Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение страховой пенсии по старости
Документ от 27.05.2025, опубликован на сайте 04.06.2025 под номером 119120, 2-я гражданская, о признании право на назначение страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0002-01-2024-007897-19

Судья Лисова Н.А.                                                                          Дело № 33-2184/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             27 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Забураеве Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-332/2025 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 января 2025 года, по которому постановлено:

исковые требования Абдужаппаровой Светланы Анатольевны удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Абдужаппаровой Светлане Анатольевне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10 августа 2024 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Абдужаппаровой Светланы Анатольевны государственную пошлину в размере 3000 руб., судебные расходы на консультацию и составление искового заявления, по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб., почтовые расходы в размере 110 руб.

В удовлетворении требований Абдужаппаровой Светланы Анатольевны о взыскании судебных расходов в большем размере отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Абдужаппарова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 09.08.2024 Абдужаппарова С.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Ульяновской области от 08.11.2024 № *** ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимых условий для установлении пенсии: требуемого количества детей, рожденных на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по достижению возраста 59 лет. С вынесенным решением ОСФР по Ульяновской области Абдужаппарова С.А. не согласна, поскольку необходимые для назначения пенсии документы были представлены ответчику в полном объеме. Факт рождения у истца троих детей и их воспитание до достижения ими возврата 8 лет подтвержден.

С учетом уточненных исковых требований Абдужаппарова С.А. просила суд признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.08.2024; обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.08.2024; взыскать с ОСФР по Ульяновской области в свою пользу государственную пошлину в размере 3000 руб., судебные расходы на консультацию и составление искового заявления в размере 8000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб., почтовые расходы в размере 110 руб. (л.д. 6-7, 65).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права. С учетом норм действующего Российского законодательства и денонсации с 01.01.2023 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» могут учитываться только те дети, которые были рождены и воспитаны на территории Российской Федерации и (или) СССР (то есть до 01.01.1991). С 01.01.2023 до настоящего времени между Российской Федерацией, Республикой Узбекистан и Украиной какие-либо соглашения в области пенсионного обеспечения отсутствуют. Поскольку двое из троих детей истца были рождены и воспитаны до 8-летнего возраста в Республике Узбекистан и на территории Украины, оснований учитывать их при определении права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется. Отмечает, что законодательством Республики Узбекистан досрочное назначение пенсии женщинам, родившим троих детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, никогда не предусматривалось, а в Российской Федерации норма о праве на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию введена только с 01.01.2019. Кроме того, выражает несогласие с суммой взысканных судебных расходов по оплате услуг представителя, полагая их завышенными. При этом договор на оказание юридических услуг истцом в адрес Отделения представлен не был. Взыскание с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя влечет нецелевое использование средств бюджета СФР, установленного на уровне федерального законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу Абдужаппарова С.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013                    № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013                            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Перечень необходимых для назначения пенсии документов утвержден приказом Минтруда Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Согласно подпунктам «в», «г» пункта 12 настоящего перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 – 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 данного перечня, необходимы документы (сведения) о рождении ребенка (детей) (пункты 1, 1.1, 1.2 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»), о воспитании ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 8 лет (пункты 1, 1.1, 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13.03.1992 государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Украиной, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств- частников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992  денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01.01.2023.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Абдужаппарова С.А. является матерью троих детей: А*** Е.И., *** года рождения, М***  К.И. (ранее – А***), *** года рождения, А*** И.И., *** года рождения (л.д. 16-17, 81-85).

09.08.2024 Абдужаппарова С.А., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 31-32).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 06.11.2024 № *** Абдужаппаровой С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013                   № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием факта воспитания ребенка, *** года рождения, до достижения им возраста 8 лет на территории Российской Федерации (РСФРС).

Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 59 лет (л.д. 9-10, 28-29).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 08.11.2024 № *** Абдужаппаровой С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимых условий для установления пенсии – требуемого количества детей, рожденных на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР (л.д. 11-12).

Полагая отказ в назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста незаконным, Абдужаппарова С.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что условиями назначения страховой пенсии по старости по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является факт рождения у женщины трех детей и воспитавшей их до достижения возраста 8 лет, в совокупности с условиями достижения возраста 57 лет, страхового стажа 15 лет, при этом требования о рождении и воспитании трех детей до достижения им возраста 8 лет на территории Российской Федерации или РСФСР Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрены.

Установив, что Абдужаппарова С.А. родила троих детей и воспитывала их до 8 лет, достигла возраста 57 лет и имеет необходимую продолжительность стажа и величину ИПК, суд возложил на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости с 10.08.2024.

