Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Определение
Документ от 08.07.2025, опубликован на сайте 22.07.2025 под номером 119975, 2-я гражданская, о возложени обязанности по поднятию канализационных люков и восстановлению асфальтового покрытия на придомовой территории, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                 73RS0013-01-2024-006850-55

Дело №33-2654/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                8 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда
в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Кузнецовой Э.Р., Старостиной И.М.,

при секретаре Камзиной И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Димитровграда в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                                           18 февраля 2025 года с учетом определения судьи от 17 апреля 2025 года об исправлении описки по гражданскому делу №2-312/2025, по которому постановлено:

исковые требования Ульяновской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Защита» в интересах Севастьянова  Дмитрия Евгеньевича к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал», муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», обществу с ограниченной ответственностью «АДКС-Строй», обществу с ограниченной ответственностью «Городская УК», муниципальному казенному учреждению «Городские дороги», обществу с ограниченной ответственностью «УК Победа» МО «Город Димитровград» в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда о возложении обязанности по поднятию канализационных люков и восстановлению асфальтового покрытия на придомовой территории, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебной неустойки удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда привести люки трех канализационных колодцев, расположенных на придомовой территории дома №*** (К16, К17, К18) в соответствие с требованиями                                     ГОСТ Р 50597-2017, п.6.3.7 СП 32.13330.2018 путем их установки в одном уровне с поверхностью проезжей части и восстановить асфальтовое покрытие  вокруг канализационных люков.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «АДКС-Строй» (ИНН 6325073683) привести люк канализационного колодца, расположенного на придомовой территории дома №*** (К19) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.3.7 СП 32.13330.2018 путем его установки в одном уровне с поверхностью проезжей части и восстановить асфальтовое покрытие вокруг люка.

В удовлетворении иска Ульяновской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Защита» в интересах Севастьянова Дмитрия Евгеньевича к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал», муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», обществу с ограниченной ответственностью «Городская УК», муниципальному казенному учреждению «Городские дороги», обществу с ограниченной ответственностью «УК Победа» о возложении обязанности по поднятию канализационных люков и восстановлению асфальтового покрытия на придомовой территории, взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АДКС-Строй» (ИНН 6325073683) в пользу Севастьянова  Дмитрия Евгеньевича                               (паспорт ***) судебную неустойку в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, начиная с даты, следующей после истечения одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу и до дня фактического исполнения решения суда в указанной части.

Взыскать с муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда в пользу Севастьянова Дмитрия Евгеньевича (паспорт ***) судебную неустойку в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, начиная с даты, следующей после истечения трех месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу и до дня фактического исполнения решения суда в указанной части.

 

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Э.Р., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Защита» (УРОО ЗПП «Защита») в интересах Севастьянова Д.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал»                                                 (ООО «Ульяновскоблводоканал») о возложении обязанности по поднятию канализационных люков и восстановлению асфальтового покрытия на придомовой территории, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебной неустойки.

В обоснование требований указано, что в рамках реализации программы «Создание комфортной среды и улучшение архитектурного облика города Димитровграда» между муниципальным казенным учреждением                               «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов»                                              (МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов») и обществом с ограниченной ответственностью «АДКС-Строй» (ООО «АДКС-Строй») заключен контракт от 3 ноября 2022 года по благоустройству придомовой территории, в том числе дома №***.

В июле 2023 года в ходе выполнения работ по замене асфальтового покрытия проезжей части общедомовой территории указанного многоквартирного дома подрядчиком ООО «АКДС-Строй» в асфальт закатаны четыре канализационных колодца.

Многоквартирный дом находится в управлении ООО «Городская УК». Предоставление услуг по холодному водоснабжению и водоотведению осуществляет ООО «Ульяновскоблводоканал»».

В августе 2023 года ООО «Городская УК» в адрес                                               ООО «Ульяновскоблводоканал», МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», Администрации города Димитровграда направлено требование о поднятии горловины канализационных люков на один уровень с асфальтовым полотном.

В октябре 2023 года ООО «АКДС-Строй» асфальтовое покрытие, уложенное поверх канализационных люков, вскрыто во избежание задержки проведения аварийных работ, связанных с очисткой и обслуживанием канализационных люков.

В ноябре 2023 года в ответ на требование ООО «Городская УК» о поднятии горловины канализационных люков на один уровень с асфальтовым полотном МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» сообщило, что указанные работы на дворовых территориях не предусмотрены. 

