УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Яшонова Н.В. 73RS0021-02-2025-000023-96
Дело № 33-2634/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
8 июля 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой
Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Димитриева Владимира
Васильевича на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 20
марта 2025 года по гражданскому делу № 2-2-41/2025, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Димитриева Владимира Васильевича (паспорт Российской Федерации серии ***)
к ООО «Инвестиционная Сервисная Компания» (ИНН ***), в лице конкурсного
управляющего Шарова Максима Алексеевича, о признании недействительными
результатов специальной оценки условий труда – карты специальной оценки условий
труда
№ ***, составленной 09.06.2022, в отношении рабочего места *** обособленного
подразделения ООО «Инвестиционная
Сервисная Компания» «Ульяновское», в части установления 3.1 класса
условий труда по воздействующему фактору тяжести трудового процесса, а также
итогового класса условий труда, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Димитриев В.В.
обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью
«Инвестиционная Сервисная Компания» (далее – ООО «ИСК») о признании
недействительными результатов специальной оценки условий труда.
Требования
мотивированы тем, что в период с 16.08.2021 по 23.08.2023 истец работал в ООО
«ИСК» в должности ***.
При обращении
Димитриева В.В. за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с
работой с тяжелыми условиями труда ОСФР по Ульяновской области указанный период
истца не был засчитан в специальный страховой стаж для назначения досрочной
страховой пенсии, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета
застрахованного лица данный период работы отражен общими условиями, без кода
льготной профессии, то есть работодателем не подтвержден льготный характер
работы.
Согласно карты
специальной оценки условий труда работников по должности *** от 9 июня 2022 г.
№ ***, в которой работал Димитриев В.В., работа в данной должности не
предоставляет работнику права на досрочное назначение страховой пенсии.
С учетом
изложенного, Димитриев В.В. просил признать недействительными результаты
специальной оценки условий труда – карта от 9 июня 2022 г. № ***, в отношении
рабочего места ***, в части установления 3.1 класса условий труда по
воздействующему фактору тяжести трудового процесса, а также итогового класса
условий труда.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены Государственная инспекция труда в
Ульяновской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области, ООО «Труд-Экспертиза».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Димитриев В.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое
решение, которым удовлетворить исковые требования. Отмечает, что согласно
заключению государственной экспертизы условий труда было обнаружено достаточное
количество нарушений со стороны ответчика, что является основанием для
удовлетворения заявленных им требований.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, истец
Димитриев В.В. в период с 16 августа 2021 г. по 23 августа 2023 г. работал в ООО «ИСК» (обособленное подразделение
«Ульяновское») в должности ***, на основании заключенного между сторонами
трудового договора от 16 августа 2021 г. № 19/2021 (т. 1, л.д. 22-24).
По результатам специальной оценки условий
труда, проведенной специалистами ООО «Труд-Экспертиза», составлена карта
специальной оценки условий труда от 9 июня 2022 г. № ***, в соответствии с
которой рабочему месту *** обособленного подразделения ООО «ИСК» «Ульяновское»
установлен допустимый класс условий труда (подкласс № 3.1), право на досрочное
назначение пенсии отсутствует (т. 1, л.д. 11-12).
Дополнительным соглашением от 1 июля 2022 г. в трудовой
договор от
16 августа 2021 г. № *** были внесены изменения, касающиеся условий труда,
согласно которым условия труда на рабочем месте Димитриева В.В. – 3.1 (вредный)
класс условий труда. В связи с указанным классом условий труда, работнику
установлено повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4% с 1 июля 2022 г. (т.1, л.д. 25).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 19
декабря 2023 г. № *** Димитриеву В.В. было отказано в назначении досрочной
страховой пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда ввиду отсутствия
необходимого стажа на соответствующих видах работ (т. 1, л.д. 78-83).
При этом в специальный стаж не были
засчитаны, в том числе, периоды работы истца с 16 августа 2021 г. по 31 июля
2022 г., с 31 августа 2022 г. по
21 сентября 2022 г., с 24 сентября 2022 г. по 31 декабря 2022 г., с 1 января
2023 г. по 23 августа 2023 г. в должности *** обособленного подразделения ООО
«ИСК» «Ульяновское».
