УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0003-01-2024-004664-62
Судья Земцова
О.Б.
Дело № 33-2235/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 3
июня 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-135/2025 по апелляционным жалобам Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Непрухина Сергея
Николаевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22
января 2025 года, с учетом определения того же суда от 21 февраля 2025 года об
исправлении описки, по которому постановлено:
исковые требования Непрухина
Сергея Николаевича удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж Непрухина Сергея Николаевича
(паспорт ***) период работы в *** в должности механика с 14 августа 2024 года
по 1 октября 2024 года (00-01-18).
В остальной части в удовлетворении
исковых требований Непрухина Сергея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании
незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости,
включении периодов работы, службы в армии и получения пособия по безработице в
страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Непрухина С.Н., поддержавшего доводы своей
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Непрухин С.Н. обратился в суд с исковым заявлением,
уточненным в ходе судебного разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании решения об отказе в назначении
страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой
стаж и назначении страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 14.08.2024 Непрухин
С.Н. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по
Ульяновской области от 16.09.2024 № *** ему отказано в досрочном назначении
страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа
42 года. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости в
случае приобретения требуемого стажа продолжительностью 42 года либо за
назначением страховой пенсии по старости на общих основаниях, предусмотренных
частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», по достижении возраста 64 лет. При этом в страховой стаж в целях
определения права на досрочную страховую пенсию не засчитаны периоды получения
пособия по безработице с 31.01.2010 по 07.06.2010, прохождения военной службы
по призыву с 01.11.1979 по 31.03.1980, трудовой деятельности с 16.12.2021 по
01.10.2024 в качестве механика в *** (далее – ***).
Непрухин С.Н. просил суд признать незаконным решение ОСФР по
Ульяновской области от 16.09.2024 № 132401/24 в части невключения в страховой
стаж периодов прохождения военной службы по призыву с 01.11.1979 по 31.03.1980,
получения пособия по безработице с 31.01.2010 по 07.06.2010, трудовой
деятельности с 16.12.2021 по 01.10.2024 в качестве механика в ***; возложить на
ОСФР по Ульяновской области обязанность включить в страховой стаж периоды
прохождения военной службы по призыву с 01.11.1979 по 31.03.1980, получения
пособия по безработице с 31.01.2010 по 07.06.2010, трудовой деятельности с
16.12.2021 по 01.10.2024 в качестве механика в ***; досрочно назначить ему
страховую пенсию по старости с момента приобретения права.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ООО «Транзит».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить в части включения в страховой стаж истца периода работы в
*** в должности механика с 14.08.2024 по 01.10.2024, принять по делу новое
решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что согласно абзацу 3 пункта
5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой
пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
02.10.2014 № 1015, период работы и (или) иной деятельности и иные периоды
включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню
обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных
частями 5, 6, 6.1 и 6.3 статьи 11, части 1 статьи 25.1 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», – по день, предшествующий дню
назначения страховой пенсии. Непрухин С.Н. обратился в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» 14.08.2024. Отделение в рамках действующего пенсионного
законодательства включило в страховой стаж истца период работы в *** по
13.08.2024. Оснований для включения в страховой стаж периода работы с
14.08.2024 по 01.10.2024 не имелось и не имеется. Указанный период работы не
оценивался Отделением на предмет включения в длительный страховой стаж, решение
об отказе во включении в стаж спорного периода не выносилось, соответственно,
спор относительно указанного периода на момент рассмотрения дела в суде
отсутствовал. Кроме того, сведения, составляющие пенсионные права граждан,
вносятся в программный комплекс ПТК НВП, разработанный в соответствии с
действующим пенсионным законодательством. Ввести период работы лица после дня
обращения в Отделение с заявлением о назначении пенсии не представляется
возможным.
В апелляционной жалобе Непрухин С.Н. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции
не принята во внимание справка от 30.10.2024 № ***, выданная акционерным
обществом «***», согласно которой истец в период с 18.09.1979 по 21.03.1980 был
трудоустроен в качестве ученика токаря, токаря 2 разряда, с приложением личной
карточки формы Т-2. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об
отказе во включении в страховой стаж истца периода работы в *** в должности
механика гаража с 16.12.2021 по 01.10.2024 в связи с отсутствием условий для
досрочного назначения страховой пенсии по старости. Отмечает, что он обращался
за досрочным назначением страховой пенсии по старости в связи с длительным
стажем продолжительностью 42 года.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Выслушав
пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» право на страховую пенсию по
старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и
женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону).
