У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2024-007171-54
Судья Куренкова О.Н. Дело №
33а-2202/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
27 мая 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Берхеевой
Г.И., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2024 года по
делу №2а-3716/2024, которым постановлено:
административный иск
прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах
неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, обществу с
ограниченной ответственностью «Управляющая компания Экостандарт», обществу с
ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рубин», обществу с
ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прогресс» о возложении
обязанности оборудовать контейнерную площадку в соответствии с правилами
благоустройства удовлетворить частично.
Обязать
администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течение 60
календарных дней после вступления решения суда в законную силу оборудовать
контейнерную площадку по адресу: ***, в соответствии с пунктом 4 СанПиН
2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий и
сельских поселений, к водным объектам, жилым помещениям, эксплуатации
производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий», установив ограждение, обеспечивающее
предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В остальной части
иска отказать.
Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор, действуя в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным в ходе
судебного разбирательства административным иском, к администрации города
Ульяновска о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку в
соответствии с правилами благоустройства (л.д.46-47).
В обоснование иска
указал, о том, что проведенной прокуратурой Заволжского района города
Ульяновска проверкой установлено, что в реестре мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального
образования «город Ульяновск», утвержденном распоряжением администрации города
Ульяновска ***, имеется площадка под № *** возле *** с размещенным контейнером
для складирования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Контейнерная площадка не оборудована ограждением, обеспечивающим
предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Таким образом,
администрацией города Ульяновска нарушены указанные выше требования закона.
Их невыполнение
нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и
может повлечь негативные последствия для граждан в виде заражения окружающей
местности вредными веществами.
В иске содержится
просьба о возложении обязанности на административного ответчика в течение 60
дней после вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную
площадку по адресу: *** в соответствии с п. 3 разд. 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические
требования к содержанию территорий и сельских поселений, к водным объектам,
жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений,
организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее
- СанПиН 2.1.3684-21), утвержденными постановлением Главного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 года №3, а именно: установить ограждение, обеспечивающее
предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Судом к участию в
деле в качестве административных ответчиков привлечены: общество с ограниченной
ответственностью «Управляющая компания Экостандарт» (далее - ООО «УК
Экостандарт»), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания
«Рубин» (далее - ООО УК «Рубин»), общество с ограниченной ответственностью
«Управляющая компания «Прогресс» (далее - ООО «УК «Прогресс»).
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по
делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В жалобе содержатся
указания на то, что администрация города Ульяновска не является собственником и
ответственным лицом за содержание указанной контейнерной площадки, а в силу
полномочий участвует в согласовании создания места накопления ТКО по заявке
заинтересованного ответственного лица и ведет реестр мест накопления ТКО.
Проведение каких-либо мероприятий по оборудованию и обслуживанию контейнерных
площадок приводит к нецелевому использованию бюджетных денежных средств. При
вынесении решения судом не были применены нормы жилищного законодательства,
согласно которым ответственность за содержание контейнерных площадок, не
вошедших в реестр муниципального имущества, возложена на управляющие
организации. Кроме того, судом нарушены нормы процессуального права, поскольку
не привлечено ***, которое в реестре мест (площадок) накопления ТКО значится
собственником контейнерной площадки. При этом информация о смене управляющей
организации с ***
на ООО УК «РУБИН» в администрацию города Ульяновска не предоставлялась.
Имеется ссылка на то,
что в решение суда неверно указан порядковый номер контейнерной площадки в реестре мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального
образования
«город Ульяновск».
В возражениях ООО УК «РУБИН» просит решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия
с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений
на неё,
в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации возложенных на нее законом
полномочий распоряжением администрации города Ульяновска *** утвержден реестр мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
Сведения о местах накопления
ТКО на территории муниципального образования «город Ульяновск», а также о технических
характеристиках данных объектов и о собственниках мест (площадок) накопления ТКО внесены в
реестр мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования
«город Ульяновск», в котором указывается и объект, расположенный по адресу: ***.
