Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Неоказание государственной услуги по трудоустройству
Документ от 15.07.2025, опубликован на сайте 18.07.2025 под номером 120031, 2-я гражданская, о признании действия ОГКУ КЦ Ульяновской области незаконными, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2024-007757-51

Судья Дорохова О.В.                                                                           Дело № 33-2616/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        15 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                                    Нестерова Эдуарда Омаровича на решение Засвияжского районного суда                           города Ульяновска от 20 января 2025 года по гражданскому делу № 2-260/2025,                           по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Нестерова Эдуарда Омаровича к областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области», областному государственному казенному учреждению Социальная защита населения Ульяновской области Отделение по Засвияжскому району г. Ульяновска, Министерству социального развития Ульяновской области о назначении социальных пособий, об оказании содействия в трудоустройстве, компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Нестерова Э.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» Орловой В.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Нестеров Э.О. обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» (далее - ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области»), областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУ СЗН Ульяновской области Отделение) о назначении социальных пособий, оказании содействия в трудоустройстве, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что по приговору Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 16.11.2014 отбывал наказание в ***. 22.11.2024 освободился из мест лишения свободы. В связи с затруднительным жизненным положением он был вынужден обратиться к ответчикам за социальной поддержкой. Однако в ответе на обращение ему указали, что решение по социальным пособиям он получит только в конце декабря или в начале января 2025 года. В письме от 27.11.2024 ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» выразил согласие оказать содействие в трудоустройстве в общем порядке при его обращении. 02.12.2024 он обратился ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», просил признать его безработным, принять решение о назначении ему пособия по безработице, а также оказать содействие в трудоустройстве, однако ему пояснили, что для оказания такого рода услуг гражданин должен иметь мобильный телефон для получения логина и пароля от единого государственного портала «Госуслуги», без мобильного телефона его просьба о поиске подходящей работы и признании его безработным не может быть удовлетворена. Просил признать действия (бездействие) ответчиков неправомерными, обязать ответчиков оказать содействие на получение социальных пособий, а также оказать содействие в трудоустройстве либо в признании его безработным и выплате пособий по безработице, взыскать компенсацию морального вреда в солидарном порядке в размере 1 000 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство социального развития Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Нестеров Э.О. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным. Обращает внимание, что он обращался в суд первой инстанции с ходатайством о привлечении специалиста для оказания ему юридической помощи в судебном заседании, однако указанное ходатайство судом первой инстанции разрешено не было. Тем самым, его конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи было нарушено. Обращает внимание, что в решении суда не указаны положения статей Конституции Российской Федерации, нормы международного права, а именно статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, на которые он ссылался в исковом заявлении и в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела. Указывает, что предоставленная ему мера социальной поддержки в размере 5000 руб. является недостаточной для поддержания его здоровья и благополучия. Просит учесть, что он является нетрудоспособным по состоянию здоровья, в связи с чем у него отсутствует возможность трудоустроиться, получить доход и приобрести мобильный телефон для регистрации на едином государственном портале «Госуслуги». ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» содействия в получении логина и пароля от единого портала государственных услуг ему не оказало. При трудоустройстве он обязан иметь паспорт и свидетельство о пенсионном страховании, а не мобильный телефон.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Отделения по Засвияжскому району г. Ульяновска, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Нестеров Э.О. в период с 24.05.2014 по 22.11.2024 отбывал наказание в виде лишения свободы, 22.11.2024 был освобожден по отбытии срока наказания (л.д. 15).

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что 22.11.2024 Нестеров Э.О. обращался в отделение социальной защиты населения ОГКУСЗН Ульяновской области по вопросу оказания ему помощи; истцу были даны разъяснения по порядку оказания адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (л.д. 84-85).

25.11.2024 Нестеров Э.О. обратился с заявлением в адрес Главы города об оказании адресной материальной помощи в рамках Программы дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск» «Забота», утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 21.12.2012 № 223. 26.11.2024 пакет документов был передан в Управление по делам семьи администрации города Ульяновска для рассмотрения вопроса об оказании материальной помощи. Постановлением администрации города Ульяновска от 23.12.2024 № 1620 Нестерову Э.О. была предоставлена мера социальной поддержки в размере 5000 руб., денежные средства перечислены через организацию почтовой связи.

В письме от 27.11.2024 ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» уведомил Нестерова Э.О. о том, что готов оказать содействие в трудоустройстве в общем порядке при обращении (л.д. 16).

