Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении земельного участка в аренду
Документ от 20.05.2025, опубликован на сайте 05.06.2025 под номером 119223, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2024-004970-17

Судья Земцова О.Б.                                                                      Дело № 33а-2183/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         20 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.,

при секретаре  Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 27 января 2025 года, с учетом того же суда об исправлении описки от 12 марта 2025 года, по делу № 2а-278/2025, которым постановлено:

административное исковое заявление Шигабутдинова Эмиля Дамировича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***  в аренду.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность рассмотреть повторно заявление                  Шигабутдинова Эмиля Дамировича о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** в аренду.

В удовлетворении административных исковых требований Шигабутдинова Эмиля Дамировича в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Шигабутдинов Э.Д. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.

Требование мотивировал тем, что он обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в ***, в аренду.

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком ему направлен ответ от *** года  № ***,  которым отказано в заключении договора аренды земельного участка в связи с ограниченным доступом с земель общего пользования.

Однако в отношении указанного земельного участка  ранее Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  было вынесено распоряжение о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка от *** года № ***.

Просил признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от ****** года № *** об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного в ***; возложить на административного ответчика  обязанность устранить допущенное нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления Шигабутдинова Э.Д. и заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, филиал ППК «Роскадастр» по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на то, что к спорному земельному участку с кадастровым номером *** ограничен  доступ  с земель общего пользования, не учтены СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»,         СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,  устанавливающие  требования к ширине дороги.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером *** образован из земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, и поставлен на государственный кадастровый учет 26 января 2016  года, то есть до постановки на учет земельного участка с кадастровым номером ***, а координаты характерных точек местоположения его границ установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем не подлежат какому-либо уточнению для обеспечения доступа к вновь образованному земельному участку.

Более того, земельный участок с кадастровым номером *** предназначен для сельскохозяйственного использования. Он является предметом спора в Арбитражном суде Ульяновской области по иску прокурора Ульяновской области в интересах Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области к *** об истребовании земельного участка из незаконного владения. На момент принятия обжалуемого решения решение Арбитражного суда Ульяновской области не вступило в законную силу.

При этом  судом не было привлечено к участию в деле ***, чьи права могли быть затронуты вынесенным по делу решением.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, распоряжением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от     *** года № *** «О предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ***, согласно приложению к данному распоряжению, с условным номером ***, площадью 1 595 кв.м,  с местоположением: ***, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Категория земель образуемого земельного участка – земли населенных пунктов (л.д. 37-38).

Из указанного распоряжения следует, что  земельный участок расположен в территориальной зоне образуемого земельного участка – ***, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы). Вид разрешенного использования образуемого земельного участка – ведение огородничества (пункт 1).

Доступ к образуемому земельному участку будет обеспечиваться через земли общего пользования (пункт 2).

Пунктом 3  распоряжения предусмотрено предварительное согласование предоставления Шигабутдинову Э.Д. в аренду земельного участка для ведения огородничества сроком на  5 лет (пункт 3).

Согласно пункту 5 распоряжение является основанием для выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка, указанного в пункте 1 данного распоряжения, и постановки его на государственный кадастровый учет в порядке, установленным Федеральным законом от 13 июля  2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 7 вышеуказанного распоряжения Шигабутдинову Э.Д. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка в соответствии с  утвержденной схемой.

Срок действия распоряжения о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка составляет два года (пункт 8).

Во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** года № *** Шигабутдиновым Э.Д. заключен договор от *** года  № ***  с                 *** на выполнение проектно-изыскательских, кадастровых работ и оказание услуг по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель по изготовлению межевого плана и постановки на кадастровый учет земельного участка (л.д. 35).

*** года земельный участок по адресу:  ***, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер *** (л.д. 29).

9 августа 2024 года Шигабутдинов Э.Д. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером *** сроком на 5 лет под огородничество (л.д. 64-65).

Решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** года  № ***   Шигабутдинову Э.Д. отказано в предоставлении  вышеуказанного земельного участка в аренду с указанием на то,   что согласно сведениям, полученным из общедоступных картографических материалов, спутниковых карт, доступ с земель общего пользования к испрашиваемому административным истцом земельному участку ограничен           (л.д. 68-69).

