспечения потребителей холодной питьевой водой круглосуточно и
бесперебойно.
В удовлетворении исковых требований прокурора Радищевского
района Ульяновской области в части
большего срока для исполнения и требований к
администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области в части возложения обязанности в срок до
01.09.2025 проложить водопроводную трубу в *** от общей сети локального
водопровода, проходящего по ***, отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей
решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор
Радищевского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской
области, администрации муниципального образования «Ореховское сельское
поселение» Радищевского района Ульяновской области о признании
бездействия по непринятию
мер по содержанию муниципального имущества: локального водопровода незаконным,
об обязании провести работы по прокладке водопроводной трубы, обеспечении подачи холодного водоснабжения, надлежащего качества
в объемах необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой
водой круглосуточно и бесперебойно в
объемах необходимых потребителю.
Требования
мотивировал тем, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращение жителя
*** по вопросу содержания муниципального имущества и организации обеспечения
холодного водоснабжения надлежащего качества была проведена проверка, в ходе
которой выявлены нарушения законодательства, требующие обращения прокурора в
суд для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц.
Проверкой
установлено, что в связи с изношенностью водопровода на *** с 2018 года
отсутствует водоснабжение. ***, расположенная на *** находится в нерабочем
состоянии, иного источника водоснабжения на данной улице не имеется, при этом
каких-либо мер по обеспечению водоснабжением не принималось.
Действующие системы
водоснабжения, находящиеся в собственности администрации МО «Радищевский район»
Ульяновской области в ***а не могут обеспечить нужды потребителей в летний
засушливый период, требования законодательства о бесперебойном подаче холодной
воды в достаточном количестве не соблюдаются.
Для обеспечения водоснабжения в *** необходимо проложить
водопроводную трубу от общей сети локального водопровода, проходящего по ***,
расположенной по ***.
Отсутствие холодного водоснабжения создает реальную угрозу
здоровью населения ***, которое лишено возможности нормальной
жизнедеятельности. Незаконным бездействием со стороны ответчиков нарушаются
права граждан, потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению,
лишает их права на необходимые условия проживания. В адрес ответчика выносилось
представление об устранении нарушений, которое до настоящего времени не
исполнено.
Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые
требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации
МО «Радищевский район» Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению подачи
холодного водоснабжения для потребителей
*** надлежащего качества в объемах необходимых для обеспечения
потребителей холодной питьевой водой круглосуточно и бесперебойно в объемах,
необходимых потребителю; обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской
области в срок до 01.09.2025 проложить
водопроводную трубу в с***, проходящего по ул!%. ***, расположенной около ***;
обязать административных ответчиков в срок до 01.09.2025 обеспечить подачу
холодного водоснабжения для потребителей *** надлежащего качества в объемах,
необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой круглосуточно
и бесперебойно.
К участию в деле в
качестве заинтересованного лица привлечено ОГКП «Ульяновский
областной водоканал».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской
области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает на то, что в настоящее время холодной питьевой водой надлежащего
качества жителей обеспечивает ОГКП «Ульяновский областной водоканал», который
получает соответствующую плату по утвержденному тарифу от потребителей.
Администрация не обязана осуществлять водоснабжение. Ссылается на то, что
установленный судом срок для исполнения решения не отвечает требованиям
разумности. Полагает, что при вынесении решения судом не были учтены
особенности положения исполнительно-распорядительного органа муниципального
образования и специфика бюджетных правоотношений при формировании и исполнении
местного бюджета. В настоящее время бюджет муниципального образования
«Радищевский район» Ульяновской области на 2025 год не согласован с
прокуратурой Радищевского района Ульяновской области и утвержден.
Перераспределить денежные средства в 2025 году не представляется возможным. Полагает,
что действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления
муниципального района обеспечивать подачу холодного водоснабжения для
потребителей.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствие с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы местного
самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для
осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав
и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими
на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг,
касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении
и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения
направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения
качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного
водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные
объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения развития
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения
инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и
водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой,
горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и
организационного единства и целостности централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с ч. 1,
1.1 ст. 6
Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов
местного самоуправления, предусмотренные ч. 1
указанной статьи, а именно - организация водоснабжения населения, в
том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или)
водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими
горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих
обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих
обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из
эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений,
городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных
программ; согласование инвестиционных программ - на территории сельского
поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального
района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не
установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст.