02.12.2024 Нестеров Э.О. обратился в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» за содействием в трудоустройстве, при себе имел паспорт, справку об освобождении из мест лишения свободы (л.д. 75-76).

Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что поскольку у Нестерова Э.О. отсутствовала регистрация (подтвержденная учетная запись) на едином государственном портале «Госуслуги», сотрудник ответчика не смог оказать ему необходимое содействие в подаче заявления. Создать учетную запись на портале «Госуслуги» сотрудник также не смог, так как у истца отсутствовал сотовый телефон, а также электронная почта (создание электронной почты возможно только при наличии сотового телефона).

Нестеров Э.О., полагая, что органами социальной защиты и занятости населения были нарушены его права, обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из отсутствия каких-либо нарушений прав истца действиями (бездействием) ответчиков - областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области», областного государственного казенного учреждения Социальная защита населения Ульяновской области Отделение по Засвияжскому району г. Ульяновска.

Однако, как следует из Единого государственного реестра юридических лиц Отделение по Засвияжскому району г. Ульяновска областного государственного казенного учреждения Социальная защита населения Ульяновской области не является юридическим лицом и, соответственно, не могло выступать в качестве надлежащего ответчика в настоящем споре.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц юридическим лицом, в структуру которого входит Отделение по Засвяижскому району города Ульяновска, является областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, находящееся по адресу: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 89.

В соответствии с пунктами 4 и 6 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 данного Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания.

Частью 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Из материалов дела следует, что оспариваемое истцом решение было принято в судебном заседании 20.01.2025, в котором принимали участие истец Нестеров Э.О., представители ответчиков ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» и ОГКУ СЗН Ульяновской области отделения по Засвияжскому району г. Ульяновска (л.д. 98-100).

Пояснения лиц, участвующих в деле, в протоколе судебного заседания, не отражены.

Согласно акту, не имеющему номера и даты, составленному и подписанному единолично секретарем судебного заседания (л.д. 96) аудиозапись судебного заседания от 20.01.2025 отсутствует.

В связи с допущенными судом нарушениями норм процессуального права решение суда подлежит отмене.

Поскольку в протоколе судебного заседания от 20.01.2025, составленном в письменной форме, не отражены все необходимые и существенные обстоятельства, в том числе пояснения лиц, участвующих в деле, а аудиозапись данного судебного заседания отсутствует, судебная коллегия ввиду отсутствия в деле протокола судебного заседания на основании определения от 01.07.2025 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Разрешая по существу исковые требования Нестерова Э.О., судебная коллегия руководствуется следующим.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами устанавливает Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Статья 1 Федерального закона № 178-ФЗ определяет социальное пособие как безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; трудную жизненную ситуацию как обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Статьей 3 Федерального закона № 178-ФЗ определено, что государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Согласно ст. 7 Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Порядок назначения государственной социальной помощи установлен ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ, согласно которой государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1).

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой на условиях софинансирования из федерального бюджета, подается в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданином от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) опекуном, попечителем или другим законным представителем гражданина в том числе лично.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 178-ФЗ размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется в том числе в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Правовые и организационные основы оказания на территории Ульяновской области адресной материальной помощи установлены Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 159-ЗО «Об адресной материальной помощи» (далее – Закон Ульяновской области № 159-ЗО).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Ульяновской области № 159-ЗО адресная материальная помощь оказывается в форме предоставления единовременной денежной выплаты проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, - в целях преодоления такой ситуации.

Для целей указанного Закона Ульяновской области трудной жизненной ситуацией признается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одинокого гражданина (инвалидность граждан, являющихся членами семьи, или одинокого гражданина, неспособность их к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или заболеванием, малообеспеченность, безработица и подобные обстоятельства, перечень которых определяется нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области, указанным в части 2 данной статьи), которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Частью 2 ст. 2 Закона Ульяновской области № 159-ЗО установлено, что размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи семьям или одиноким гражданам, указанным в пункте 1 части 1 данной статьи, определяется с учетом размера среднедушевого дохода семьи и числа ее нетрудоспособных членов или размера совокупного дохода одинокого гражданина соответственно, а также характера трудной жизненной ситуации, в которой они по независящим от них причинам находятся, но не может превышать двух миллионов рублей в расчете на одну семью или одного одинокого гражданина.