С учетом переходных положений,
предусмотренных приложением 6 и статьей 35 указанного закона, мужчины *** года
рождения приобретают право на страховую пенсию по старости на общих основаниях
по достижении возраста 64 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и
величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж
не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по
старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста,
предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее
достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При
исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию
периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления
в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при
назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период
выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с
применением правил подсчета соответствующего стажа,
предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного
порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В
соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального
закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в
страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной
деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального
закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной
службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период
прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной
операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные
периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в
специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период
пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Условия
и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
При
подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до
регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного
страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный
период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации (часть 1).
При
подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после
регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного
страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового
стажа для установления страховых пенсий.
В
силу пункта 52(2) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для
установления страховых пенсий при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О
страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по
старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или)
иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О
страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной
службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период
прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной
операции) части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом
указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона «О
страховых пенсиях». Периоды участия в специальной военной операции в период
прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании
исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона «О
страховых пенсиях».
Юридически
значимым по настоящему делу обстоятельством является наличие у истца на дату
принятия ответчиком оспариваемого решения соответствующего возраста и
страхового стажа в размере не менее 42 лет, подсчет которого должен быть
произведен с учетом правил, изложенных в части 9
статьи 13 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как установлено судом и следует из материалов дела,
14.08.2024 Непрухин
С.Н., *** года рождения, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о
назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.
110-113).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 16.09.2024 № ***
Непрухину С.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в
соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (л.д. 23-25).
Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по
старости в случае приобретения требуемого стажа продолжительностью 42 года либо
за назначением страховой пенсии по старости на общих основаниях,
предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях», по достижении возраста 64 лет.
При этом в целях определения права на досрочное назначение
страховой пенсии по старости засчитаны периоды:
– с 18.09.1979 по 31.10.1979, с 11.02.1991 по 31.12.2005 – ***,
за исключением нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в 2005 году
– 1 месяц 09 дней;
– с 01.04.1980 по 30.09.1981 – военная служба по призыву;
– с 02.03.1982 по 15.11.1982 – работа, ***;
– с 22.11.1982 по 03.01.1983 – работа, ***;
– с 13.01.1983 по 31.03.1983, с 02.10.1984 по 15.05.1985 –
работа, ***;
– с 04.06.1985 по 31.12.1985 – работа, ***;
– с 01.01.1986 по 04.02.1991 – работа, ***;
– с 01.01.2006 по 30.10.2009 – работа, ***, за исключением
периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в 2006 году – 1
день, в 2007 году – 1 день, в 2008 году – 6 дней, в 2009 году – 26 дней;
– с 08.06.2010 по 15.06.2016 – работа, ***;
– с 16.06.2016 по 15.06.2020 – работа, ***;
– с 16.06.2020 по 31.07.2020, с 16.12.2021 по 13.08.2024 –
работа, ***;
– с 10.08.2020 по 13.07.2021 – работа, ***;
–
с 12.08.2021 по 17.08.2021 – работа, ***
В страховой стаж в целях определения права на досрочное
назначение страховой пенсии по старости за длительную работу не засчитан период
получения пособия по безработице с 31.01.2010 по 07.06.2010.
Продолжительность страхового стажа Непрухина С.Н. в
соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составила 41 год 2 месяца 29 дней.
Непрухин С.Н. зарегистрирован в качестве застрахованного
лица в системе обязательного страхования 07.10.1999 (л.д. 120).
Полагая отказ в досрочном назначении страховой пенсии по
старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с исключением из подсчета страхового стажа
периодов работы с 01.11.1979 по
31.03.1980, с 16.12.2021 по 01.10.2024, периода получения пособия по
безработице с 31.01.2010 по 07.06.2010 незаконным, Непрухин С.Н. обратился в
суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении
исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах
дела доказательств прохождения Непрухиным С.Н. военной службы по призыву в
период с 01.11.1979 по 31.03.1980,
правовых оснований для зачета периода получения пособия по безработице
при исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на
пенсию за длительный страховой стаж (42 года у мужчин), а также продолжительности страхового стажа Непрухина С.Н. –
41 год 04 месяца 7 дней, что менее требуемого для мужчин – 42 года.
Установив продолжение истцом трудовой деятельности в период
с 14.08.2024 по 01.10.2024 (00-01-18), суд включил указанный период работы
Непрухина С.Н. *** в страховой стаж в соответствии с частью 1.2 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом отказал в признании решения ОСФР по Ульяновской
области незаконным, полагая действия ответчика соответствующими действующему
законодательству.