14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного
значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах
поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,
снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных
законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросы местного значения,
предусмотренные ч.1
настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного
значения сельских поселений в соответствии с ч.3
настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного
самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные
вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из материалов дела и установлено
судом, на основании обращения жительницы *** - *** прокуратурой Радищевского
района Ульяновской области проведена проверка исполнения требований
законодательства в водоснабжения и водоотведения в деятельности администрации
МО «Радищевский район», ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в части обеспечения
водоснабжением.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от
***, из которого следует, что участок водопроводной трубы от *** находится в
аварийном состоянии. В настоящее время
участок отключен из-за изношенности
трубы, процент изношенности которой составляет 90% на протяжении 227 м (***).
От колонки возле *** водопроводная сеть отсутствует. Возможность подключения *** от колонки возле *** имеется при наличии технической
возможности и ремонта водопроводной сети
(л.д. 18).
В представлении от *** в адрес администрации МО
«Радищевский район» прокурором указано на необходимость безотлагательно принять
действенные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им
способствующих, а также не допущению их впредь (л.д. 58-59).
По результатам рассмотрения представления администрацией
МО «Радищевский район» сообщено, что при формировании программы ремонта на 2025
год будет рассмотрена возможность замены аварийного участка по *** (л.д. 60).
Свидетель ***, начальник инженерного сектора ОГКП «Ульяновский областной
водоканал», допрошенный судом первой инстанции, показал, что осенью
2024 года по поручению прокурора была проведена проверка водопровода, в ходе
которой установлено, что на *** имеется водопроводный колодец и неработающая
колонка, расположенная около нежилого дома №***. На момент проверки колодец был
засыпан строительным мусором.
Водопроводных труб, ведущих к данному колодцу, не было обнаружено. Для
восстановления водоснабжения необходимо проложить водопровод протяженностью
240-250 метров с -***, на которой в 2024 году был заменен аварийный участок
протяженностью километр. ОГКП «Ульяновский областной водоканал» эксплуатирует
трубопровод на праве аренды у администрации муниципального образования
Радищевский район. Примерная стоимость прокладки водопровода от колонки с ***
будет составлять около 1 млн. руб.
Согласно информации ОГКП «Ульяновский областной водоканал»
от 27.01.2025 водопровод на *** отсутствует. Для нормализации водоснабжения в ***
необходимо проложить новый водопровод. На данной улице проживает 3 человека.
Один потребитель получил технические условия на подключение №*** от *** и
запитан от ***, другие - потребляют воду через водоразборную колонку,
расположенную по ***. Примерное расстояние от *** до ближайшей водоразборной
колонки по *** – 250 метров. Замена аварийного участка водопроводной сети по ***
была произведена подрядной организацией *** в период времени с 25.04.2024 по
24.07.2024.
В целом, водоснабжение *** посредством центральной системы
водоснабжения в отношении абонентов, проживающих в *** и осуществивших
подключение к системе водоснабжения из собственных средств, при этом
водоснабжение абонента, проживающего в ***, не осуществляется. Имеющаяся на ***
водоразборная колонка отключена от системы водоснабжения, водопроводные трубы,
ведущие к ней, изношены на 90% процентов. Иными способами водоснабжения жители ***
не обеспечены.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества,
находящегося в собственности МО «Радищевский район» Ульяновской области,
водопровод в *** находится в собственности администрации района (л.д. 29).
Согласно договору №***
аренды объектов водоснабжения от *** и дополнительного соглашения №***
от *** (л.д. 79-88), заключенных между
администрацией МО «Радищевский район Ульяновской области» и ОГКП
«Ульяновский областной водоканал»,
арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и
пользование арендатору объекты водоснабжения, согласно приложению №*** к
договору (п.1.1). Арендатор обязан использовать арендованное имущество в
соответствии с его назначением и своевременно проводить за свой счет его
текущий ремонт (п.3.2.2). Арендодатель обязан осуществить капитальный ремонт,
модернизацию, реконструкцию переданного в аренду имущества за свой счет (п.
3.1.3). В соответствии с п.3.1.3 договора №*** аренды имущества от *** (с
учетом дополнительного соглашения от *** о пролонгации действия договора
аренды) арендодатель обязан осуществлять капитальный ремонт, модернизацию,
реконструкцию переданного в аренду имущества за свой счет.
В настоящее время водопроводными сетями временно владеет и
пользуется ОГКП «Ульяновский областной водоканал», обеспечивая водоснабжение
населения села.
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем
представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив
нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на *** отсутствует
централизованная система водоснабжения, имеется колодец и водоразборная
колонка, подключение которой возможно посредством прокладки водопровода с его
последующим присоединением к системе водоснабжения расположенной на ***, в связи с чем удовлетворил требования
прокурора частично, возложив на административных ответчиков обязанность по
обеспечению подачи холодного водоснабжения для потребителей *** надлежащего
качества в объемах, необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой
водой круглосуточно и бесперебойно, в части требований о прокладке трубы
отказал.
