Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание перечней
Документ от 16.06.2025, опубликован на сайте 04.07.2025 под номером 119736, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                73OS0000-01-2024-000410-10

Дело № 3а-48/2025 (№ 3а-300/2024)

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

16 июня 2025 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокуроров Стерлядевой Е.В., Пушистова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                     № 3а-48/2025 по административному исковому заявлению Аржаненкова Павла Анатольевича  о признании недействующими в части нормативных правовых актов,

 

установил:

 

28 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год».

26 ноября 2024 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области принят приказ № 316-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год».

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на  2024, 2025 годы соответственно.

Перечни являются  приложениями  к приказам.

Аржаненков П.А. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании  недействующими со дня принятия  пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от  28 ноября 2023 года, и пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области                 № 316-пр от  26 ноября 2024 года.

В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2024-2025 годы включено принадлежащее административному истцу имущество: нежилые помещения, общей площадью 104,8 кв.м, кадастровый номер: ***, расположенные по адресу: ***. 

Административный истец указывает, что включение этого объекта в Перечень  незаконно, поскольку данный объект не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также НК РФ).

Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении в указанном здании административно-делового либо торгового центра. Фактическое обследование здания не производилось.

Согласно экспликации к плану недвижимого имущества в указанном объекте имеются помещения, назначение которых не свидетельствуют о размещении в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, в размере не менее 20 процентов его общей площади.

Включение помещений в Перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

К участию в данном деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц привлечены: областное государственное бюджетное учреждение «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Закрытое акционерное общество (также по тесту ЗАО) «Трест Спецавтоматика», общество с ограниченной ответственность (также по тексту ООО)  «ТДЛ АнТа», ООО «Тауруна», ООО «Курс», ООО «ОК «Виталия»,                                   ООО «Альтернатива», ООО «Вива-Тур», ООО «Ресторатор», ООО «Поливизор», ООО «УК «Спецавтоматика-Сервис», ООО «Промоснастка», ТСН «Свой Дом», ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ООО «Даймонд-Дент», ООО «Бирбар», индивидуальный предприниматель (также по тексту ИП) Клименко Н.А, Казанцева Я.В.,                 Гребцова К.С., Абдурахманов И.С., ИП Емельянова Н.А., ИП Батракова М.Р.,              ИП  Батракова М.А., ИП  Задорожная Л.В., Шинкарева А.В., Тищенко П.А.

Административный истец Аржаненков П.А. в судебное заседание не явился, извещен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мосорук В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что все помещения в спорный период сданы в аренду ООО «Тауруна», которая является  ИТ (далее по тесту также IT) (то есть предприятием в сфере  информационных технологий), деятельность которой не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ. Компания занимается разработкой компьютерного программного обеспечения, имеет действующую государственную аккредитацию в области информационных технологий. Также по указанному адресу зарегистрировано ООО «Поливизор», руководителем которой является тоже лицо, что и у ООО «Тауруна». ООО «Поливизор» также является IT-компанией, фактически деятельность не вело и не ведет. По указанному адресу отсутствует контрольно-кассовая техника, нет свободного доступа посетителям, не оказываются услуги физическим лицам. Все помещения используются ООО «Тауруна» только для своей деятельности, в штате которой имеются только программисты и специалисты, непосредственно связанные с программированием.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Анашкин А.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении, просил учесть письменные возражения на иск. Пояснил, что спорные помещения находятся в здании многоквартирного дома, но в самом центре города. Деятельность IT-компании направлена на извлечение прибыли. По результатам осмотра фактического использования помещений в процессе судебного разбирательства 03.02.2025 было установлено, что 62 % от общей площади помещений используются  для размещения офисов и офисной инфраструктуры. Полагает, что помещения были включены в Перечни правомерно.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены.     

Представители заинтересованных лиц ФГУП «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ООО «ТДЛ АнТа»,                          ЗАО «Трест Спецавтоматика», ООО «УК «Спецавтоматика-Сервис»,                                      ООО «ОК «Виталия»  в отзывах  просят о рассмотрении в свое отсутствие, по существу требований позицию по делу не обозначают, оставляя на усмотрение суда. 

