Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании группы инвалидности
Документ от 15.07.2025, опубликован на сайте 21.07.2025 под номером 119989, 2-я гражданская, о признании незаконным акта медико-социальной экспертизы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Николаец О.В.                                                73RS0003-01-2024-001686-72

Дело № 33-2784/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   15 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Наборщиковой Любови Викторовны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 27 февраля 2025 года по гражданскому делу
№ 2-146/2025, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Наборщиковой Любови Викторовны к ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» о признании решения недействительным, возложении обязанности установить группу инвалидности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Наборщиковой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Абрамовой А.В., просившей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Наборщикова Л.В. обратилась в суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России о признании решения недействительным, возложении обязанности установить группу инвалидности.

Требования мотивированы тем, что истец является ***.

Решением экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 10 сентября 2024 г. (акт медико-социальной экспертизы от
11 сентября 2024 г. № ***) истице подтверждена ***.

С данным решением Наборщикова Л.В. не согласна, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем просила суда признать решение ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 10 сентября 2024 г. незаконным, обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России установить Наборщиковой Л.В. ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске,
ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Наборщикова Л.В. просит отменить решение суда. В обоснование своей позиции ссылается на доводы, аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Дополняет, что при проведении назначенной в рамках рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции экспертизы специалистами ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России не исследованы все необходимые для принятия решения медицинские документы.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (часть 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).

Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).

В соответствии с пунктом 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 31 Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.

Исходя из Правил признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Таким образом, признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Сведения о лице, признанном инвалидом (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его медико-социальной экспертизы, подлежат включению в федеральный регистр инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Наборщикова Л.В. с
1 октября 2010 г. является *** (л.д. 34).

По направлению медицинской организации экспертным бюро № 16 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» в отношении Наборщиковой Л.В. проведено повторное очное освидетельствование, по результатам которого экспертным составом принято решение от 28 августа 2024 г. об отсутствии оснований для усиления ***.

Данное решение было Наборщиковой Л.В. обжаловано в порядке подчиненности, и решением экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 10 сентября 2024 г., оформленным актом медико-социальной экспертизы от 11 сентября 2024 г. № ***, решение не изменено (л.д. 9-15).

С решением экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 11 сентября 2024 г. Наборщикова Л.В. также не согласилась, обжаловала его в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

По результатам проведенной медико-социальной экспертизы в экспертном составе № 6 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 11 октября
2024 г. решение ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России не изменено.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела по ходатайству истца судом была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой было поручено ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области».

Из заключения экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России от 13 февраля 2025 г. следует, что у Наборщиковой Л.В. на момент проведения медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», с учётом имеющихся у неё заболеваний, имелись основания для установления ***. С учетом имеющихся у неё заболеваний, на основании представленной медицинской документации, оснований для установления *** не имеется. Оснований для установления истцу на момент проведения судебной медико-социальной экспертизы в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России ***, с учетом имеющихся у неё заболеваний и на основании представленной медицинской документации, также не имеется (л.д. 146-153).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь при этом вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Наборщиковой Л.В. исковых требований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не соглашаться с указанными выводами судебной медико-социальной экспертизы у судебной коллегии также не имеется, поскольку экспертиза проведена в соответствии с установленным порядком ее проведения согласно статьи 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при проведении исследования использовались данные установленные судом, квалификация и уровень экспертов сомнений у судебной коллегии не вызывают, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанный в результате его вывод содержит ответы на поставленные судом вопросы, заключение экспертов проведено на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании предоставленных сторонами и собранными по делу доказательств с учетом прав и обязанностей эксперта в силу статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая данные выводы судебной экспертизы по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что они согласуются с другими доказательствами по делу, в частности сведениями из медицинской документации истца.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы на правильное по существу решение суда первой инстанции не влияют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств того, что экспертными составами не были исследованы какие-либо медицинские документы истца, по делу не установлено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от
27 февраля 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Наборщиковой Любови Викторовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.07.2025