Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении нарушений
Документ от 13.05.2025, опубликован на сайте 03.06.2025 под номером 119133, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие ФКУ ИК-9 в части непринятия мер по обеспечению требований законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

                         У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-007480-97

Судья Куренкова О.Н.                                                                  Дело № 33а-2067/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             13 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, ФСИН России на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 декабря 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 19 февраля 2025 года, по делу   № 2а-3877/2024, которым постановлено:

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и действующего законодательства:

- дефекты и повреждения покрытия стен в санузлах клуба и отряда 2.2, коридоре отряда 3.2, КДС 4 и 15, терапевтическом кабинете МЧ-10, палате 3 терапевтического отделения больницы;

- повреждения покрытия потолка в умывальной комнате отряда 2.1, санузлах отрядов 2.1, 3.2, коридоре отряда 3.2, фельдшерском кабинете МЧ-10;

- повреждения напольного покрытия в комнате воспитательной работы отряда 2.2, камере 8 ПКТ;

- обеспечить работоспособность речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенные в здании дежурной части, храме, фойе клуба, участках ППИ и мебельной фурнитуры, цехе сборки деревообрабатывающего участка, отрядов 1.1, 2.1, 3.2, парикмахерской отряда хозяйственной обслуги, столовой и коридоре больницы, коридоре КДС,                                  с проведением их обработки, сопровождающейся трансляцией оповещения;

- оборудовать помещения «Раздевалка» и «Склад» в БПК двумя дымовыми пожарными извещателями;

- оборудовать системой пожарной сигнализации помещения трех гаражных боксов, актового зала клуба, молельной комнаты, видеоконференцзала, комнаты распределительных работ цеха сборки деревообрабатывающего участка, коридора контрольно-пропускного пункта на режимную территорию учреждения;

- оборудовать сооружение склада готовой продукции не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- восстановить работоспособность дымовых пожарных извещателей в пекарне;

- оборудовать приспособлениями для самозакрывания двери лестничной клетки на первом и втором этажах КДС.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения представителя               ФСИН России  Гасанова  М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,   пояснения прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия                          

установила:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с административным иском  к  ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области об устранении нарушений действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований указал на то, что в июле-августе 2024 года в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области  проведены проверки исполнения законодательства, в ходе которых выявлены нарушения           материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, а также норм пожарной безопасности, в связи с чем выдано представление об их устранении. По результатам контрольных проверок установлено, что нарушения не устранены.

Обязанности по текущему ремонту возложены на территориальные органы ФСИН России, при недостаточности финансирования ответственность по обязательствам исправительного учреждения несут ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области, последнее осуществляет доведение бюджетных ассигнований до исправительных учреждений.

В связи с невыполнением текущего ремонта в помещениях ФКУ ИК-9 УФСИН России и неисполнением законного требования прокурора, уточнив исковые требования, просил обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить  дефекты и повреждения покрытия стен в санузлах клуба и отряда 2.2, КДС 4 и 15, терапевтическом кабинете МЧ-10, палате 3 терапевтического отделения больницы; повреждения покрытия потолка в умывальной комнате отряда 2.1, санузлах отрядов 2.1, 3.2, фельдшерском кабинете МЧ-10; повреждения напольного покрытия в комнате воспитательной работы отряда 2.2, камере 8 ПКТ; обеспечить работоспособность речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенные в здании дежурной части, храме, фойе клуба, участках ППИ и мебельной фурнитуры, парикмахерской отряда хозяйственной обслуги, коридоре больницы, коридоре КДС с проведением их сработки, сопровождающейся трансляцией оповещения;  восстановить работоспособность дымовых пожарных извещателей в пекарне; оборудовать системой пожарной сигнализации помещения трех гаражных боксов, актового зала клуба, молельной комнаты, видеоконференцзала, комнаты распределительных работ цеха сборки деревообрабатывающего участка, коридора контрольно-пропускного пункта на режимную территорию; оборудовать сооружение склада готовой продукции системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. При недостаточности денежных средств для проведения указанных работ обязать ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области обеспечить их выполнение путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных средств) (л.д. 82-83).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда изменить в части установленного для устранения нарушения требований пожарной безопасности и действующего законодательства срока - 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы ссылается на то, что судом при вынесении решения не был учтен тот факт, что ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, доводит лимиты бюджетных обязательств непосредственно до территориального органа, и только потом они перераспределяются по подведомственным учреждениям.

Судом не учтено то, что планирование и финансирование бюджетных денежных средств головным подразделением проводится один раз в году за исключением случаев, не терпящих отлагательства, форс-мажора, стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.

