Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обязать установить срок сноса аварийного дома по ул. Мостостроителей, 74а и отселения из него жителей
Документ от 01.07.2025, опубликован на сайте 16.07.2025 под номером 119924, 2-я гражданская, обязать установить срок сноса аварийного дома по ул. Мостостроителей, 74а и отселения из него жителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2025-000282-76

Судья Высоцкая А.В.                                                                         Дело №33а-2705/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                1 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2025 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 2 апреля 2025 года, по делу № 2а-576/2025, которым постановлено:

административный иск и.о. прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Хасановой Наили Изетдиновны к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома, удовлетворить.

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации города Ульяновска от  *** относительно жилого дома ***.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность установить разумный срок для проведения мероприятий по расселению аварийного многоквартирного дома *** до 31 декабря 2026 года.

 

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., судебная коллегия

 

установила:

 

И.о.прокурора Заволжского района города Ульяновска обратился с административным иском в суд в интересах Хасановой Н.И. к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома.

В обоснование требований указал о том, что по итогам проведенной прокуратурой района проверкой законности установления сроков отселения жителей аварийных домов, выявлено, что постановлением администрации города Ульяновска от *** признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение жильцов указанного дома предусмотрено до 31 декабря 2030 года.

Наряду с этим дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц. Решение администрации города Ульяновска об установлении срока отселения дома до 31 декабря 2030 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

В административном иске содержалась просьба о признании незаконным пункта 2 постановления администрации города Ульяновска от *** в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, возложении обязанности на административного ответчика установить разумные сроки сноса данного аварийного дома и отселения из него жителей до 31 декабря 2026 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование своих доводов указывает на то, что решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома не предполагает произвольное не основанное на объективных данных определение срока такого отселения. Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не установлены. Жилищным кодексом Российской Федерации также не установлено незамедлительное отселение лиц в случае признания межведомственной комиссией дома аварийным и подлежащим сносу.

Кроме того, в случае необходимости жители многоквартирного дома вправе обратиться в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска по вопросу предоставления им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда. 

В жалобе ссылается на то, что бюджет муниципального образования                     «город Ульяновск» на 2025 год сформирован. Ассигнования на мероприятия по переселению проживающих граждан и сносу аварийного дома в 2025 году не предусмотрены.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По делу установлено и следует из материалов дела, что дом *** является жилым, тип                         дома - многоквартирный, 1989 года постройки, одноэтажный, наружные стены деревянные сборно-щитовые (л.д. 19-28 т. 1).

Заключением Межведомственной комиссии от 18 мая 2023 года № 25 многоквартирный жилой дом по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу на основании выводов, изложенных в заключении *** (л.д. 19-28 т. 1).

Постановлением администрации города Ульяновска от *** многоквартирный жилой дом по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31 декабря 2030 года.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания                            (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

В силу пункта 49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащим сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Согласно выводами технического заключения *** техническое состояние основных строительных конструкций спорного жилого дома характеризуется как аварийное. Фундамент находится в аварийном состоянии, что влечет за собой полное разрушение несущих конструктивных элементов дома. Выявлены повреждения во всех помещениях дома. Требуется срочная замена кровельного покрытия, ремонт стропильной системы кровли (капитальный ремонт кровли), что не целесообразно. Дальнейшая эксплуатация дома невозможна, поскольку сырая проводка может повлечь за собой возгорание, что приведет к пожару. В связи с высоким физическим износом несущих конструкций жилого дома, в пределах 80% (ветхое состояние), и снижением до аварийного уровня его надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, жилой дом подлежит сносу.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное  состояние отдельных конструкций, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Как следует из правовой позиции, изложенной в «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал                  2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, поскольку имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащим сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований прокурора, поскольку установленный срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, -                                                   до 31 декабря 2030 года не отвечает требованиям разумности и, вопреки доводам жалобы, является чрезмерно длительным с учетом физического износа здания, наличия угрозы обрушения дома.

Довод апелляционной жалобы о недостаточности финансирования не освобождает административного ответчика от возложенной на него обязанности по  проведению соответствующих мероприятий, в связи с переселением граждан из аварийного дома и сносу здания.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда не допущено.

 

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от                                             21 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 июля 2025 года.