Решением Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 15 июня 2024 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам от 12 ноября 2024 г., в
удовлетворении исковых требований прокурора Тереньгульского района Ульяновской
области, действующего в интересах Димитриева В.В., к ОСФР по Ульяновской
области о возложении обязанности включить спорные периоды в специальный
страховой стаж отказано.
Оспаривая результаты специальной оценки
условий труда должности *** обособленного подразделения ООО «ИСК»
«Ульяновское», отраженные в карте специальной оценки условий труда 9 июня 2022
г. № ***, Димитриев В.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования,
руководствуясь требованиями статей 22, 57, 213, 214 Трудового кодекса
Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №
426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», оценив представленные
доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых
оснований для удовлетворения исковых требований Димитриева В.В.
Судебная коллегия в
полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции. Данные выводы
основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного
анализа представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку в
соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Исходя из общепризнанных
принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в
частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в
том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены
(статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209
Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это
система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности,
включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия
труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и
(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не
превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса
Российской Федерации).
Работник имеет право
на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям
охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и
достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на
рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о
специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21
Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву
работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и
условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны
труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе
законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2
статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца
одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации
работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в
соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения,
возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с
реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в
процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места,
соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда,
регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной
оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).
Специальная оценка
условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых
мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной
среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом
отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств
индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона №
426-ФЗ).
По результатам
проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы)
условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Закона № 426-ФЗ).
Результаты
проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда
работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о
существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия
вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам,
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и
компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также
оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля
за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации, обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой
деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам
предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1
- 7 статьи 7 Закона № 426-ФЗ).
В целях проверки
доводов Димитриева В.В. о незаконности выводов специальной оценки условий
труда, содержащихся в карте специальной оценки условий труда от 9 июня 2022 г. ***,
судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена государственная
экспертиза условий труда, производство которой было поручено ***.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда от
28 февраля 2025 г. № *** сделать вывод о качестве проведения специальной оценки
условий труда в 2022 году на рабочем месте *** в ООО «ИСК» не представляется возможным по причине не представления на
экспертизу отчета о проведении специальной оценки условий труда (т. 2, л.д.
51-56).
В ходе проведения
государственной экспертизы условий труда были установлены ряд нарушений
требований Закона № 426-ФЗ.
При этом в
исследовательской части заключения государственной экспертизы условий труда
от 28 февраля 2025 г. № 1 экспертами указано, что в Федеральной государственной информационной
системе учёта результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС
СОУТ) размещён Отчёт проведения специальной оценки условий труда в Обособленном
подразделении ООО «Инвестиционная Сервисная Компания» «Ульяновское»
идентификационный № *** (далее – Отчёт № 1760517).
Во
вкладках размещенного Отчёта № *** имеются протоколы результатов исследований
(испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды
и трудового процесса на рабочем месте ***: протокол измерения и оценки
химического фактора; протокол измерения и оценки аэрозолей преимущественно
фиброгенного действия в воздухе рабочей зоны и пылевой нагрузки на органы
дыхания; протокол измерения и оценки параметров микроклимата; протокол
измерения и оценки тяжести трудового процесса.
Вместе с тем, как
следует из заключения государственной экспертизы условий труда, очевидные
нарушения порядка идентификации вредных и (или) опасных факторов
производственной среды и трудового процесса и их источников на рабочем месте *** котельной в ООО «ИСК» экспертом не установлены.
Согласно части
первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации,
правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и
равноправия сторон.
В развитие указанных
принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на
которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное
не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства
имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит
обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по
делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах,
на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств,
обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих
значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (часть 1 статьи 55
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения
суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие
значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не
установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по
данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает
доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,
полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле
доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации).
Из искового заявления Димитриева В.В. усматривается, что требования о незаконности выводов специальной оценки условий
труда, содержащиеся в карте специальной оценки условий труда от 9 июня 2022 г.
