Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в специальный страховой стаж
Документ от 15.07.2025, опубликован на сайте 21.07.2025 под номером 119987, 2-я гражданская, о назначении страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Довженко Т.В.                                                 73RS0014-01-2025-000037-87

Дело № 33-2806/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   15 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Корчагина Николая Ильича на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 1 апреля 2025 года по гражданскому делу № 2-1-42/2025, по которому постановлено:

 

Корчагину Николаю Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Корчагин Н.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что 22.07.2024 истец обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 09.11.2024 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж не включены следующие периоды работы: с 30.12.1992 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 17.01.2005 - в качестве машиниста-кочегара в ***.

С данным решением Корчагин Н.И. не согласен, в связи с чем просил обязать ОСФР по Ульяновской области включить ему в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в *** с 30.12.1992 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 17.01.2005 года в качестве машиниста-кочегара и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 22.07.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Корчагин Н.И. просит отменить решение суда. В обоснование своей позиции ссылается на доводы, аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Отмечает, что в период его работы котельная бани *** всегда отапливалась углем. Свои должностные обязанности он выполнял систематически в течение полного рабочего дня. Полагает, что в процессе судебного разбирательства им доказаны данные факты.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области  просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Корчагин Н.И. 22.07.2024 обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») в связи с работой с тяжелыми условиями труда.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 09.11.2024 № *** в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения продолжительность специального страхового стажа составила 1 год 1 день (при требуемом не менее 7 лет 6 месяцев), общий страховой стаж составил 27 лет
5 дней (т. 1, л.д. 8-10).

При этом в специальный стаж не были засчитаны, в том числе, периоды работы истца с 30.12.1992 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 17.01.2005 года в должности машиниста-кочегара в ***.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Корчагина Н.И. о возложении на пенсионный орган обязанности зачесть в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца с 30.12.1992 по 31.12.2001, с 01.01.2003 по 17.01.2005 года в должности машиниста-кочегара в ***, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела совокупности доказательств, свидетельствующих о постоянной занятости на соответствующих видах работ, подтвержденной документами (уточняющими справками), по которым можно установить, что работник постоянно выполнял работы, дающие ему право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном определении обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичное положение установлено и пунктом 2 части 1 статьи 30 действующего с 01.01.2015 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при исчислении такого стажа подлежат применению Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с пунктом «б» части 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Частями первой и второй статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Поскольку Корчагин Н.И. претендует на включение ему в специальный стаж периода работы имевших место после 01.01.1992, применению подлежит Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В соответствии с разделом «общие профессии» Списка № 2 от 26.01.1991
№ 10 право на льготное пенсионное обеспечение имеют кочегары технологических печей, занятые в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение (позиция 23200000-13162), а также машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786).

Обязательным условием для досрочного назначения пенсии по старости по Списку № 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце). Это обстоятельство в каждом конкретном случае подтверждается соответствующими документами. Кроме того, если работа котельной осуществляется сезонно, то периоды работы после его окончания зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежат, так как машинист (кочегар) практически не работал в тяжелых условиях труда.

Из письменных материалов гражданского дела следует, что спорные периоды, о включении которых в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», заявлено истцом, приходятся на период как до, так и после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (19.10.1999).

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Между тем, как верно установил суд первой инстанции, представленные Корчагиным Н.И. доказательства, а также сведения, содержащиеся в выписке из его лицевого счета застрахованного лица, не подтверждают его работу в особых условиях в спорные периоды.

Так, из трудовой книжки Корчагина Н.И. следует, что 30.12.1992 он был принят на работу машинистом (кочегаром) *** (т. 1, л.д. 60-63).

Из архивной справки администрации МО «***» от 04.03.2025 следует, что книги приказов по личному составу *** сданы в муниципальный архив не в полном объеме. Приказы о виде топлива, о сезонной работе, о переводах, о простоях, прогулах, административных отпусках, о занятости в течение дня, о неполной рабочей неделе, о неполном рабочем дне отсутствуют. Карточки формы Т-2, приказы о производственной деятельности *** в архив не передавались. Подтвердить производственную деятельность Николаевского ***) не представляется возможным, так как документальные материалы постоянного хранения сданы в *** архив с 1967 по 1984 годы, за период с 1992 по 2005 годы документы на хранение в архив не поступали. Основанием выдачи данной справки явились расчетные ведомости за 1992-2005 г., книги приказов по личному составу *** за 1995-1996, 2000-2003, 2005 годы (т. 1, л.д. 94-97).

С целью проверки доводов истца о льготном характере его работы в спорные периоды, судом первой инстанции были направлены запросы в архив администрации МО «***,
ОГБУ «***», ОСФР по Ульяновской области, ***, конкурсному управляющему Т*** Л.А., однако сведений, подтверждающих льготный характер работы Корчагина Н.И., не получено (т. 1, л.д. 93, 94-97, т. 2, л.д. 50).

Таким образом, из трудовой книжки Корчагина Н.И., архивных справок не усматривается льготный характер работы, а именно занятость истца на обслуживании котлов, работающих на угле и сланце, в том числе постоянно, в течение полного рабочего дня. Документы, подтверждающие работу котельной бани на твердом топливе, отсутствуют.

Действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника. При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.

В выписке из индивидуального лицевого счета истца периоды работы с19.10.1999 по 31.12.2001 и с 01.01.2003 по 17.01.2005 в должности машиниста-кочегара в *** отражены как общие условия без указания кода особых условий труда.

Судебная коллегия отмечает, что обязательным условием для досрочного назначения пенсии по старости по Списку № 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце). Это обстоятельство в каждом конкретном случае подтверждается соответствующими документами. Кроме того, если работа котельной осуществляется сезонно, то периоды работы после его окончания зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежат, т.к. машинист (кочегар) практически не работал в тяжелых условиях труда.

Таким образом, для зачета Корчагину Н.И. в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда период его работы в должности машиниста (кочегара) котельной в *** необходимо установление таких юридически значимых фактов, как: 1) обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле и сланце), 2) работа в условиях полного рабочего дня, 3) сезонный или круглогодичный характер работы котельной.

Между тем, доказательств, которые бы в совокупности свидетельствовали о наличии у Корчгина Н.И. права на включение спорных периодов работы в его льготный страховой страж, истцом в материалы дела не представлено.

Поскольку с учетом включенных пенсионным органом периодов у Корчагина Н.И. на дату обращения в ОСФР по Ульяновской области отсутствует требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения, правовые основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы сделанные судом первой инстанции выводы подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приведенные выше выводы суда соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 1 апреля 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Корчагина Николая Ильича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.07.2025