УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-008209-09
Судья
Казначеева М.А.
Дело № 33-1897/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29 апреля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Завгородней
Т.Н., Санатулловой Ю.Р.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2024 года, по
гражданскому делу №2-5655/2024, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского района города
Ульяновска, действующего в интересах Зайцевой Александры Николаевны,
удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Зайцевой
Александры Николаевны, *** года рождения (паспорт серия *** № ***) компенсацию
морального вреда в размере 30 000 руб., в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в
интересах Зайцевой А.Н., обратился в суд с иском к Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской
области) о компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной
прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска на основании заявления Зайцевой
А.Н. установлено, что Зайцева А.Н., *** года рождения, является инвалидом ***.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида
(ИПРА) № *** от 03.06.2024 Зайцева А.Н. была поставлена на учет в качестве
нуждающейся в обеспечении *** При этом, необходимые ТСР ей приходилось
приобретать за свой счет в коммерческой аптеке. Необеспечение техническими
средствами реабилитации в установленные сроки грубым образом ущемляет права
Зайцевой А.Н. на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для
поддержания ее достоинства и свободного развития ее личности прав. По заявлению
от 16.08.2024 об обеспечении *** ТСР Зайцева А.Н. получила 12.11.2024 в
количестве 210 штук, вторая партия была передана ей 18.11.2024 в количестве 180
штук, в настоящее время *** для использования имеются. Ответчик не принял
своевременных мер, направленных на бесперебойное обеспечение Зайцевой А.Н.
техническими средствами реабилитации, что свидетельствует о его бездействии и
нарушении требований Правил обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации.
Просил суд взыскать с Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу
Зайцевой А.Н., 01.09.1943 года рождения, компенсацию морального вреда в размере
50 000 руб. за ненадлежащее обеспечение техническими средствами реабилитации в
соответствии с ИПРА *** № *** от 03.06.2024.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение, об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в системе закупок
товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указывает, что отделением предпринимались все возможные меры по обеспечению Зайцевой
А.Н. необходимыми ТСР, незаконное бездействие со стороны отделения отсутствует.
В рамках государственного контракта от 10.10.2024 Зайцевой А.Н. были
сформированы направления от 24.10.2024 и от 14.11.2024, обеспечение Зайцевой
А.Н. необходимыми ТСР продолжается и в
2025 году. Ранее по заявлению Зайцевой А.Н. от 06.07.2024 был сформирован
электронный сертификат на приобретение ТСР на сумму 9201 руб. 60 коп., который
был заблокирован, поскольку заявитель отказался от его реализации на основании
заявления от 16.08.2024. На дату подачи заявления от 16.08.2024 сформировать
направление Зайцевой на получение ТСР в рамках действующего контракта от
06.02.2024 не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц.
Указывает, что государственная услуга по обеспечению ТСР в натуральном виде
Зайцевой А.Н. отделением оказана в полном объеме без нарушения каких-либо
сроков. Считает, что у суда отсутствовали основания для взыскания компенсации
морального вреда, поскольку отделение принимало все меры по обеспечению
инвалида необходимым средством технической реабилитации. Кроме того, считает,
что взысканный судом размер компенсации морального вреда завышен. Отделение не
может нести ответственность за отказ Зайцевой А.Н. от реализации уже
активированного электронного сертификата на приобретение средств реабилитации.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов
в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является
реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального
закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том
числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к
техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие
технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или
устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами
реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и
противопоказаний (часть 3).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам
по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания)
уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а
также иными заинтересованными организациями (часть 14).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации
и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические средства
реабилитации, необходимые истцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила),
согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства
(изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его
интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, Зайцева А.Н., *** года
рождения, является инвалидом ***, которая установлена *** (л.д.33).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № *** от
03.06.2024 Зайцева А.Н. подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации, в том числе ***. 3 шт. в сутки (л.д. 14-27).
По заявлению от 06.07.2024 Зайцева А.Н. состояла на учете в
качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации. По
данному заявлению был сформирован электронный сертификат на приобретение
данного вида ТСР на сумму 9201 руб. 60 коп., который был заблокирован, так как
заявитель отказалась от его реализации на основании заявления от 16.08.2024.
По заявлению от 16.08.2024 Зайцева А.Н. состоит на учете в
качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации,
направления на получение указанных
технических средств реабилитации выданы ей лишь 24.10.2024 и 14.11.2024.
Указанные технические средства реабилитации по заявлению
истца от 16.08.2024 фактически предоставлены Зайцевой А.Н. 12.11.2024 и
18.11.2024.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходил из
того факта, что технические средства реабилитации – *** предоставлены Зайцевой А.Н. до рассмотрения
дела по существу, вместе с тем ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные
сроки обеспечения инвалида положенными ей техническими средствами реабилитации,
в результате чего пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца
компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых
обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального
права.
Доказательств своевременного обеспечения инвалида
приведенными техническими средствами реабилитации не представлено.
Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническими
средствами реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умолять
права истца на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации,
необходимыми ввиду состояния здоровья.
Ссылки апеллянта на непредставление технических средств
реабилитации по объективным, независящим причинам подлежат отклонению. Право
истца на получение технических средств реабилитации не может ставиться в
зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное
означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит
положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в
области социальной защиты.
Разрешая исковые требования прокурора о компенсации
морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на
своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к
обоснованному выводу о компенсации морального вреда инвалиду.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные
блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из
существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской
Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда
определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101
Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Моральный вред по своему характеру не предполагает
возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному
подсчету, соответственно, является оценочной категорией, включающей
в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с
целью смягчения эмоционально-психологического состояния инвалида, в связи с
чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.
Довод
апелляционной жалобы об отсутствии свободных единиц ТСР в рамках исполнения
действовавшего контракта от 06.02.2024
на момент обращения Зайцевой А.Н., указание на то, что заключение
следующего контракта имело место 10.10.2024, не имеет правового значения,
поскольку Правилами
№ 240 установлен четкий регламент предоставления технического средства
реабилитации инвалиду включая сроки предоставления таких изделий в отсутствие
действующего государственного контракта. Иной подход нарушает цели Федерального
закона
от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», в соответствии со статьей 2
указанного Федерального закона социальная защита инвалидов - система
гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной
поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им
равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении
инвалида техническими средствами реабилитации, существенно нарушает личные
неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно
непредставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной
незащищенности инвалида, и является основанием для компенсации морального
вреда.
Учитывая приведенные обстоятельства, возраст истицы,
характер имеющегося у нее заболевания, инвалидность (1 группа), нуждаемость
инвалида в технических средствах реабилитации, ее несвоевременное обеспечение
техническими средствами реабилитации, период нарушенного права, степень вины
ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло
нарушение прав Зайцевой А.Н. как инвалида, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости,
необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному
выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 30 000 руб.
Определенный судом первой инстанции размер морального вреда
соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.
Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и
законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического
состояния истца, восстановлению нарушенного права.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику в обоснование
своих доводов несостоятельна, так как обстоятельства по каждому конкретному
делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение
принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом
норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также
проверке законности вынесенных актов, суды не связаны с выводами других судов о
правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17
декабря 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 19 мая 2025 года.