Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в страховой стаж
Документ от 01.07.2025, опубликован на сайте 10.07.2025 под номером 119680, 2-я гражданская, о признании незаконым решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении и выплаты досрочной страховой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                73RS0024-02-2025-000014-61

Дело № 33-2632/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     1 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Максименкова Александра Петровича и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 7 марта 2025 года по гражданскому делу № 2-2-61/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Максименкова Александра Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решений незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии, удовлетворить частично.

Признать решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 06.12.2024 года
№ *** и от 20.01.2025 года № *** в части расчета страхового стажа незаконными.

В удовлетворении исковых требований Максименкова Александра Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решений незаконными в части невключения периодов работы и включении периодов работы в страховой стаж:

периода работы в *** с 29.12.1999 по 12.04.2000 года;

периодов работы в *** с 13.04.2000 по 15.10.2004 года по 31.12.2001 года, периодов получения пособия по безработице с 05.08.2008 года по 22.12.2008, 13.01.2010 года по 22.03.2010 года;

периода обучения в *** с 01.09.1978 года по 27.03. 1982 года как 3 года 2 мес. 7 дней ( в полном объеме);

назначении и выплате страховой пенсии по старости с 07.12.2024 года, назначении и выплате страховой пенсию по старости за период с 07.12.2024 года по дату судебного решения, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Максименков А.П. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указано, что Максименков А.П. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от
28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решениями ОСФР по Ульяновской области от 6 декабря 2024 г. № *** и от 20 января 2025 г. № *** истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 42 года. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости по достижению возраста 64 лет на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец с вынесенными решениями не согласен. Считает, что ответчиком необоснованно не учтены периоды его работы с 29 декабря 1999 г. по 12 апреля 2000 г. в ***, с 13 апреля 2000 г. по 15 октября 2004 г. в ***, периоды получения пособия по безработице с
5 августа 2008 г. по 2 декабря 2008 г. и с 13 января 2010 г. по 22 марта 2010 г., а также период обучения в *** с 1 сентября 1978 г. по 27 марта 1982 г.

С учетом уточнения исковых требований Максименков А.П. просил признать решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 6 декабря 2024 г. № *** и от
20 января 2025 г. № *** в части расчета страхового стажа незаконными, обязать ответчика включить периоды работы с 29 декабря 1999 г. по 12 апреля
2000 г. в ***, с 13 апреля 2000 г. по 15 октября 2004 г. в ***, а также периоды получения пособия по безработице с
5 августа 2008 г. по 2 декабря 2008 г. и с 13 января 2010 г. по 22 марта 2010 г. и период обучения в *** с 1 сентября 1978 г. по 27 марта 1982 г. в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; назначить и выплатить страховую пенсию по старости с 7 декабря 2024 г.

Рассмотрев исковые требования, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Максименков А.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка его уточненным исковым требованиям, не правильно произведен расчет его специального страхового стажа, не включен в его стаж ряд периодов трудовой деятельности истца, дающих ему право на назначение пенсии, не дано оценки наличию арифметической ошибки в расчетах, произведенных ответчиком. Полагает неправомерным факт отказа во включении в его общий страховой стаж периодов работы в органах ***, поскольку в указанный период работодатель оплачивал за истца страховые взносы. Считает, что период работы в *** должен быть засчитан как в общий, так и в специальный стаж истца, поскольку факт отсутствия информации об уплате работодателем страховых взносов за истца не может препятствовать своевременному получению истцом трудовой пенсии. Так же дополняет, что в страховой стаж в соответствии Постановлением Правительства РФ от 24 июля
2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» включаются периоды получения пособия по безработице. Кроме того считает, что период обучения в *** так же должен быть включен в его страховой стаж, дающий ему право на назначение страховой пенсии по старости досрочно. Отмечает, что суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения руководствовался решением пенсионного фонда от 7 марта 2025 г., которое предметом настоящего спора не являлось. Решения ответчика об отказе в удовлетворении требований истца о назначении пенсии от 24 февраля 2025 г. и 7 марта 2025 г. до сведения последнего не доводились. Также указывает на отсутствие аргументации в оспариваемом решении суда в части расчета страхового стажа в решениях ответчика от 6 декабря 2014 и от 20 января 2025 г. № ***.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что платежные документы об уплате страховых взносов за период с 2002-2008 годы истцом ответчику ранее не предоставлялись, соответственно, вины ответчика в том, что данные платежи не учтены, у последнего не имеется. Также дополняет, что поскольку исковые требования о праве на пенсию рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства, у суда не имелось оснований для признания незаконными решений ответчика о назначении пенсии.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Максименков А.П.
7 ноября 2024 г. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых взносах» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Решением пенсионного органа от 6 декабря 2024 г. № ***, с учетом решения от 20 января 2025 г., истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. Принятый к учету пенсионным органом страховой стаж Максименкова А.П. составил 38 лет 13 дней. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости по достижению возраста 64 лет на общих основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ. (т. 1, л.д. 16-19, 128).

