У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-000616-90
Судья Шабинская Е.А. Дело № 33а-2062/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 марта
2024 года по делу №
2а-1104/2024, которым постановлено:
Административное
исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать
администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течении 6 (шести)
месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить
централизованное холодное водоснабжение домовладений № № ***, расположенных по
адресу: ***, с установкой пожарных гидрантов и водоразборных колонок.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., пояснения прокурора Стерлядевой Е.В.,
заинтересованных лиц Романеевой Т.Г.,
Мударисовой Х.Р., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная
коллегия
установила:
Прокурор Ленинского
района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился
в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о возложении
обязанности обеспечить централизованное холодное водоснабжение.
Требования
мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой по принятому
комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации коллективному обращению
собственников помещений домов № № *** в
деятельности администрации муниципального образования «город Ульяновск»
выявлены нарушения закона в жилищно-коммунальной сфере.
В ходе надзорных
мероприятий установлено, что по *** централизованное водоснабжение отсутствует,
водоразборных колонок, пожарных гидрантов не имеется. При этом, техническая
возможность обеспечения населения по указанной улице холодным водоснабжением по
информации УМУП
«Ульяновскводоканал» имеется. Для организации водоснабжения необходимо
строительство водопровода диаметром не менее 100 мм протяженностью 700 м с
подключением от существующей муниципальной сети водопровода диаметром 300 мм в районе дома № ***.
Ориентировочная стоимость строительства составляет 6 000 000 руб.
В ходе надзорных
мероприятий прокуратурой района получены объяснения Каренина А.Ю., который
указал, что проживает по адресу: *** года. Он пояснил, что централизованное
холодное водоснабжение в домах № № *** отсутствует, инженерные сети не
подведены. В указанных домах проживает около 20 человек. Пожарные гидранты и
водоразборные колонки отсутствуют.
Из ответа отдела
надзорной деятельности и
профилактической работы ГУ МЧС
России по Ульяновской области следует, что ближайший источник наружного
противопожарного водоснабжения в районе вышеназванных домовладений
располагается около дома № ***, то есть на расстоянии примерно 500 м от указанных домов по ***.
*** года
прокуратурой района Главе г. Ульяновска внесено представление об устранении
нарушений закона, которое *** года было рассмотрено.
В соответствии с
ответом на представление, в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годы финансовые
средства на данные мероприятия не предусмотрены. Значительное увеличение
средств на обеспечение водоснабжения в
настоящее время выделить невозможно, ввиду отсутствия дополнительных источников
доходов бюджета.
Просил возложить на
администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность
обеспечить централизованное холодное водоснабжение домовладений № № *** с установкой пожарных гидрантов и водоразборных колонок.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены
Финансовое управление администрации г. Ульяновска, Управление архитектуры и
градостроительства администрации г. Ульяновска, Романеева Т.Г., Романеев Н.О.,
Федотов Н.И., Мударисова Х.Р., Шарафутдинова Г.Р., Рождествина Т.Б.,
Корнеева И.Б., Обухова Н.Х., Каренин А.Ю., Обухов А.А., Иванов И.М., Иванов С.Б., УМС администрации г. Ульяновска,
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска,
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного
иска.
В обоснование жалобы
указывает на то, что в бюджете
муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годы
финансовые средства на мероприятия по обеспечению водоснабжения по *** не предусмотрены. Вопрос
о выделении средств бюджета на выполнение данных мероприятий может быть
рассмотрен в ходе исполнения бюджета в 2024 году, в случае выделения
дополнительных финансовых средств из областного бюджета Ульяновской области.
При отсутствии финансирования в 2024 году вопрос строительства водопровода
будет учитываться при подготовке проекта бюджета муниципального образования
«город Ульяновск» на 2025 год и на
плановый период 2026 и 2027 годы. Также обращает внимание на разработанную на
территории *** инвестиционную программу «Развитие и реконструкция инженерной
инфраструктуры систем холодного водоснабжения и водоотведения УМУП
«Ульяновскводоканал» на 2023-2025».
В возражениях на
апелляционную жалобу Федотов Н.И., Каренин А.Ю., Обухова Н.Х., Романеева Т.Г.
просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу
– без удовлетворения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского
областного суда от 13 августа 2024 года решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение,
которым в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района г.
Ульяновска к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности обеспечить
централизованное холодное водоснабжение отказано.
Кассационным
определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного
суда общей юрисдикции от 18 марта 2025 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам
Ульяновского областного суда от 13 августа 2024 года отменено, дело направлено
на новое рассмотрение в Ульяновский
областной суд.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет
заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия)
незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими
нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы
административного истца, и принимает решение об обязанности административного
ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов
административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов административного
дела и установлено судом,
прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска по обращению жителей
домов № № *** проведена проверка исполнения администрацией
г. Ульяновска законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой
установлено отсутствие централизованной системы холодного водоснабжения,
подведенной к вышеуказанным домам, а также отсутствие водоразборных колонок и
пожарных гидрантов.
*** года
прокуратурой района Главе г. Ульяновска внесено представление об устранении
нарушений закона, в ответе на которое сообщено об отсутствии в бюджете
муниципального образования «город
Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годы финансовых средств на
данные мероприятия.
В связи с выявленными в ходе проверки
вышеуказанными нарушениями прокурор обратился в суд с настоящим
административным иском.
Разрешая административный спор и принимая
решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил
из того, что представленными в дело доказательствами подтверждено, что система
централизованного водоснабжения по *** отсутствует, администрацией г.