Порядок и методика определения размера единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи в конкретных случаях ее оказания, а также порядок назначения и осуществления данной единовременной денежной выплаты определяются нормативным правовым актом Правительства Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Ульяновской области № 159-ЗО оказание адресной материальной помощи не влечет отказа в назначении или прекращения оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» минимальный и максимальный размер оказываемой получателям за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в денежном выражении, а также порядок и методика определения размера указанной государственной социальной помощи в денежном выражении в конкретных случаях ее оказания устанавливаются Правительством Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «О некоторых мерах по обеспечению реализации Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Согласно разделу 3 названного Положения от 30.04.2021 размер государственной социальной помощи в форме единовременной денежной выплаты, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области малоимущим семьям: в качестве минимального размера составляет 25% от суммы величин прожиточных минимумов по соответствующим основным социально-демографическим группам населения членов семьи (пункт 1); в качестве максимального размера составляет двукратный размер суммы величин прожиточных минимумов по соответствующим основным социально-демографическим группам населения членов семьи, но не более 10-кратной величины прожиточного минимума, установленной в расчете на душу населения в Ульяновской области (пункт 2).

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 28.08.2023 № 445-П величина прожиточного минимума в Ульяновской области на 2024 год составляла в расчете на душу населения – 13 753 рубля; для трудоспособного населения – 14 991 рубль.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.07.2024 №436-П величина прожиточного минимума в Ульяновской области на 2025 год составляет в расчете на душу населения – 15 782 рубля; для трудоспособного населения – 17 202 рубля.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на основании распоряжения Министерства социального развития Ульяновской области от 06.02.2025 № *** Нестерову Э.О. была выплачена адресная материальная помощь в размере 10 000 руб.

13.03.2025 Нестеровым Э.О. в отделении по Засвияжскому району ОГКУСЗН Ульяновской области вновь оформлено заявление в адрес Главы города Ульяновска на предоставление единовременной денежной выплаты в рамках программы «Забота» на лечение.

Постановлением Главы города Ульяновска от 28.04.2025 № *** Нестерову Э.О. определен размер единовременной денежной выплаты в сумме 5000 руб.

На основании заявлений Нестерова Э.О. распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 17.06.2025 № *** истцу была предоставлена государственная социальная помощь в форме предоставления натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания, сроком действия с 01.07.2025 по 31.12.2025; распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 24.06.2025 № *** Нестерову Э.О. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта, сроком действия с 25.06.2025 по 24.03.2026; 27.06.2025 назначена выплата в размере 17 202 руб.

Руководствуясь приведенными выше нормами закона и, принимая во внимание изложенные выше фактические обстоятельства дела о принятии органами социальной защиты населения Ульяновской области мер по оказанию Нестерову Э.О. материальной помощи и иной поддержки, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований Нестерова Э.О. к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области Отделению по Засвияжскому району г. Ульяновска, последнее из которых к тому же не является самостоятельным юридическим лицом.

По сути доводы Нестерова Э.О. о несогласии с действиями органов социальной защиты населения сводятся к несогласию с выплаченными суммами мер социальной поддержки, однако, эти суммы были определены ответчиками в регламентированном порядке в пределах, установленных действующим законодательством.

Разрешая исковые требования Нестерова Э.О. к ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», судебная коллегия учитывает следующее.

На момент обращения истца в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области»  до 01.01.2025 действовал Закон Российской         Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

Пунктом 1 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Пунктом 2 ст. 3 Закона о занятости населения установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 данного Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Согласно п. 3.1 ст. 15 Закона о занятости населения граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.

Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются данным Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (далее – Правила № 1909), которые действовали до 01.01.2025, то есть на момент обращения истца в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области».

Правила № 1909 регулировали порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения, созданные субъектами Российской Федерации в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения, за содействием в поиске подходящей работы.

Согласно п. 2 Правил № 1099 порядок регистрации граждан, обратившихся в центры занятости населения, включает в себя постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.

В соответствии с п. 4 Правил № 1099 постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.

Согласно п. 5 Правил № 1099 гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы в форме электронного документа.

В случае направления заявления с использованием единого портала или регионального портала гражданин, обратившийся в центр занятости населения, направляет резюме с использованием единой цифровой платформы не позднее 3 календарных дней со дня направления заявления. Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, направляется уведомление о необходимости направления резюме в установленный срок.

В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным.

Пунктом 16 Правил № 1099 предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в центр занятости населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за содействием в подаче заявления и резюме в электронной форме путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с получением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Гражданам, обратившимся в центр занятости населения, обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, единому порталу и региональному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие.