При этом в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости ответчиком не включены, в числе прочего, период обучения в *** с 1 сентября 1978 г. по 27 марта 1982 г., период службы в *** с 29 декабря 1999 г. по 12 апреля 2000 г., период работы в *** с 13 апреля 2000 г. по 15 октября 2004 г., периоды получения пособия по безработице с 5 августа 2008 г. по 2 декабря 2008 г. и с
13 января 2010 г. по 22 марта 2010 г.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 24 февраля 2025 г. из страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости исключены периоды работы ИП Максименкова А.П. с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. и с 1 января 2008 г. по 28 июля 2008 г., а также включены периоды работы в *** с 1 января 2005 г. по 26 апреля 2005 г., в *** с 1 января 2008 г. по 1 июля 2008 г., в *** с 2 июля 2008 г. по 31 июля 2008 г. С учетом замены страховых периодов страховой стаж составил 39 лет 4 месяца 13 дней (т. 1, л.д. 248-249).

Кроме того, на основании решения от 7 марта 2025 г. в стаж включены период осуществления предпринимательской деятельности с 1 февраля 2002 г. по 31 декабря 2007 г. и период работы с 1 января 2008 г. по 28 июля 2008 г., в связи с чем «длительный»страховой стаж составил 40 лет 17 дней (т. 2, л.д. 5-6).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения
Максименкову А.П. в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ периода обучения в *** с 1 сентября 1978 г. по 27 марта 1982 г., периода службы в *** с 29 декабря 1999 г. по 12 апреля 2000 г., период работы в *** с 13 апреля 2000 г. по 15 октября 2004 г., а также периодов получения пособия по безработице с 5 августа 2008 г. по 2 декабря
2008 г. и с13 января 2010 г. по 22 марта 2010 г.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца данные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно части 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2022 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Частью 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Изложенное свидетельствует, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию.

Согласно данного порядка, применительно к рассматриваемому спору, в страховой стаж подлежат включению только периоды, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ, то есть периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, к числу которых не отнесены спорные периоды учебы, получения пособия по безработице и те периоды работы истца, за которые не уплачивались страховые взносы.

Иные периоды, предусмотренные статьей 12 Закона № 400-ФЗ, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в страховой стаж указанных лиц не включаются.

Спорный период прохождения истцом службы в органах принудительного исполнения с 29 декабря 1999 г. по 12 апреля 2000 г. к поименованным в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ периодам работы, которые учитываются при назначении страховой пенсии по старости в порядке части 1.2 статьи 8 Закона 400-ФЗ, не относится, поскольку для назначения
Максименкову А.П. страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения такой пенсии с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 42 года, который у Максименкова А.П. на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал.

Поскольку Максименков А.П. претендует на назначение ему страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста за длительную работу, что предусмотрено частью 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, к спорным отношениям подлежат применению нормы Закона № 400-ФЗ, которым предусмотрена данная льготная пенсия.

Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из нестраховых периодов - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Следовательно, юридически значимым для признания за
Максименковым А.П. права на назначение ему страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста за длительную работу является наличие совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, которая в данном случае у истца отсутствует.

Приведенные в апелляционной жалобе Макименкова А.П. доводы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому подлежат отклонению.

Признавая незаконными решения ОСФР по Ульяновской области от
6 декабря 2024 г. № *** и от 20 января 2025 г. № *** в части расчета страхового стажа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в «длительный» страховой стаж Максименкова А.П. не были включены периоды работы в *** с 1 января 2005 г. по 26 апреля 2005 г., в *** с 1 января 2008 г. по 1 июля 2008 г., в *** с 2 июля 2008 г. по 31 июля 2008 г., а также период осуществления предпринимательской деятельности с 1 февраля 2002 г. по
31 декабря 2007 г.

Между тем, судом оставлено без внимания то обстоятельство, что указанные период были включены ответчиком в «длительный» страховой стаж истца решениями от 24 февраля 2025 г. и от 7 марта 2025 г.

С учетом указанных периодов общий страховой стаж Максименкова А.П. для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ составил 40 лет 17 дней, что менее требуемого – 42 года, в связи с чем право на досрочную страховую пенсию по старости за «длительный» стаж у истца не возникло.

Следовательно, оспариваемые решения ответчика 6 декабря 2024 г. и от
20 января 2025 г. в указанной части права и законные интересы Максименкова А.П. не нарушают, и признание их незаконными в данной части не приведет к восстановлению прав истца.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части признания незаконными решений ОСФР по Ульяновской области от 6 декабря
2024 г. № *** и от 20 января 2025 г. № *** в части расчета страхового стажа подлежит отмене, а по делу в данной части надлежит принять новое решение – об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 7 марта
2025 года отменить в части признания незаконными решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 6 декабря 2024 года № *** и от 20 января 2025 года № *** в части расчета страхового стажа.

Принять по делу в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Максименкова Александра Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 6 декабря 2024 года № *** и от 20 января 2025 года № *** незаконными в части расчета страхового стажа отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Максименкова Александра Петровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.07.2025