Ульяновска меры по его организации не приняты, тогда как обязанность по
организации водоснабжения и водоотведения
в силу действующего законодательства отнесена к полномочиям
администрации городского округа.
С указанными выводами судебная коллегия
соглашается в силу следующего.
Согласно пункту 4
части 1
статьи 16 Федерального закона от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ)
организация в границах сельского поселения водоснабжения населения,
водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской
Федерации, отнесена к вопросам местного
значения муниципальных районов.
В силу пункта 4.3 части 1
статьи 17 вышеуказанного Федерального закона полномочия органов местного
самоуправления в сфере водоснабжения определяются Федеральным законом от 7
декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее -
Федеральный закон № 416-ФЗ).
Пунктом 1
части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что на
территории городского округа полномочия по организации водоснабжения населения,
в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или)
водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими
горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих
обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих
обязательств, осуществляются органами местного самоуправления городского
округа.
Согласно пункту 4 статьи 2 названного
Федерального закона водоснабжение абонентов осуществляется с использованием
централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В силу
части 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на
территории (части территории) поселения, городского округа централизованной
системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения,
городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на
соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы
холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами
холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством
Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной
(питьевой и (или) технической) воды из централизованных или нецентрализованных
систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и
водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 июля 2013 года № 644 (далее - Правила).
Согласно пункту 71 Правил холодного водоснабжения
в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной
системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют
нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с
использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или)
подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Исходя из пункта 13 статьи 2 Федерального
закона № 416-ФЗ под нецентрализованной системой холодного водоснабжения
понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с
централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего
пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Из приведенного правового регулирования
следует, что обязательным условием организации органами местного самоуправления
на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного
водоснабжения является наличие технической возможности подключения на
соответствующей территории к централизованной системе холодного водоснабжения.
В случае отсутствия таковой организуется нецентрализованная система холодного
водоснабжения и(или) подвоз питьевой воды.
Несмотря на доводы жалобы, из материалов
настоящего дела усматривается и верно
учтено судом первой инстанции,
что техническая возможность подключения
жилых домов по *** к централизованной системе холодного
водоснабжения имеется.
Так, согласно сообщению УМУП
«Ульяновскводоканал» по состоянию на
30 ноября 2023 года подтверждена техническая возможность обеспечения
населения по *** в спорной его части холодным водоснабжением, для организации
водоснабжения необходимо строительство водопровода, диаметром не менее 100 мм,
протяженностью 700 м с подключением от существующей муниципальной сети
водопровода диаметром 300 мм в районе
дома № ***. Ориентировочная стоимость
строительства составляет 6 000 000 руб.
(л.д. 22 том 1).
Такая возможность была также подтверждена
административным ответчиком еще в 2011 году, на что указывают сообщения администрации г. Ульяновска от
29 октября 2010 года, от 19 сентября 2011 года и от 27 декабря 2011 года
(л.д. 191, 200, 201 том 1).
На запрос судебной коллегии Управление жилищно-коммунального хозяйства
администрации г. Ульяновска в своем
ответе от 7 мая 2025 года также не отрицало наличие технической возможности
обеспечения населения по *** холодным
водоснабжением, указав на необходимость
строительства сети диаметром не менее 100 мм, ориентировочной
протяженностью 700-900 м с подключением к существующей сети водопровода диаметром 300 мм в районе дома № ***.
Аналогичная
информация представлена и УМУП
«Ульяновскводоканал» в письме от 12 мая 2025 года.
Содержащаяся в материалах настоящего дела
схема централизованного водоснабжения и водоотведения также определяет маршрут его проложения от дома № ***, согласующийся с сообщениями
администрации г. Ульяновска и УМУП
«Ульяновскводоканал».
Отсутствие
обращений собственников перечисленных в исковом заявлении домовладений за получением технических
условий для последующего включения в инвестиционную программу, на что указывало
УМУП «Ульяновскводоканал» в своих
пояснениях, как и доводы жалобы об отсутствии финансирования, не освобождают административного ответчика от возложенной на него Федеральным законом № 131-ФЗ обязанности по организации
в границах городского поселения водоснабжения населения и водоотведения.
Кроме того, вышеуказанные возражения
об отсутствии обращений
собственников домовладений за получением технических условий опровергаются
материалами дела. Так, технические условия подключения объекта заказчика к
коммунальным сетям водоснабжения и канализации, обслуживаемым УМУП «Ульяновскводоканал» собственнику домовладения № *** были выданы
еще 1 сентября 2011 года (л.д. 166 том 1).
Вопреки доводам жалобы,
возможность установки пожарного гидранта и водоразборной колонки не отрицалась
вышеперечисленными сообщениями
администрации г. Ульяновска
Инвестиционной программой «Развитие и
реконструкция инженерной инфраструктуры систем холодного водоснабжения и
водоотведения УМУП
«Ульяновскводоканал» на 2023-2025 годы, утвержденной распоряжением Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 5 мая
2022 года № 246-од, Техническим заданием на корректировку инвестиционной
программы УМУП «Ульяновскводоканал» «Развитие и реконструкция инженерной
инфраструктуры систем холодного водоснабжения и водоотведения УМУП
«Ульяновскводоканал» на 2023 - 2025 годы, утвержденным постановлением
администрации г. Ульяновска от *** года № ***, организация централизованной
системы холодного водоснабжения (строительство водопровода) к домовладениям по ***
не предусмотрена.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 29 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23 мая 2025 года.