Представители заинтересованных лиц ООО «Даймонд-Дент»,                                    ООО «Тауруна» в отзывах просят о рассмотрении в отсутствие, полагают административный иск подлежащим удовлетворению. 

Заинтересованные лица ИП Батракова М.Р.,  ИП  Батракова М.А. в отзывах полагают, что вопрос о правомерности включения помещений административного истца в Перечни должен решаться с учетом результатов определения вида фактического использования спорных помещений.

Заинтересованное лицо ИП Задорожная Л.В. в отзыве не обозначила ее позицию по иску Аржаненкова П.А., только указала собственный вид использования помещений (иных, не спорных помещений).

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также КАС РФ), мнения участников процесса, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Пушистов В.В. в заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив письменные материалы административного дела, обозрев инвентарное дело, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений  пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от               21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года       № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр от                      28 ноября 2023 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год. 

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2023 года,  № публикации 7301202311290001.

Также в рамках указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 316-пр                     от 26 ноября 2024 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год. 

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, дата публикации – 28 ноября 2024 года,                            № публикации  7301202411280003.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Данные обстоятельства стороной административного истца не оспариваются. 

Пунктом *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28 ноября 2023 года, и пунктом *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области                       № 316-пр от 26 ноября 2024 года, в указанные Перечни  включено принадлежащее истцу на праве собственности имущество: нежилые помещения, общей площадью 104,8 кв.м, кадастровый номер: ***, расположенные по адресу: ***. 

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в названные Перечни, суд приходит к следующему.

Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных                         статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1                      статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Решением Ульяновской Городской Думы от 25 октября 2017 года № 118               «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на территории муниципального образования «город Ульяновск» введен налог на имущество физических лиц, определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении:

объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в размере: 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2019 году; 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2020 году и последующие годы;

прочих объектов налогообложения – в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года            № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28 сентября 2023 года Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.2 указанного Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением № 1 к настоящему Положению (пункт 1.3 Положения).

Согласно разделу 2 Положения Уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.

Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В Методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость (Приложение № 1 к положению) приведены используемые в документе понятия. Так, офис - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров.

Таким образом, вышеуказанное понятие «офис» для целей указанного Положения не применимо для производственной сферы деятельности.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Административный истец Аржаненков П.А.  является собственником помещений, общей площадью 104,8 кв.м, кадастровый номер: ***, расположенных по адресу: ***  (т.1, л.д. 142-145).

Право собственности зарегистрировано *** как за физическим лицом Аржаненковым П.А. (т.1, л.д. 96).

Назначение помещений «нежилое», наименования «помещения».

Помещения расположены в здании по адресу: ***, кадастровый номер: ***, имеющим наименование и назначение «многоквартирный дом», общей площадью 9133,7 кв.м, 2008 года постройки, 10-ти этажное, в том числе 1 подземный этаж (т.3, л.д. 132).

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: ***, общей площадью 2658 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под многоквартирным жилым домом со строенными нежилыми помещениями (т.1, л.д. 69).

Наименование здания, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагают размещение на нем  административно-делового  центра.

Таким образом, помещение  могло быть включено в перечень на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ – здание, спорное помещение предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом уполномоченный орган должен был установить, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого объекта в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Вместе с тем документы технической инвентаризации при включении здания в перечни ответчиком не исследовались. Фактическое обследование здания на момент утверждения Перечней не проводилось.

Аржаненков П.А. обращался в  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением от 07.11.2023 (т.2, л.д.131-132) об определении вида фактического использования помещений, общей площадью 104,8 кв.м, кадастровый номер: ***, за предыдущие периоды (при формировании Перечней на 2022, 2023 годы), за спорный период не обращался.

Административному истцу было 12 ноября 2023 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области письменно отказано в определении вида фактического использования помещений и исключении объекта из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы (т.1, л.д. 95). Ответ дан на основании протокола заседания комиссии Министерства от *** № *** (т.2, л.д. 133-134).