УРОО ЗПП «Защита» просила обязать ответчика                                                 ООО «Ульяновскоблводоканал» поднять горловины четырех канализационных люков, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: ***  в соответствии с уровнем нового асфальта в течении месяца со дня вступления решения в законную силу: обязать ответчика восстановить асфальтовое покрытие вокруг канализационного люка в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, взыскать компенсацию морального вреда 100 000 руб., штраф, судебную неустойку                    1000 руб. в день, начиная со дня  вступления решения в законную силу  по день фактического исполнения.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены                            МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов»,                                     ООО «АДКС-Строй», общество с ограниченной ответственностью «Городская УК» (ООО «Городская УК»), муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» (МКУ «Городские дороги»), общество с ограниченной ответственностью «УК Победа» (ООО «УК Победа»), муниципальное учреждение «Город Димитровград» в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ульяновской области, Муниципальное образование «Город Димитровград» в лице Комитета по управлению имуществом города Димитровграда.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, поданной муниципальным учреждением                   «Город Димитровград» в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда, содержится просьба об отмене (изменении) решения суда.

В обоснование доводов жалобы указано, что Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда является ненадлежащим ответчиком. Отношения, вследствие которых сложилась спорная ситуация, носили договорный характер. Спорные работы выполнены                              ООО «АДКС-Строй» с нарушением технологического процесса строительства.

Дорога, на которой проводились работы, входит в состав земельного участка придомовой территории, как внутриквартальная, служащая для обеспечения жизнедеятельности жильцов домов в том числе, в котором проживает истец, поэтом должна содержаться жителям совместно.

В силу уставной деятельности именно МКУ «Городские дороги» осуществляет обслуживание дорожной инфраструктуры.

Отмечается, что в данном случае, Комитет по управлению имуществом города Димитровграда вступил в арендные отношения и передал сети, в том числе, колодцы, в эксплуатацию ООО «Ульяновскоблводоканал», которое обязано содержать сети в исправном состоянии, ликвидировать грозящие угрозов ситуации, выполнять ремонтные работы.

Указывается, что МУП «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», ООО «АДКС-Строй», ООО «Городская УК»,                                               МКУ «Городские дороги», Комитет по управлению имуществом города Димитровграда, а также ООО «Ульяновскоблводоканал» имеют непосредственное отношение к спорной ситуации и несут ответственность в силу принятых на себя обязательств.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель                                     ООО «Ульяновскоблводоканал» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, причины неявки в судебную коллегию ими не сообщены. Судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках реализации Муниципальной программы «Создание комфортной среды и улучшение архитектурного облика города Димитровграда Ульяновской области», 3 ноября 2022 года между ООО «АДКС-Строй» (подрядчик) и                           МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» (заказчик) по результатам открытого аукциона заключен муниципальный контракт, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе, дома №*** (л.д.136-250 том 1).

Обращаясь в суд в интересах собственника указанного многоквартирного дома - Севастьянова Д.Е., УРОО ЗПП «Защита» ссылалась на то, что в ходе выполнения работ по благоустройству ответчиком ООО «АКДС-Строй» в асфальт были закатаны четыре канализационных колодца. Впоследствии асфальтовое покрытие было вскрыто подрядчиком, однако, работы по поднятию горловин канализационных люков на один уровень с асфальтовым полотном, так и не выполнены.

Судом первой инстанции, в том числе из объяснений представителей  управляющей организации ООО «Городская УК» и                                                        ООО «Ульяновскоблводоканал» установлено, что на территории многоквартирного жилого дома №*** размещены три канализационных колодца: К17,   К18,  К16, рядом на территории многоквартирного жилого дома №*** расположен канализационный колодец К19 (л.д.194-195 том 2).

Согласно дизайн - проекту, разработанному по исполнение муниципального контракта (Приложение №4), в объем работ подрядчика  входило выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного жилого дома №***, укладка асфальтобетонного  покрытия, в том числе, вокруг канализационных люков К16,  К17, К18 (л.д.18-30 том 3).

Сторонами не оспаривалось, что в ходе выполнения работ подрядчиком асфальтобетонное покрытие было положено поверх канализационных люков К16, К17, К18, а также в объем выполненных работ включен канализационный колодец К19, расположенный вблизи канализационного люка К18, но на территории многоквартирного дома №***.

В октябре 2023 года ООО «АКДС-Строй» произвело вскрытие дорожного полотна над всеми четырьмя канализационными люками, однако работы по поднятию уровня  канализационных люков  и  асфальтирование  проезжей части  вокруг этих люков не проведено до настоящего времени (л.д.175-177, 180 том 2).

Согласно акту осмотра от 7 февраля 2025 года, вокруг первого канализационного колодца отсутствует асфальтовое покрытие размером                         88.5 см*103 см, канализационный колодец находится  ниже уровня асфальта на 10 см., второй канализационный колодец  расположен у второго подъезда дома №*** вокруг второго канализационного колодца  отсутствует асфальтовое покрытие  размером 87 см*74.7 см, канализационный колодец находится  ниже уровня асфальта на 10 см; вокруг третьего канализационного колодца отсутствует асфальтовое покрытие размером 81 см*85 см  канализационный колодец находится  ниже уровня асфальта на 5 см;  четвертый канализационный колодец расположен у четвертого подъезда, вокруг четвертого канализационного колодца отсутствует асфальтовое покрытие  размером                        89.5 см*91 см,  канализационный колодец находится  ниже уровня асфальта на 10 см ( л.д.210 том 2).

