УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Берхеева
А.В. 73RS0013-01-2025-000205-24
Дело № 33-2678/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
8 июля 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Умновой Марины Ивановны на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4 марта 2025
года по гражданскому делу № 2-513/2025, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Умновой Марине Ивановне (СНИЛС ***) к Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (ИНН ***) о признании права на получение специальной социальной
выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568,
понуждении к направлению реестров в Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области, отказать.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Умнова М.И.
обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»
Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России)
о признании права на получение специальной социальной выплаты, понуждении
направить документы.
В обоснование
заявленных требований указано, что истец в период с 01.03.2011 по настоящее
время работает в должности *** многопрофильного стационара КБ № 172 филиала №2
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
В соответствии с
п.п.«а» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 имеет право на
получение с 01.01.2023 социальной выплаты, назначаемой специалистам со средним
медицинским образованием центральных рационных, районных и участковых больниц.
Однако работодателем сведения в отношении нее в ОСФР по Ульяновской области за
период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не направлялись, социальная выплата не
выплачивалась.
С учетом
изложенного, Умнова М.И. просила признать за ней право на получение специальной
социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования» в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, обязать ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестр)
в отношении истца для назначения и выплаты ей специальной социальной выплаты за
указанный период.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Умнова М.И. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым
удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы
указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и
процессуального права, неправильно определены обстоятельства дела. В спорный
период она работала в должности *** многопрофильного стационара КБ № 172
филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, в котором оказывается первичная,
специализированная и экстренная медицинская помощь, в том числе по базовой и
территориальной программе ОМС. Полагает, что она имеет право на специальную
социальную выплату на основании пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2002 № 2568 с 01.01.2023.
В возражениях на
апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит оставить решение суда
без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Умнова М.И. в период с 01.03.2011 по
настоящее время работает в должности *** многопрофильного стационара КБ № 172
филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
С 01.03.2024 истец является получателем
специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования».
Полагая, что она
имеет право на указанную специальную социальную выплату за период с 01.03.2023
по 29.02.2024,истец обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении
исковые требования о признании за истцом права на получение специальной
социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, суд первой
инстанции исходил из того, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не относится к
категории лечебных учреждений, работники которых в спорный период имели право
на соответствующую специальную социальную выплаты.
Судебная коллегия с
указанными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном
применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и
норм процессуального права.
Из положений пункта 5 части 1 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические
работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со
спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также
конкретными результатами деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать
дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим
работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне установлены
меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования, а также утверждены «Правила
осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации
специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее –
Правила).
В силу подпункта «а» пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции,
действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на правоотношения, возникшие с
01.01.2023) социальная выплата устанавливается врачам и медицинским работникам
с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и
участковых больниц.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «д» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в
новой редакции: специальная социальная выплата установлена среднему
медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а
также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся
в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на
отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 20.03.2024 № 343 вступает в силу со дня его официального
опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024, за
исключением подпункта «з»
пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который
вступает в силу с 01.09.2024.
Приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Согласно пункту 4 названных Разъяснений при осуществлении
специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная
социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а»,
«д»
и «з» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568,
работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся
как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными
подразделениями медицинских организаций.
Из пункта 2 Правил следует, что специальная
социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные
должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по
уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также
вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации,
соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная
социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских
организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для
получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют
ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты (далее – реестр).
Реестр в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного
лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая
интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации организацией с использованием
информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей
деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом
на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного
взаимодействия.
В случаях, когда в 1 квартале 2023 года
специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему
право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она
подлежит выплате ему в полном объеме во 2 квартале 2023 года за период со дня
возникновения права на нее (пункт 17 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568).
В Перечень территорий, подлежащих
обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, включен город Димитровград Ульяновской
области.
Согласно уставу
федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства данное учреждение является организацией
здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического
агентства (пункт 1.2 устава).
Предметом
деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том
числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации,
высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных
исследований (пункт 3.2 устава).
Указом Президента Российской Федерации от
02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом
агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено,
что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения
работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
(в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных
и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов
спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных
услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по
оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по
федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности
донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории
закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для
здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням,
утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по
медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения
обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела,
организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз,
трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной
экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых
территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по
предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и
террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах
боевых действий и на прилегающих к ним территориях.
ФМБА России осуществляет свою деятельность
непосредственно или через свои территориальные органы, а также через
подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными
государственными органами, иными органами публичной власти и организациями
(пункт 5 Положения).
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6
Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих
работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная
медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная)
медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская
помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными
организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА
России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном
медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.
Из приведенных норм закона, а также положений
документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует,
что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых
больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную
выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Право врачей и медицинских работников с
высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала
больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в
ведении Федерального медико-биологического агентства, на специальную социальную
выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568 возникло с 01.03.2024 на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Принцип невозможности распространения
действия вновь принятых правовых положений на ранее возникшие отношения
закреплен в статье 4
Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4
которой определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной
силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на
отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это
прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 1
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной
нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со
дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе
или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие
акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к
отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действие закона или иного нормативного
правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на
отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо
предусмотренных этим актом (часть 4
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Придание обратной силы закону относится к
исключительной прерогативе законодателя, только он вправе распространить новую
норму на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения
в действие, т.е. придать закону обратную силу, при этом либо в тексте закона,
либо в правовом акте о порядке его вступления в силу содержится специальное
указание о таком действии во времени.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации» вступило в законную силу со дня его
официального опубликования (21.03.2024) и распространило свое действие на
правоотношения, возникшие с 01.03.2024 (за исключением подпункта «з»
пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением).
Принимая во внимание, что Правительство
Российской Федерации предусмотрело право врачей и медицинских работников с
высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала
больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в
ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на
отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень
которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от
21.08.2006 № 1156-р, на специальную социальную выплату в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 путем
внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от
20.03.2024
№ 343, в котором обратная сила постановления распространяется на правоотношения
только с 01.03.2024, правовых оснований для признания за истцом права на
получение спорной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 у суда первой
инстанции не имелось.
То обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России оказывает первичную медико-санитарную помощь по
территориально-участковому принципу, не влечет назначение истцу специальной
социальной выплаты с 01.01.2023, поскольку она не относится к медицинским
работникам, указанным в подпункте «а» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, а также оказывающтм первичную
медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с
профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому
принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющему диспансерное
наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Учитывая, что в период с 01.01.2023 по
29.02.2024 истец не относилась ни к одной категории медицинских работников,
имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении
заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной
жалобы основаны на неверном толковании закона, фактически направлены на
переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под
сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись
основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства
дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для
переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального
права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой
инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Нарушений норм
процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями
для отмены решения, судом не допущено.
В силу
изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от
4 марта 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Умновой Марины
Ивановны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 11.07.2025