Судебная
коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части отказа во
включении в подсчет страхового стажа в целях определения права на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода получения
пособия по безработице с 31.01.2010 по 07.06.2010, периодов с 01.12.1979 по 31.12.1979, с 22.03.1980 по
31.03.1980, с 16.12.2021 по 13.08.2024, поскольку он основан на верном
применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам
дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в
судебном решении.
В
целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с с
частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» подлежат включению только периоды работы или иной деятельности,
которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1
статьи 4 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды
начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации (часть 1
статьи 11 Федерального закона), а из нестраховых периодов,
предусмотренных статьей 12
Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», – только периоды получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части
1 статьи 12 Федерального закона).
Перечень
периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для
назначения пенсии по части 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», ограничен и расширительному толкованию не подлежит.
Период
получения пособия по безработице не относится ни к периодам работы, ни к
периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, ни к периодам,
предусмотренным пунктами 1,
2
и 12 части 1
статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», в связи с чем такой период (с 31.01.2010 по 07.06.2010) правильно не
включен судом в страховой стаж для определения права на назначение страховой
пенсии в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Возможность
включения в страховой стаж периодов работы, за которые не производилось
начисление заработной платы и не начислялись страховые взносы, для определения
права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» этим законом не предусмотрена.
В
случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета
данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких
сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по
старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений
индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном
порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих
требованиям статей 59,
60
ГПК РФ. Бремя доказывания этих
юридически значимых обстоятельств в силу
статьи 56
ГПК РФ возлагается на лицо, претендующее на досрочное назначение страховой
пенсии по старости.
При
этом уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991,
единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации (пункт 2
статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»).
Стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, после
регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования
подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета
застрахованного лица.
В
материалах дела не имеется доказательств (в том числе документов о начислении
заработной платы), подтверждающих выполнение Непрухиным С.Н. фактической работы
в периоды с 31.01.2010 по 07.06.2010, с
01.12.1979 по 31.12.1979, с 22.03.1980 по 31.03.1980 и позволяющих
установить, что в указанное время у истца отсутствовали периоды без сохранения
заработной платы, простои, прогулы, не включаемые в страховой стаж, а также
начисление страховых взносов.
При
отсутствии таких документов сделать вывод о наличии достаточных оснований для
включения периодов с 01.12.1979 по
31.12.1979, с 22.03.1980 по 31.03.1980 в страховой стаж истца для определения
права на назначение страховой пенсии по старости по части 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» и досрочного назначения страховой пенсии по старости не представляется
возможным, поскольку трудовая книжка при таких обстоятельствах не может быть
признана достаточным доказательством подтверждения страхового стажа,
исключающим наличие нестраховых периодов.
Трудовая
книжка отражает периоды трудовой деятельности работника, вместе с тем не
отражает начисления заработной платы, которая влечет за собой начисление
страховых взносов. По этой причине представление трудовой книжки в отсутствие
документов по начислению заработной платы не может служить основанием для
включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение по
старости.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы истца, период работы Непрухина С.Н. в *** с
16.12.2021 по 13.08.2024 включен ответчиком в страховой стаж для определения
права на назначение страховой пенсии по старости по части 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» в добровольном порядке, что отражено в решении ОСФР по Ульяновской
области от 16.09.2024, в связи с чем оснований для повторного включения данного
периода в подсчет длительного страхового стажа у суда первой инстанции не
имелось.
При
этом аргументы апелляционной жалобы ответчика о неправомерности включения в
страховой стаж истца периода работы *** с 14.08.2024 по 01.10.2024, то есть
после обращения заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости, судебная коллегия полагает несостоятельными.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного
Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном
постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня
2006 г., (вопрос 29)
изложена позиция о том, что рассматривая спор, возникший в связи с отказом в
назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность
решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по
старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на
назначение такой пенсии.
Из приведенного нормативного правового регулирования
следует, что страховая пенсия по старости по общему правилу назначается со дня
обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня
возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии
может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не
ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости
осуществляются территориальным пенсионным органом. Если гражданин в
установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно
отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со
дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с
заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию – с момента
возникновения такого права.
Отсутствие у истца требуемого
для досрочного назначения страховой пенсии по старости стажа на момент
обращения за назначением пенсии не исключает удовлетворения иска о назначении
страховой пенсии по старости при наличии требуемого страхового стажа к моменту
рассмотрения дела судом, в том числе судом апелляционной инстанции.