Согласно технической документации помещение  с кадастровым номером: ***,  общей площадью 104,76 кв.м, расположено на *** многоквартирного дома, состоит из помещений: 

холл (№***), площадью 30, 45 кв.м,

кабинеты (№***, № ***), площадью 18, 1 кв.м и 47,72 кв.м,

помещение уборочного инвентаря (№ ***), площадью 1,35 кв.м,

санузел (№ ***, № ***), площадью 1,52 кв.м и 1, 21 кв.м,

коридор (№ ***), площадью 4,41 кв.

Из кадастрового паспорта помещения от 24.03.2009 следует, что, что все указанные помещения соединены  между собой, имеют один вход.

Вышеуказанные помещения по технической документации не относятся к помещениям торгового назначения и объектов общественного питания.

Наименование помещений как «кабинет» не тождественно понятию «офис», само по себе не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества без установления и проверки иных имеющих значение для дела обстоятельств.

Из представленных стороной истца фотоматериалов следует, что вход в помещение ограничен для свободного прохода посетителей, имеется дверной звонок (т.1, л.д. 122).

В помещениях имеются мебель для рабочего интерьера, компьютерная техника, документация, средства связи (т.1, л.д. 127, 130-136).

Согласно акту о фактическом использовании помещений с кадастровым номером: *** от *** года, составленному после обращения истца в суд с данным иском сотрудниками Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в присутствии представителя административного истца, следует, что в указных помещениях размещены сотрудники  IT-компании ООО «Тауруна». Помещения для размещения офисов  № *** и № ***, общей площадью 65,82 кв.м, составляют 62 % от общей доли площади  объекта (т.2, л.д. 126-130). 

Согласно сообщению Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 16.01.2025, по адресу:  ***, зарегистрированы ряд юридических лиц, в том числе                        ООО «Тауруна», ОГРН ***, а также ООО «Поливизор».

Контрольно-кассовая техника за указанными юридическими лицами,  а также за истцом по указанному адресу в спорный период не зарегистрированы (т.1, л.д. 71 и оборот).  

Иные лица, указанные как зарегистрированные или имеющие зарегистрированную контрольно-кассовую технику по адресу:  ***, а также собственники и арендаторы иных нежилых помещений в указанном здании, привлечены к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц.

Применительно к спорным периодам в материалы дела представлены договоры аренды от *** № *** сроком по 29.02.2024 и от ***    № *** сроком по 31.01.2025 с подписанными актами приема-передачи арендуемого имущества к ни от ***, от *** (т.1, л.д. 98-107). Договоры заключены между арендодателем ИП Аржаненковым П.А. и арендатором                      ООО «Тауруна».

Согласно пункту 1.1 каждого из представленных договоров аренды, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения, общей площадью 104,8 кв.м, кадастровый номер: ***, расположенные по адресу: ***.

В пункте 1.2 каждого из этих договоров указано, что нежилое помещение будет использоваться для целей разработки компьютерного программного обеспечения.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности  ООО  «Тауруна» - разработка компьютерного программного обеспечения (код 62.01.) (т.1, л.д. 111).

ООО «Тауруна» имеет государственную аккредитацию в области информационных технологий, о чем внесены сведения в реестр аккредитованных организаций *** года за № ***.

По сообщению ООО «Тауруна» в адрес суда от 16.06.2025, это предприятие применяет льготы по страховым взносам и ставке налога по УСН, предусмотренным для  ИТ- предприятия.

Из отзыва ООО «Тауруна» следует, что эта организация является                            IT- компанией (свидетельство №*** от ***), которая занимается разработкой компьютерного и программного обеспечения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Полную информацию о деятельности компании можно увидеть на официальном сайте https://tauruna.ru.  Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является код 62.01 - разработка компьютерного и программного обеспечения. ООО «Тауруна» арендует по адресу: ***, общей площадью 104,8 кв.м, для разработки компьютерного и программного обеспечения на основании договоров аренды помещений № *** года от *** года и №*** от *** г., заключенных с ИП Аржаненковым П.А. ООО «Тауруна» не оказывает услуги физическим лицам, по указанному адресу торговую деятельность общество не ведет, контрольно-кассовая техника отсутствует. В арендуемых помещениях приём клиентов не осуществляется, вход ограничен, имеется видеокамера. По указанному адресу была зарегистрирована ООО «Поливизор», где *** является директором. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является код 62.01 - разработка компьютерного и программного обеспечения. ООО «Поливизор» не занимает отдельных площадей  (т.2, л.д. 116).