№ ***, оспариваются им постольку, поскольку влияют на его право на досрочную
страховую пенсию по старости в связи работой с тяжелыми условиями труда.
При этом каких-либо
доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы, которые не были
учтены в ходе специальной оценки условий труда, истцом не представлено.
Судебная коллегия в этой связи считает необходимым отметить следующее.
Пунктом 2 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что
страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины
индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по
достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они
проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12
лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и
20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не
менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность
страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста,
предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31
декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы
мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Закона
№ 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной
статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы
(деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных
законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения
данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона
№ 400-ФЗ).
В целях реализации
положений статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля
2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б»
пункта 1 указанного Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665
установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам,
работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей
с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию
по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением
Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г.
№ 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и
показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список №
2);
В разделе XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ,
профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда,
занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных
условиях, поименованы *** (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении
золы (позиция 23200000-13786).
При подсчете
страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона,
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»,
подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного)
учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или
соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно части 4
статьи 14 Закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в
том числе с использованием электронных документов или на основании
свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых
пенсий (далее – Правила).
Пунктом 4 названных
Правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды
работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2
настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной
деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) – на основании
сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и
(или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной
деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица - на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета.
Пунктом 43 Правил
подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября
2014 г. № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после
регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются
документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в
установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской
Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 3
постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665
определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31
Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе, с
применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об
утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу
первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в
стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего
дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными
правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из
содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22
мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий,
должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в
связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» под полным рабочим
днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками,
не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается
время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников,
выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения
ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации
оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ,
производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утвержден Порядок подтверждения
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости.
В соответствии с
подпунктом 2 пункта 2 названного Порядка подтверждению подлежат, в частности,
периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 3
указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в
качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля
1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета.
В соответствии с
Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, в
случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах
(показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о
занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о
работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ
в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе
населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или
учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки,
а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании
документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из
которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и
(или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Исходя из
приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия
назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых
определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения
страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии
ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в
определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение
которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов,
повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и
характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями
труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных
обязанностях работающих лиц.
Так, право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30
Закона № 400-ФЗ имеют, в том числе мужчины по достижении ими возраста 55 лет,
проработавшие не менее 12 лет 6 месяцев в условиях полного рабочего дня, то
есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжелыми условиями труда,
предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с
вредными и тяжелыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с
позицией 23200000-13786 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2
предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение *** (на угле и сланце),
в том числе, занятых на удалении золы.
При этом обязательным
условием для досрочного назначения пенсии по старости по Списку № 2 ***
является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце).
Это обстоятельство в каждом конкретном случае подтверждается соответствующими
документами. Кроме того, если работа котельной осуществляется сезонно, то
периоды работы после его окончания зачету в стаж на соответствующих видах работ
не подлежат, т.к. *** практически не работал в тяжелых условиях труда.
Таким образом, для
зачета Димитриеву В.В. в специальный страховой стаж для назначения досрочной
страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда
период его работы в должности *** в ООО
«ИСК» необходимо установление таких юридически значимых фактов, как: 1) обслуживание
котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце), 2) работа в условиях
полного рабочего дня, 3) сезонный или круглогодичный характер работы котельной.
Между тем, указанные
обстоятельства не являются предметом исследования в ходе проведения специальной
оценки условий труда.
Следовательно,
признание специальной оценки условий труда, (карта специальной оценки условий
труда от 9 июня 2022 г. № ***, недействительной само по себе приведет к
восстановлению права истца, поскольку не будет являться основанием для
включения спорного периода работы в его специальный страховой стаж, в
отсутствие иных доказательств, подтверждающих льготный характер работы.
Судебная коллегия
отмечает, что доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании
закона, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств,
в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения.
Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были
приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом
решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного
применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется,
так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам
данного дела.
Нарушений норм
процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными
основаниями для отмены решения, судом не допущено.
В силу
изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2025 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Димитриева Владимира Васильевича
– без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Сенгилеевский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 11.07.2025