Кроме того, взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., судебные расходы на консультацию и составление искового заявления, по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб., почтовые расходы в размере 110 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Прекращение действия с 01.01.2023 Соглашения от 13.03.1992 в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения правильно признано судом не влияющим на правоотношения сторон, поскольку им не регулировались вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих детей, а регламентировались вопросы назначения пенсий иностранным гражданам, проживавшим на территории государств-участников данного Соглашения, а также учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств и на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения, исчисления пенсий из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

После денонсации Российской Федерации Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо в соответствии с национальным законодательством.

В настоящее время между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, Украиной отсутствует международный договор (соглашение) в области пенсионного обеспечения.

Вместе с тем действующее национальное пенсионное законодательство, а именно пункт 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не содержит нормы, предусматривающий обязательное рождение женщиной и воспитание ею ребенка до 8 лет именно на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Требуемые документы Абдужаппарова С.А. представила ОСФР по Ульяновской области.

Сведений о том, что Абдужаппарова С.А. была лишена родительских прав в отношении рожденных ею детей, не установлено.

Из трудовой книжки усматривается, что Абдужаппарова С.А. с 09.08.1993 была трудоустроена *** и уволена 26.09.1994                          (л.д. 52 оборот).

По выписке из имеющихся учетов ОРУГ Абдужаппарова С.А., А*** Е.И., А*** К.И. были зарегистрированы по адресу: *** в период с 26.11.1997 по 29.05.2002 (л.д. 45 оборот).

Согласно справке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «***» от 29.10.2024 № *** А*** Е.И., *** года рождения, обучался во втором классе с 11.11.1994 по 31.08.1995 (л.д. 47).

М*** К.И. (ранее – А***), *** года рождения, в *** году поступила в 1 класс в образовательное учреждение среднего (полного) общего образования в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ***, форма обучения – очная, год окончания обучения – *** (л.д. 47 оборот).

Справкой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения *** М*** К.И. (ранее – А***), *** года рождения, с 01.09.2022 по 20.06.2009                            (л.д. 46 оборот).

В соответствии со справкой ФГБОУ ВО «***» А*** И.И., *** года рождения, обучается на факультете                физико-математического и технологического образования очной формы обучения за счет средств федерального бюджета, срок обучения с 01.09.2024 по 31.08.2028 (л.д. 48).

Принимая во внимание, что Абдужаппарова С.А. достигла установленного возраста, в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является лицом, родившим и воспитавшим троих детей до достижения ими 8 лет, имеет страховой стаж более 15 лет и размер ИПК более 30, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права – 10.08.2024 у суда первой инстанции не имелось.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, прекращение действия Соглашения от 13.03.1992 не могло повлиять на право Абдужаппаровой С.А., родившей троих детей, на досрочное назначение страховой пенсии, при наличии у нее совокупности условий, предусмотренных для назначения пенсии по указанному основанию.

Разрешая требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 14 000 руб., суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя 10 000 руб., полагая указанную сумму разумной и справедливой, с учетом уровня сложности дела, объема оказанных услуг.

Суд первой инстанции верно исходил из того, что издержки по оплате юридических услуг подтверждены надлежащими доказательствами, понесены истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, при этом ответчик является по делу проигравшей стороной.

Количество судебных заседаний с участием представителя истца (одно судебное заседание, л.д. 69-70), объем выполненной представителем работы, в том числе консультация истца, составление искового заявления, требования разумности соответствуют взысканным судебным расходам по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.

Оснований для большего уменьшения судебных расходов у суда первой инстанции не имелось.

Аргументы о том, что взысканная судом денежная сумма в счет возмещения расходов на представителя является завышенной, судом апелляционной инстанции отклоняются. Заявляя о завышенности взысканного судом размера оплаты услуг представителя, ответчик в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ каких-либо относимых и допустимых доказательств превышения заявленной суммы размера обычно взимаемого вознаграждения за аналогичные услуги в Ульяновской области в юридически значимый период не представил. При этом обязанность доказать данное обстоятельство лежит именно на ответчике, опровергающем заявленные расходы истца.

Ссылка апелляционной жалобы на нецелевое расходование бюджетных средств при взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя несостоятельна, поскольку противоречит положениям гражданского процессуального законодательства. При этом такие вопросы регулируются бюджетными правоотношениями, стороной которых истец не является. Учитывая, что исковые требования судом правомерно удовлетворены, с ответчика ОСФР по Ульяновской области, как с проигравшей спор стороны, в силу статьи 98 ГПК РФ взысканы расходы на оплату услуг представителя.

Расходы по уплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя, почтовые расходы являлись необходимыми для защиты нарушенного права, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем должны быть возмещены истцу в силу требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска                                                            от 29 января 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                     Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2025