Суд первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что  надлежащими ответчиками являются муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда и ООО «АДКС-Строй», возложил на ответчиков обязанность привести люки канализационных колодцев в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п.6.3.7 СП 32.13330.2018 путем их установки в одном уровне с поверхностью проезжей части и восстановить асфальтовое покрытие вокруг канализационных люков, а именно, на Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда – люки на придомовой территории дома №*** (К16, К17, К18), а на ООО «АДКС-Строй» - люк на придомовой территории дома №*** (К19), поскольку работы по благоустройству канализационного колодца К19 подрядчик выполнил вне условий муниципального контракта.

Ответчиком ООО «АДКС-Строй» решение суда первой инстанции не обжалуется.

Проверяя решение в обжалуемой части - по доводам о том, что Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда, является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Требования к покрытию проезжей части дороги установлены                           «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в котором, в том числе, предусмотрены пределы отклонения по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части.

В соответствии с СП 32.13330.2018 «СНИП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2018 N 860/пр (пункты 6.3.1, 6.3.7), колодцы следует предусматривать в местах присоединений; в местах изменения направления, уклонов и диаметров трубопроводов; на прямых участках, на расстояниях в зависимости от диаметра труб: 150 мм - 35 м, 200 - 450 мм - 50 м, 500 - 600 мм - 75 м, 700 - 900 мм - 100 м, 1000 - 1400 мм - 150 м, 1500 - 2000 мм - 200 м, свыше 2000 мм - 250 - 300 м.

Установку люков необходимо предусматривать в одном уровне с поверхностью проезжей части при усовершенствованном покрытии; на                                  50 - 70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне и на 200 мм - на не застроенной территории. Конструкция должна обеспечивать условия эксплуатации с учетом нагрузок от транспорта, безопасного спуска и подъема персонала.

Требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Приказом Роскоммунхоза от 24 декабря 1993 года №65 утверждены «Технические правила ремонта и содержания городских дорог», в соответствии с которыми, перед укладкой верхнего слоя асфальтобетонного покрытия восстанавливают поперечный профиль дороги путем укладки выравнивающего слоя из пористой асфальтобетонной смеси, колодцы подземных сооружений наращивают до требуемых отметок (пункт 4.3.4).

Анализ условий муниципального контракта от 3 ноября 2022 года, позволил суду первой инстанции прийти к выводу о том, что при выполнении работ по укладке асфальтобетонного покрытия не предусмотрена обязанность подрядчика ООО «АДКС-Строй» по поднятию существующих люков канализационных колодцев на проезжей части ремонтируемого участка дороги (л.д. 136-146 том 1, 146-25 том 1, 1-78 том 2). 

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от                                        6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из Положения о Комитете по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда Ульяновской области (Комитет), утвержденного Решением Городской Думы г.Димитровграда от                                          28 ноября 2018 года №7/52 (Положение), Комитет является отраслевым органом Администрации города, деятельность Комитета заключается в обеспечении на территории города проведения единой политики Администрации города в сфере жилищно-коммунального комплекса города Димитровграда Ульяновской области (далее по тексту - город), в области охраны окружающей среды в границах города, осуществления функции заказчика-застройщика на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и других объектов на территории города, за исключением объектов, переданных на праве оперативного управления муниципальным автономным учреждениям города, осуществляющим закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от                                         18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также осуществления комплексного мониторинга строительства, реконструкции, капитального ремонта муниципальных объектов на территории города, и достижения установленных целей (л.д. 213-235 том 2).

Согласно  статье 3 Положения Комитет обеспечивает  совершенствование организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города; совершенствование качества благоустройства территории города.

Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и бюджетную смету, лицевой счет, печати, бланки, в том числе бланк письма согласно приложению к настоящему Положению, штампы со своим наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, и наделяется в установленном законом порядке необходимым обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления или переданным ему в безвозмездное пользование; Комитет как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ                          «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям; осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, заключает от своего имени муниципальные контракты (договоры) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением; финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств бюджета города (статьи 6-9 Положения о Комитете).

Как следует из Постановления Администрации г. Димитровграда от                           29 сентября 2017 года №1773 «Об утверждении Муниципальной программы «Создание комфортной среды и улучшение архитектурного облика города Димитровграда Ульяновской области», Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда является разработчиком и исполнителем Муниципальной программы, в рамках которой выполнялись работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе, дома №***. Финансирование муниципальной программы осуществляется за счет бюджета города Димитровграда.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выполнение работ по поднятию люков канализационных колодцев при асфальтировании покрытий дороги является обязательным требованием по безопасности автомобильных дорог, и поэтому указанный вид работ подлежал отдельной оплате в рамках исполнения муниципального контракта. Однако установлено, что в ведомости объемов работ (дефектной ведомости) по муниципальному контракту указанный вид работ, относительно включенных в дизайн-проект благоустройства трех люков канализационных колодцев                        (К16, К17, К18), не предусмотрен.