В  оспариваемом решении указано на то, что существующий проезд не соответствует положениям пункту 11.7 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», согласно которому  второстепенный проезд в жилой застройке должен иметь минимум одну полосу движения шириной    3,5 м, тогда как проходящая между земельными участками с кадастровыми номерами *** и *** автомобильная дорога имеет ширину полосы движения от 0,8 м  до 1,8  м, сужаясь ближе к испрашиваемому земельному участку.

В соответствии с пунктом 8.1 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ширина проездов для пожарных автомобилей в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 м – при высоте зданий или сооружений до 13 м включительно.

Кроме того, в соответствии с таблицами 11.2. и 11.5 СП 42.13330.2016, применение которого на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях принимается   15-30 м.

Со ссылкой на пункт 11.6 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пункт 8.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и статью  5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», административный ответчик указал на то, что использование земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, приведет к нарушению прав третьих лиц (правообладателей иных земельных участков) в виде ограничения в использовании площадки для разворота.

Принимая решение о  частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции  исходил из того, что обращение Шигабутдинова Э.Д. не было рассмотрено административным ответчиком по существу, а оспариваемое решение принято без учета распоряжения о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющегося заключения кадастрового инженера, представленного административным истцом.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой  инстанции соглашается, поскольку они не противоречат материалам дела и фактическим обстоятельствам.

Законом Ульяновской области от 3 июля 2015 года № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению  земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», а также Положением                           о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской           области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области        от 16 ноября 2018 года № 25/557-П, распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования «город Ульяновск, отнесены к полномочиям  Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. 

В силу подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденной схемы расположения земельного участка.

Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный порядок предполагает подготовку схемы расположения земельного участка, принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечения заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка, его кадастровый учет. После выполнения указанных требований на основании заявления заинтересованного лица уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.

Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (пункт 14 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Аналогичное положение содержится в пункте 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).

В данной статье  приведены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении публичного земельного участка в аренду без проведения торгов: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; 2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения); 4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;              6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;    7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;   8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории либо принято решение о ее комплексном развитии в случае, если для реализации указанного решения не требуется заключения договора о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка; 9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории либо принято решение о ее комплексном развитии в случае, если для реализации указанного решения не требуется заключения договора о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов; 10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, либо расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии в случае, если для реализации указанного решения не требуется заключения договора о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов; 11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; 13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд; 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; 14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; 15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса; 16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;      17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; 18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; 20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; 21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо; 23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; 26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных правовых норм, принятие решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов в аренду обусловлено комплексом последовательных действий заявителя в отношении несформированного земельного участка и обосновано документами территориального планирования, действовавшими на момент его обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, действующего на протяжении двух лет.

Как  следует из материалов дела, оспариваемое  решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  от *** года  № ***   не содержит  одного из предусмотренного статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции,  оспариваемое решение административным ответчиком принято без учета распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** года № ***, которым Шигабутдинову Э.Д. предварительно согласовано предоставление на праве аренды спорного земельного участка и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что в соответствии с пунктом 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации   является основанием для предоставления земельного участка в аренду. Сведения об отмене вышеуказанного распоряжения ответчиком не представлялись.

В соответствии с разъяснениями, изложенным в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года  № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в аренду  и возложил на него обязанность повторно рассмотреть заявление Шигабутдинова Э.Д. от  9 августа 2024 года

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос (абзац четвертый пункта 26).

Оснований для привлечения к участию в деле ***, о чем заявлено Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в жалобе, не имеется, поскольку права и интересы указанного лица заявленными требованиями не затронуты.

Доводы жалобы о том, что судом  первой инстанции при принятии решения учтено заключение  кадастрового инженера ***, согласно которому  расширение проезда к земельному участку с кадастровым номером *** возможно  за счет уточнения границ земельного участка с кадастровым номером ***, не опровергают выводы суда  о незаконности принятого  административным ответчика решения, в котором отсутствовали указания на предусмотренные земельным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 27 января 2025 года, с учетом того же суда об исправлении описки от 12 марта 2025 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 мая 2025 года.