Нарушения, указанные в решении суда, не подпадают под вышеперечисленные обстоятельства, соответственно, выделение бюджетных ассигнований на указанные цели будут планироваться и распределяться бюджетом ФСИН России на 2026 год.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда изменить в части обязанности ФСИН России обеспечить выполнение указанных работ  путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

В обоснование жалобы указывает на то, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в июле-августе 2024 года проведена проверка соблюдения             материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, а также норм пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения  указанного законодательства.

В частности, установлены дефекты и повреждения покрытия стен в санузлах клуба и отряда 2.2, КДС 4 и 15, терапевтическом кабинете МЧ-10, палате 3 терапевтического отделения больницы; повреждения покрытия потолка в умывальной комнате отряда 2.1, санузлах отрядов 2.1, 3.2, фельдшерском кабинете МЧ-10; повреждения напольного покрытия в комнате воспитательной работы отряда 2.2, камере 8 ПКТ; отсутствие обеспечения работоспособности речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании дежурной части, храме, фойе клуба, участках ППИ и мебельной фурнитуры, парикмахерской отряда хозяйственной обслуги, коридоре больницы, коридоре КДС с проведением их сработки, сопровождающейся трансляцией оповещения;  не работоспособны дымовые пожарные извещатели в пекарне; не оборудованы системой пожарной сигнализации помещения трех гаражных боксов, актового зала клуба, молельной комнаты, видеоконференцзала, комнаты распределительных работ цеха сборки деревообрабатывающего участка, коридора контрольно-пропускного пункта на режимную территорию; сооружение склада готовой продукции не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (л.д. 23-24, 25-27, 36-38).

21 августа 2024 года начальнику УФСИН России по Ульяновской области Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области внесено представление об устранении нарушений закона        (л.д. 28-30).

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1  «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1),  Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 22 июля 2008 года  № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», исходил из того, что исправительное учреждение в силу закона обязано соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной безопасности, в связи с чем пришел к выводу о необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений закона на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области. На ФСИН России возложена обязанность по финансированию указанных работ.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, согласно статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 11 названого закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Создание лицам, содержащимся в исправительном учреждении, условий содержания, соответствующих нормам конституционного права, федеральных законов, относится к компетенции ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области как территориального органа и ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области. 

Исправительное учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

Деятельность ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, поскольку иных источников финансирования у указанного исправительного учреждения не имеется.

Согласно Уставу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (л.д. 18-22).

В соответствии с пунктом 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 5.12 Устава).

Как следует из материалов дела, а также не оспаривалось административными ответчиками в суде первой инстанции, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обязанность по устранению выявленных административным истцом недостатков в полном объеме не исполнило, чем нарушило обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного и иного законодательства Российской Федерации, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования прокурора, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспечение, пожарную безопасность, гарантированные действующим законодательством.

Поскольку административными ответчиками требования федерального законодательства не были исполнены, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

Между тем, учитывая, что судом первой инстанции  было принято  к производству заявление об уменьшении исковых требований ввиду устранения части  выявленных нарушений, а также  в целях соблюдения принципа исполнимости судебного решения судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, изложить абзац 3 резолютивной части решения в иной редакции, а абзац 4  исключить из резолютивной части.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 декабря 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 19 февраля 2025 года, изменить.

Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет средств федерального бюджета устранить  нарушения требований пожарной безопасности и действующего законодательства:

- дефекты и повреждения покрытия стен в санузлах клуба и отряда 2.2, КДС 4 и 15, терапевтическом кабинете МЧ-10, палате 3 терапевтического отделения больницы;

- повреждения покрытия потолка в умывальной комнате отряда 2.1, санузлах отрядов 2.1, 3.2, фельдшерском кабинете МЧ-10;

- повреждения напольного покрытия в комнате воспитательной работы отряда 2.2, камере 8 ПКТ;

- обеспечить работоспособность речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенные в здании дежурной части, храме, фойе клуба, участках ППИ и мебельной фурнитуры, парикмахерской отряда хозяйственной обслуги, коридоре больницы, коридоре КДС,  с проведением их сработки, сопровождающейся трансляцией оповещения;

- восстановить работоспособность дымовых пожарных извещателей в пекарне;

- оборудовать системой пожарной сигнализации помещения трех гаражных боксов, актового зала клуба, молельной комнаты, видеоконференцзала, комнаты распределительных работ цеха сборки деревообрабатывающего участка, коридора контрольно-пропускного пункта на режимную территорию учреждения;

- оборудовать сооружение склада готовой продукции системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Абзац 4 резолютивной части решения исключить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 мая 2025 года.