Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу по ст.6.4 КоАП РФ
Документ от 29.05.2025, опубликован на сайте 19.06.2025 под номером 119456, Админ. 2 пересмотр, ст.6.4 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Савелова А.Л.                                                               Дело №7-317/2025

73RS0004-01-2025-000887-07

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 29 мая 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» К*** А*** С*** на постановление главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 7 февраля 2025 года и решение судьи Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2025 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по делу по ст.6.4 КоАП РФ (дело №12-49/2025),

 

установил:

 

постановлением главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 07.02.2025 Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области») назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей по ст.6.4 КоАП РФ.

В вину ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» было вменено то, что в период с 03.12.2024 по 04.12.2024 были выявлены нарушения требований п.2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44 (далее – Санитарные правила СП 2.1.3678-20) и п.130 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (далее – Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21), выразившиеся в том, что в камерах №№ 101, 106, 209, 228, 229, 230, 232, 241, ШИЗО 001/1, 002/1, 002/2 имелись следы протекания и повреждения покрытий стен, пола, потолка, уровень искусственной освещенности в камере №228 тюрьмы на момент проверки не соответствовал гигиеническим нормативам показателей искусственного освещения зданий, а именно при норме в жилых помещениях не менее 150 лк, искусственное освещение в камере №228 составляло 51 лк.

Решением судьи Заволжского районного суда г.Ульяновска от 12.03.2025 указанное постановление изменено, из объема вины ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» исключены выводы о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства в виде следов протекания и повреждения покрытий стен, пола, потолка в камерах №№ 101, 106, 209, 228, 229, 230, 232, 241, ШИЗО 002/1, 002/2; размер назначенного ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» наказания в виде административного штрафа снижен до 10 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, врио начальника ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» К*** А.С. не соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, просит их изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение или освободить исправительное учреждение от административной ответственности. 

В обоснование жалобы указывает, что ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» предприняты меры по устранению выявленных нарушений, которые были устранены до рассмотрения дела. Данное обстоятельство не было учтено при рассмотрении дела. В исправительном учреждении непрерывно проводятся ремонтные работы, причиной вывода из строя оборудования часто является умышленное причинение осужденными вреда имуществу.

Отмечает, что ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Все денежные средства имеют целевой характер и расходуются согласно утвержденной смете и доведенных лимитов, поэтому назначенная сумма штрафа для исправительного учреждения является существенной.

Ссылаясь на Устав ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» и Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, указывает, что главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России. Доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, осуществляется УФСИН России по Ульяновской области.

Обращает внимание суда на то, что в 2024 году ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» единожды привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, при этом выявлялись иные недостатки, которые были незамедлительно устранены.

Полагает, что при наличии смягчающих вину обстоятельств (устранение нарушений до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, отсутствие негативных последствий и имущественного ущерба), отсутствии отягчающих вину обстоятельств, возможно заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение или освободить исправительное учреждение от административной ответственности.

Подробно позиция врио начальника  ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области»  К*** А.С. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме прихожу к выводу о том, что совершенное ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» деяние верно квалифицировано по ст.6.4 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Вина ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в решении доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление является законным, вынесенным с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Вопреки доводам жалобы все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы судьей районного суда.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы обоснованность выводов судьи не опровергнута.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» санитарно-эпидемиологического законодательства, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению выявленных нарушений, в материалах дела не имеется.

Оснований для применения положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замены административного штрафа на предупреждение, а также положений ст.2.9 КоАП РФ, по данному делу не усматриваю, поскольку допущенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» могут привести к недопустимому риску для здоровья людей и повлечь негативные последствия.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Объектом рассматриваемого правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на охрану здоровья населения и среды обитания.

Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Поскольку в ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области круглосуточно находится значительное количество людей, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства могут создать угрозу их  здоровью.

С учетом изложенного, возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, которой в данном случае не имеется.

Доводы жалобы о том, что на момент вынесения постановления по делу выявленные нарушения были устранены, основанием для освобождения от административной ответственности не являются. 

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи районного суда, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

Административное наказание в виде  административного штрафа ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» было снижено судьей районного суда до минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ст.6.4 КоАП РФ. Основания для дальнейшего снижения размера штрафа либо освобождения от данного вида наказания отсутствуют.

Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Как следует из обжалуемого постановления от 07.02.2025 в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ было указано на то, что ранее ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» было привлечено к административной ответственности постановлением главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 07.11.2024 (л.д.37).

Вместе с тем, указанное постановление вступило в законную силу лишь 30.01.2025 (л.д.38-42).

Согласно п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Частью 1 ст.4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Таким образом, поскольку на момент выявления административного правонарушения по данному делу, постановление от 07.11.2024 еще не вступило в законную силу, в связи с чем у административного органа при вынесении обжалуемого постановления не имелось оснований для применения положений п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ.

На основании изложенного из постановления от 07.02.2025 подлежит исключению вывод о наличии обстоятельства, отягчающего административную ответственность ФКУ «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в виде повторного совершения однородного правонарушения.  

Учитывая, что решением судьи районного суда постановление должностного лица административного органа в указанной части было оставлено без изменения, решение судьи районного суда также подлежит изменению.

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 7 февраля 2025 года и решение судьи Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2025 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по делу по ст.6.4 КоАП РФ изменить.

Исключить из постановления главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 7 февраля 2025 года вывод о наличии обстоятельства, отягчающего административную ответственность Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», в виде повторного совершения однородного правонарушения.  

В остальной части постановление главного государственного санитарного врача – начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России от 7 февраля 2025 года и решение судьи Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2025 года, вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по делу по ст.6.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» К*** А*** С*** – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                         Д.А. Логинов