При этом суд признал незаконным бездействие муниципального
района в указанной части, поскольку в связи с изношенностью водопровода на ***
водоснабжение отсутствует с 2018 года.
С такими выводами районного суда судебная коллегия
соглашается.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются
как основанные на неверном толковании закона и иной оценке обстоятельств,
установленных судом.
Так, в соответствии со ст.19 Федерального закона от
30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в
приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения
физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть
безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому
составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района
относятся владение, пользовании и распоряжением имуществом, находящимся в
муниципальной собственности муниципального района.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения
регулируются Федеральным законом
от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и принятыми в
соответствии с названным Законом
постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечень полномочий органов местного самоуправления
городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и
водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Закона №
416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие
мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности
исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное
водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа
указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1),
определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или)
водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п.2),
утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п.5),
согласование инвестиционных программ (п.6),
иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п.10).
Согласно ч.4 ст. 12
Закона № 416-ФЗ, гарантирующая организация обязана обеспечить холодное
водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального
строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной
системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны
деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация
заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов
централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения,
договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного
водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации.
В силу положений ч.3 ст.19
Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» население городских и сельских поселений должно
обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном
для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача
питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или
нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или
приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием
централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее
водоснабжение) (п.4 ст.2).
При этом организация водоснабжения населения, в том числе
принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в
случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств
либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств
относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений,
городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на
соответствующих территориях (п.1 ч.1 ст.6
Закона № 416-ФЗ).
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013
№644 (далее - Правила), предусмотрено, что в
случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа,
городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы
местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на
соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы
холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с
настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По смыслу приведенных правовых норм организация
водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления
поселений, городских округов, которые организуют централизованное холодное
водоснабжение.
Как верно указано судом, действующее законодательство,
возлагая на муниципальный орган обязанность по организации в границах
городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных
законодательством, выбор варианта организации водоснабжения относит к
исключительной компетенции органа местного самоуправления, и в случае
отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение,
администрация обязана организовать водоснабжение иными способами. При этом
выбор такого способа реализации указанных обязанностей не может быть предрешен
судом.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума
от 28.06.2022 №21 обратил внимание на то, что законность оспариваемых решений,
действий (бездействия) органов наделенных государственными и иными публичными
полномочиями нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям
правовых норм; подчеркнул необходимость проверять, исполнена ли органом или
лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения,
совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке
фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к
закону и действиям государства, учету требований соразмерности (абзацы третий и
пятый пункта 17).
В ходе судебного заседания была
достоверно установлена возможность организации холодного водоснабжения для
жителей ***. На *** имеется колодец и водоразборная колонка, подключение
которой возможно посредством прокладки водопровода с его последующим
присоединением к системе водоснабжения расположенной на ***. При этом ранее водоснабжение *** осуществлялось из централизованной системы,
но в связи с изношенностью труб (90%) водоразборная колонка на *** была
отключена, в настоящее время трубы, ведущей к данной колонке, фактически не
имеется по причине ее полного разрушения.
Доказательств, подтверждающих осуществление администрацией
района всего комплекса мер по организации водоснабжения населения
вышеуказанного населенного пункта холодной питьевой водой надлежащего качества,
в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание положения Устава муниципального
образования «Радищевский район» Ульяновской области, а также соглашения
от 13.12.2023 №116 «О передаче (принятии) полномочий по решению вопроса
местного значения, заключенного между администрацией МО «Радищевский район» и администрацией МО «Ореховское
сельское поселение» суд первой инстанции правомерно возложил на обоих
административных ответчиков обязанность по обеспечению водоснабжения по спорной
улице.
Согласно вышеуказанному соглашению, объем финансовых
средств (межбюджетных трансфертов) предоставляемых из бюджета района для
осуществления полномочий, в том числе водоснабжению населения, в 2024 году
составляет 83 000 руб., которых для устранения нарушений явно недостаточно.
Согласно представленным по запросу суда апелляционной
инстанции сведениям о реализации соглашения от ***, в 2023-2025 г.г.
Ореховскому сельскому поселению были предоставлены межбюджетные трансферты в
объеме 83 000 руб. и 85 000 руб., которые были использованы сельским
поселением на цели организации электроснабжения в границах поселения.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 30 января 2025 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования
«Радищевский район» Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23.05.2025