Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсия со снижением пенсионного возраста
Документ от 17.06.2025, опубликован на сайте 26.06.2025 под номером 119510, 2-я гражданская, о признании права на снижение пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2025-000030-38

Судья Токунов Д.В.                                                                        Дело № 33-2432/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   17 июня 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-57/2025 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение                                   Инзенского районного суда Ульяновской области от 10 февраля 2025 года, по которому постановлено:

исковые требования Тюрина Андрея Николаевича удовлетворить.

Признать за Тюриным Андреем Николаевичем (паспорт серия ***) право на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного на                  2 года согласно статье 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Тюрина А.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Тюрин А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на снижение пенсионного возраста.

Исковые требования мотивированы тем, что 12.09.2024 Тюрин А.Н. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 2 года и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 5 лет, а всего на 7 лет. Решением ОСФР по Ульяновской области от 10.01.2024 № *** ему отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и на 5 лет в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее чем за месяц до достижения возраста 55 лет. Указанным решением признано право истца на снижение пенсионного возраста на 5 лет в связи с работой с тяжёлыми условиями труда и не признано право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При этом признано право на включение периода работы с 28.09.1990 по 15.07.1992 (1 год 9 месяцев 11 дней) в качестве слесаря *** в стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В период с 26.04.1986 по 19.06.1989 истец обучался в ***, с сентября 1983 года по июнь 1989 года на основании приказа о зачислении проживал в ***, что подтверждается справкой, выданной ***. Полагает, что имеет право па снижение пенсионного возраста на 2 года, поскольку в периоды с 26.04.1986 по 19.06.1989 проживал и с 28.09.1990 по 15.07.1992 работал в ***, на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Тюрин А.Н. просил суд признать за ним право на снижение пенсионного возраста на 2 года в связи с постоянным проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 по 19.06.1989 и с 28.09.1990 по 15.07.1992, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

Дополнительным решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 17.03.2025 с ОСФР по Ульяновской области в пользу Тюрина А.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда от 10.02.2025 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно установил факт проживания Тюрина А.Н. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 19.06.1989. Истец в период с 05.09.1983 по 19.06.1989 обучался в ***, расположенной по адресу: ***, что подтверждается справкой от 26.06.2024 № ***, выданной ***. Однако в справке запись о зачислении Тюрина А.Н. в 6 класс и *** в 1984 году отсутствует. Факт обучения в зоне с льготным социально-экономическим статусом не дает истцу право на снижение пенсионного возраста, поскольку документальный факт регистрации в *** отсутствует. В соответствии с трудовой книжкой в период с 28.09.1990 по 15.07.1992 Тюрин А.Н. осуществлял трудовую деятельность на ***. Таким образом, продолжительность работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом у истца составляет 1 год 9 месяцев 18 дней, что не дает ему право на снижение пенсионного возраста по статье 34 Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, Тюрин А.Н. достиг возраста 53 лет только 08.04.2025. Признание права на снижение пенсионного возраста на будущее время действующим пенсионным законодательством не предусмотрено. Обращает внимание на судебную практику по аналогичным делам.

В возражениях на апелляционную жалобу Тюрин А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 3037 настоящего Закона.

По состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию составлял для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет.

В силу подпункта 7 пункта 1, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень документов).

В подпункте «б» пункта 18 Перечня документов предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тюрин А.Н. родился *** в ***, зарегистрирован по адресу: *** с 14.09.1990 (паспорт серии ***, т. 1 л.д. 8).

12.09.2024 Тюрин А.Н. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и на 5 лет в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 31-33).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 10.01.2025 № *** в установлении пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (т. 1 л.д. 17-19, 28-29).

Право Тюрина А.Н. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при достижении возраста 55 лет (08.04.2027) ОСФР по Ульяновской области не оспаривает.

Период обучения в *** исключен из подсчета периода постоянного проживания в зоне с льготным                                    социально-экономическим статусом.

При этом признано право на включение периода работы с 28.09.1990 по 15.07.1992 (1 год 9 месяцев 11 дней) в качестве слесаря *** в стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Не соглашаясь с решением пенсионного органа и претендуя на снижение пенсионного возраста на два года за проживание в зоне с льготным                      социально-экономическим статусом, а также на 5 лет в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Тюрин А.Н. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта проживания Тюрина А.Н. в период с 26.04.1986 по 19.06.1989 в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что с учетом признанного ОСФР по Ульяновской области периода с 28.09.1990 по 15.07.1992  дает ему право на уменьшение пенсионного возраста на два года (с учетом абсолютной величины 1 год) в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 указанного Закона, а также пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из указанных норм права следует, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием к реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р (в редакции от 25.04.1995, действовало до 01.02.1998), определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включен ***.

В подтверждение факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 19.06.1989 представлена справка *** от 26.06.2024 № ***, согласно которой Тюрин А.Н. обучался и проживал в ***, которая находилась по адресу: ***, с 1983 года по 19.06.1989 (приказ о зачислении от 05.09.1983 № ***, приказ о выдаче аттестата от 19.06.1989 № ***, приказы о зачислении в интернат от 05.09.1985 № ***, от 05.09.1986 № ***, от 14.09.1987 № ***, от 01.09.1988 № ***) (т. 1 л.д. 16, 44).

Согласно аттестату о среднем образовании Тюрин А.Н., *** года рождения, в *** году окончил полный *** с производственным обучением *** (т. 1 л.д. 9).

Проживание истца на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 19.06.1989 подтверждается и показаниями свидетелей К*** Н.Н., С*** С.В., которые согласуются с материалами дела и обоснованно приняты судом первой инстанции во внимание.

С учетом изложенного, исходя из анализа указанных норм законодательств, учитывая все имеющиеся в материалах дела доказательства, как письменные, так и объяснения стороны истца и показания свидетелей, в их совокупности, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о проживании истца в период с 26.04.1986 по 19.06.1989 ***, относившемуся в указанный период к территории с льготным     социально-экономическим статусом.

При таких обстоятельствах Тюрин А.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 в связи с проживанием (работой) в населенном пункте, относящемся к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на два года, то есть на один год за проживание в указанной зоне в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 и на один год за каждые четыре года проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 по 19.06.1989, с 28.09.1990 по 15.07.1992.

Аргументы об отсутствии записи о зачислении Тюрина А.Н. в 6 класс и *** в 1984 году не влекут отмену судебного постановления. Период обучения истца в 6 классе в 1984 году не относится к периоду с 26.04.1986 по 19.06.1989, который включен судом в подсчет периода постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Поскольку на момент рассмотрения дела в суда апелляционной инстанции Тюрин А.Н. достиг возраста 53 года, имеет все необходимые условия для назначения пенсии, доводы ответчика о преждевременности признания за ним права на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного на 2 года согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием (работой) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом подлежат отклонению.

Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельна, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также проверке законности вынесенных актов, суды не связаны с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области                                             от 10 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                    Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.06.2025