При этом отсутствие повторного обращения в территориальный
пенсионный орган за досрочным назначением страховой пенсии по старости, так же
как и то обстоятельство, что пенсионным органом были рассмотрены периоды работы
истца только по состоянию на дату обращения с заявлением о досрочном назначении
страховой пенсии по старости, учитывая, что истец и после обращения с
заявлением о назначении страховой пенсии по старости продолжает работать,
однако данные периоды пенсионным органом не рассматривались, поскольку они
имели место после даты подачи истцом заявления о назначении пенсии, решение по
ним не принималось, не являются основанием к отказу в зачете последующего после
обращения в пенсионный орган периода трудовой деятельности, а также определении
момента возникновения у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по
старости на момент рассмотрения дела как судом первой инстанции, так и судом
апелляционной инстанции.
Учитывая, что в период работы в *** с 14.08.2024 по
01.10.2024 страхователем уплачены страховые взносы на застрахованное лицо
Непрухина С.Н., данные сведения отражены на индивидуальном счете
застрахованного лица, период работы истца в *** с 14.08.2024 по 01.10.2024
правомерно включен судом в страховой стаж для определения права на назначение
страховой пенсии по старости по части 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с
выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований Непрухина С.Н. о
возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить в страховой стаж
для определения права на назначение страховой пенсии по старости по части 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» периоды работы с 01.11.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 21.03.1980,
досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований относительно
периода с 01.11.1979 по 31.03.1980, суд
первой инстанции ограничился отсутствием в материалах дела доказательств
прохождения Непрухиным С.Н. военной службы по призыву в этот период, между тем не рассмотрел возможность включения
указанного периода в подсчет длительного страхового стажа как периода трудовой
деятельности.
В суде апелляционной инстанции Непрухин С.Н. пояснил, что
осуществлял трудовую деятельность в период с 18.09.1979 по 21.03.1980 в ***, а
также проходил военную службу по призыву. Полагает возможным включить данный
период в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии по
старости по части 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» как период трудовой деятельности. При этом согласился с тем, что
период работы продолжался по 21.03.1980, а не как указано в иске – 31.03.1980.
По запросу судебной коллегии муниципальным казенным
учреждением «Ульяновский городской архив» представлены сведения о трудовой
деятельности истца в период с 18.09.1979 по 21.03.1980, из которых усматривается
начисление заработной платы, за исключением декабря 1979 года.
Следует учитывать, что период работы с 18.09.1979 по
31.10.1979 в *** включен
ответчиком в подсчет длительного страхового стажа в добровольном порядке (л.д.
24).
Поскольку истец продолжал трудовую деятельность после
обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, ОСФР по
Ульяновской области по запросу судебной коллегии представило сведения, согласно
которым за период с 14.08.2024 по 30.05.2025 страхователями *** производились
начисления страховых взносов в отношении Непрухина С.Н., с учетом учтенных
ответчиком периодов в решении от 16.09.2024, включенного судом первой инстанции
периода с 14.08.2024 по 01.10.2024, периодов работы с 01.11.1979 по 30.11.1979,
с 01.01.1980 по 21.03.1980, а также последующей трудовой деятельности, право на
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» возникает у Непрухина С.Н. с 24.01.2025.
Достижение необходимой длительности страхового стажа (42
года), совокупности условий для
досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» влечет назначение Непрухину С.Н. страховой пенсии в соответствии с
частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» с 24.01.2025.
Аргументы истца о наличии права на досрочное назначение
страховой пенсии по старости по заявленному основанию с 14.08.2024 являются
ошибочными, поскольку не учитывают требования действующего пенсионного законодательства,
не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Другие доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о
нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат
каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или
опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному
толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке
исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем
на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в
части отказа в удовлетворении исковых требований Непрухина С.Н. к ОСФР по
Ульяновской области о возложении обязанности включить в страховой стаж для определения
права на назначение страховой пенсии по старости по части 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» периоды работы с 01.11.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 21.03.1980,
досрочном назначении страховой пенсии по старости с принятием в отмененной
части нового решения об удовлетворении исковых требований в данной части,
назначении страховой пенсии по старости с 24.01.2025.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города
Ульяновска от 22 января 2025
года, с учетом определения того же суда от 21 февраля 2025 года об исправлении
описки, отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Непрухина
Сергея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить в
страховой стаж периоды работы с 01.11.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по
21.03.1980, досрочном назначении страховой пенсии по старости, принять в отмененной
части новое решение.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области включить в страховой стаж Непрухина Сергея Николаевича, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
периоды работы с 01.11.1979 по 30.11.1979, с 01.01.1980 по 21.03.1980 в ***.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Непрухину
Сергею Николаевичу страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с
24.01.2025.
В остальной части решение суда оставить без изменения,
апелляционные жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области, Непрухина Сергея Николаевича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 06.06.2025