По данным Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности  ООО  «Поливизор» - разработка компьютерного программного обеспечения (код 62.01.) (т.1, л.д. 198).

Директором ООО «Тауруна» и ООО  «Поливизор» является одно лицо ***

Согласно штатному расписанию ООО «Поливизор» в штате имеется только руководитель (т. 3, л.д. 177).

Из штатного расписания ООО «Тауруна» следует, что в него включены только руководители и специалисты в сфере информационных технологий (т.3, л.д.178).

Из общедоступных источников информационно-рекламного характера  следует, что  ООО «Поливизор» оказывает услуги как ИТ-компания для бизнеса, юридических лиц,  по предварительной записи (т.3, л.д. 197, 206-207).

В судебном заседании установлено, что других организаций в спорных помещениях, кроме  ООО «Тауруна» не располагается. Это обстоятельство  никем не оспорено.

Основываясь на приведенном выше понимании офисного здания (помещения), не признаются офисами соответствующие объекты недвижимости, если их использование прямо или косвенно связано с обеспечением производственной деятельности предприятия, либо с определенным этапом такой деятельности.

Налоговое законодательство не содержит определение понятия производственной деятельности, а потому, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ данный термин возможно использовать в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

В соответствии с абзацем девятым статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Из содержания данной нормы следует, что готовая продукция может быть создана не только в результате обрабатывающего производства,

В Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ-12)   программное обеспечение отнесено к товарам и услугам (класс 09).

В Федеральном законе от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация (часть 1 статьи 10).

Как следует из Постановления Правительства РФ от 25.08.2023 № 1381 «О технопарках в сфере высоких технологий и управляющих компаниях технопарков в сфере высоких технологий», Приказа Минпромторга России от 07.09.2023 № 3349 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества и оборудования, необходимых для осуществления научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности, и (или) деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и (или) выведения на рынок новых продуктов, технологий и (или) услуг резидентами технопарка в сфере высоких технологий, и перечня видов деятельности по управлению созданием, развитием и эксплуатацией технопарка в сфере высоких технологий, а также по предоставлению резидентам технопарка в сфере высоких технологий услуг, необходимых им для осуществления научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности, и (или) деятельности в сфере информационных технологий в целях обеспечения производства промышленной продукции и (или) выведения на рынок новых продуктов, технологий и (или) услуг», деятельность в сфере информационных технологий имеют целью обеспечение производства промышленной продукции и (или) выведение на рынок новых продуктов, технологий.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорные помещения, вопреки доводам административного ответчика, используются для размещения сотрудников, обеспечивающих производственную деятельность в области вычислительной техники и информационных технологий.

Таким образом, ни наименование помещение, ни фактическое использование спорных помещений не подтверждают использование более 20% соответствующей площади для размещения  офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для объектов торговли, бытовых услуг.

Проанализировав представленные доказательства, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что акт обследования от ***  не свидетельствует о том, что спорное помещение является офисным, подпадающим под цели правового регулирования нормой статьи 378.2 НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорных помещений Перечни на 2024 и 2025  годы не имелось.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных здания и помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорные помещения подлежали включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.

При таких обстоятельствах требование истца подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2024 год, 2025 годы и оспариваемые нормативные акта имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден каждый перечень). Признание отдельных положений приказа с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 8000 рублей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования Аржаненкова Павла Анатольевича о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от  28 ноября 2023 года.

Признать недействующим со дня принятия  пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 316-пр от  26 ноября 2024 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Аржаненкова Павла Анатольевича в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины  8000  рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете      «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  26 июня 2025 года.