Поскольку при выполнении работ по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома №*** состояние люков трех канализационных колодцев (К16, К17, К18) не приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.3.7 СП 32.13330.2018 путем их установки в одном уровне с поверхностью проезжей части, и до настоящего времени асфальтовое покрытие вокруг канализационных люков не восстановлено, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность организовать выполнение указанных работ на Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда. Являясь разработчиком и исполнителем муниципальной программы, в рамках которой производились работы, Комитет обязан был обеспечить исполнение программы в строгом соответствии с законом, в том числе, обеспечить соответствие выполняемых подрядчиком работ существующим требованиям и стандартам.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда в части  того, что Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда, является надлежащим ответчиком, постановленным законно, основанным на всесторонней оценке доказательств по делу и верном применении норм материального права.

Вопреки доводам жалобы, оснований для возложения обязанности выполнить работы по поднятию люков канализационных колодцев и восстановлению асфальтового покрытия вокруг них на МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» не имеется, поскольку как следует из Устава Учреждения, оно лишь осуществляет функции Заказчика в отношениях по выполнению работ по благоустройству.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «АДКС-Строй» является ответственным лицом в силу принятых на себя обязательств, не могут быть признаны состоятельными. Как установлено, работы от подрядчика были Заказчиком приняты, оплата произведена, данных о том, что работы по благоустройству ООО «АДКС-Строй» были выполнены с нарушением технологического процесса, материалы дела не содержат.

ООО «Ульяновскоблводоканал», осуществляющее содержание и обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения на территории г.Димитровграда, также не может быть признано надлежащим ответчиком.

В соответствии со статьей 10 (пункт 2) Решения Городской Думы                   г. Димитровграда от 28 июня 2017 № 65/781 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Димитровграда Ульяновской области» владельцы подземных инженерных коммуникаций обеспечивают содержание в исправном состоянии, в одном уровне с полотном дороги, тротуаром, газоном колодцев и люков, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций.

По сообщению Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда, в реестре муниципальной собственности значатся канализационные сети, в состав которых входят 4 канализационных колодца со стороны дворовой территории дома № ***, данные объекты переданы по договору аренды от 22 февраля 2018 года  ООО «Ульяновскоблводоканал» (л.д. 8 том 3). 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела не было установлено фактов ненадлежащего содержания ООО «Ульяновскоблводоканал» канализационных колодцев, в результате которого требуется проведение работ по поднятию люков канализационных колодцев и восстановление асфальтового покрытия вокруг них по указанному выше адресу.

Ссылка в жалобе на то, что управляющая организация                                           ООО «Городская УК» и МКУ «Городские дороги», осуществляющее обслуживание дорожной инфрастуктуры, также должны нести ответственность, является несостоятельной с учетом установленных обстоятельств.

Доводы Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда о том, что он не является надлежащим ответчиком, рассматривались судом и с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о Комитете, признаны необоснованными.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.

Вместе с тем, с выводом суда первой инстанции о взыскании с муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда в пользу Севастьянова Д.Е. судебной неустойки судебная коллегия не может по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса                                Российской Федерации суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7                               «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.

Таким образом, в силу приведенных выше норм гражданского законодательства и акта их толкования, судебная неустойка, как мера гражданско-правовой ответственности должника за неисполнение обязательства в натуре, может быть определена судом только при наличии между сторонами гражданско-правовых обязательств и не подлежит применению в качестве меры ответственности в случаях, когда решением суда орган власти понужден к совершению каких-либо действий, обязанность выполнения которых вытекает из его публичных функций и положений закона.

Поскольку правоотношения, возникшие при рассмотрении настоящего спора, не основаны на неисполнении Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда гражданско-правовых обязанностей, а вытекают из публично-правовых обязанностей данного ответчика, в связи с чем носят административный характер, на такие отношения распространяются ограничения, приведенные в абзаце                                                          2  пункта 30 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования о взыскании с указанного ответчика судебной неустойки.

При таких обстоятельствах, в данной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                           18 февраля 2025 года с учетом определения судьи того же суда об исправлении описки от 17 апреля 2025 года  в части взыскания с муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда в пользу Севастьянова Дмитрия Евгеньевича судебной неустойки в размере                       100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, начиная с даты, следующей после истечения трех месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу и до дня фактического исполнения решения суда, отменить.

В удовлетворении исковых требований в данной части – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                               (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное определение изготовлено 16 июля 2025 года