Как
следует из материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой проверкой исполнения соблюдения
законодательства, регламентирующего организацию мероприятий по благоустройству
и охране окружающей среды в границах муниципального образования «город Ульяновск» и
организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов, был выявлен факт нарушения обустройства указанной контейнерной площадки ТКО, а именно отсутствие ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы
контейнерной площадки.
Удовлетворяя
требования прокурора, суд установил факт нарушения администрацией города Ульяновска требований санитарно-эпидемиологического
законодательства, создающий угрозу жизни и здоровья человека, способствующий
возникновению и распространению инфекционных заболеваний неопределенного круга
лиц.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для
признания его неправильным, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда
подробно мотивировано, всем юридически значимым обстоятельствам и собранным по
делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16
Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности
по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 4 ст. 8
Федерального закона от 24 июня
1998 года №
89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в
области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и
содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за
исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда
такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической
культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Накопление отходов
допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям
законодательства в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.п. 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона
от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления»).
Органы местного
самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными
Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в
себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с п.3 указанных Правил места
(площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного
самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской
Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы
местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых
коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями
правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями
законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации,
устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых
коммунальных отходов.
Места (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также
правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий», которые в соответствии с п. 1
СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными
предпринимателями.
Пунктом 3
СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских
поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны
быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного
накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее -
контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления
крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки,
организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников
(контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое,
бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а
также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за
пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной
путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и
дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1
метра.
Таким образом, из системного толкования
упомянутых норм права следует, что на органы местного самоуправления
федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в
соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования,
законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам)
накопления твердых коммунальных отходов.
Вопреки доводам жалобы о
том, что муниципальное образование «город
Ульяновск» не является надлежащим ответчиком по делу, обязанность по созданию и
содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том
числе по
установлению ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов
за пределы контейнерной площадки) в силу приведенных выше
правовых норм возложена
на органы местного самоуправления.
Ссылка административного ответчика в апелляционной жалобе на неверное указание в
решении суда порядкового номера контейнерной площадки в реестре
мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории
муниципального образования «город Ульяновск», не является основанием для отмены
судебного акта, поскольку данная контейнерная площадка значится в реестре,
судом приведены её координаты, её фактическое наличие не оспаривается
сторонами.
Управление домом по адресу: *** в настоящее
время осуществляет ООО «УК «РУБИН», следовательно, права *** не затронуты
обжалуемым решением, что подтверждается материалами дела (л.д. 39-40). Таким образом доводы
апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле *** являются несостоятельными.
Отсутствие у административного ответчика информации о смене управляющей организации с ***
на ООО «УК «РУБИН» не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Довод апелляционной жалобы о недостаточности
финансирования не освобождает административного ответчика от возложенной на
него законом обязанности по установлению ограждения контейнерной площадки.
В целом, доводы
апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и
не содержат ссылки на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены
судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для
вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность
судебного решения.
Принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем,
судебная коллегия находит установленный судом первой инстанции срок для
исполнения решения суда, не учитывает особенности финансирования, в связи с
этим полагает необходимым увеличить указанный срок до 6 месяцев со дня
вступления решения в законную силу, что достаточно для выполнения работ по
установлению ограждения контейнерной площадки.
Одновременно суд апелляционной инстанции
приходит к выводу об изменении решения суда, поскольку в резолютивной части
допущена описка. Вместо верного п.3 СанПиН 2.1.3684-21, на который ссылался в
административном иске прокурор неверно указан п. 4. Данная описка подлежит
исправлению, в соответствии со ст. 184 положениями Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в п. 17
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами
норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2024
года изменить, изложив 2 абзац резолютивной части в следующей редакции: «Обязать администрацию
муниципального образования «город Ульяновск» в течение 6 месяцев со дня
вступления решения в законную силу оборудовать контейнерную площадку по адресу:
***, в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий и сельских
поселений, к водным объектам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений,
организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий», установив ограждение, обеспечивающее предупреждение
распространения отходов за пределы контейнерной площадки».
В остальной части
оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28.05.2025.