При личном посещении центра занятости населения такой гражданин предъявляет паспорт или документ, его заменяющий.

Пунктом 17 Правил № 1099 предусмотрено, что в случае отсутствия у гражданина, обратившегося в центр занятости населения, подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» центр занятости населения или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивает в случае согласия гражданина, обратившегося в центр занятости населения, завершение прохождения им процедуры регистрации в указанной системе.

В случае наличия у гражданина, обратившегося в центр занятости населения, подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» его обращение в центр занятости населения за содействием в подаче заявления и резюме, а также оценка резюме, постановка на регистрационный учет и поиск подходящей работы (вакансий) осуществляются в день обращения.

Отказывая в предоставлении Нестерову Э.О. государственной услуги по оказанию содействия в трудоустройстве, сотрудники ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» ссылались на то, что постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.

Однако, сотрудниками ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» не были учтены фактические обстоятельства, при которых Нестеров Э.О. обратился с целью оказания ему содействия в трудоустройстве (освобождение из мест лишения свободы (22.11.2024) незадолго до обращения к ответчику (02.12.2024); отсутствие у него источника дохода, мобильного телефона).

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социальной защиты, которая должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2019 № 12-П, от 19.07.2016 № 16-П, от 16.12.1997 № 20-П, от 18.03.2004 № 6-П).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций этих органов (органов, предоставляющих государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Данным Федеральным законом к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг отнесены: доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления этих услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 5 статьи 4); возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (пункт 6 статьи 4).

В части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что в электронной форме государственные и муниципальные услуги предоставляются с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг, официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, говоря о том, что формальный подход не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03.2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П, от 14.01.2020 № 2-П).

Вместе с тем исходя из государственной политики в области занятости населения и сокращения безработицы и предотвращения необоснованного лишения граждан права на содействие в поиске подходящей работы, обращение гражданина, ищущего работу и нуждающегося в средствах к существованию, непосредственно в центр занятости населения с целью оформления заявления в письменной форме, а не путем подачи заявления в электронной форме, не может служить безусловным основанием для отказа этому гражданину в принятии заявления без оказания ему соответствующей помощи и без исследования и учета его конкретных жизненных обстоятельств. Иной подход к вопросу, связанному с реализацией гражданином права на обращение в центр занятости населения и получении соответствующего пособия в предусмотренных законом случаях, вступал бы в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости и приводил бы к нарушению реализации одного из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг - доступности обращения граждан за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления этих услуг.

Соответственно, при разрешении судом дел, связанных с обращением гражданина в центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, с учетом общеправового принципа справедливости и названных выше принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, формальный подход недопустим. Судам в указанных делах необходимо иметь в виду, что в отношениях с уполномоченным органом гражданин выступает как слабая сторона и применение в таком случае правовых норм без учета особенностей жизненной ситуации гражданина, не имеющего работы и средств к существованию, может привести к лишению этого гражданина права на предоставление мер социальной поддержки и значительно ухудшить его имущественное положение - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан. Кроме того, недопущение судами формального подхода при рассмотрении дел данной категории препятствует возложению бремени неблагоприятных последствий сложившейся ситуации на гражданина и позволяет обеспечить справедливое соотношение его прав и законных интересов с правами и законными интересами органа публичной власти.

Как усматривается из материалов дела, Нестеров Э.О. в исковом заявлении и в суде первой инстанции приводил доводы о том, что он не имел возможности подать заявление в электронной форме, поскольку только 22.11.2024 был освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, на момент обращения к ответчикам у него отсутствовали мобильный телефон и средства к существованию, в ответе от 27.11.2024 на его имя ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» указал, что готов оказать содействие в трудоустройстве при обращении, в связи с чем он и обратился лично к данному ответчику 02.12.2024.

Согласно ответу ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» на запрос суда апелляционной инстанции услуга по содействию гражданам в поиске подходящей работы в центрах по предоставлению государственных и муниципальных услуг ОГКУ «Правительство для граждан» в окнах приема и выдачи документов не предоставляется (л.д. 148).

С учетом приведенных выше норм закона и жизненной ситуации Нестерова Э.О. на момент обращения в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», отсутствие у истца учетной записи в системе «Госуслуги» и мобильного телефона не могло являться безусловным и достаточным основанием для отказа в предоставлении ему государственной услуги.

Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, с 07.02.2025 ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» начал работу с истцом в целях поиска подходящей для него работы, истцу были выданы направления на работу, назначено пособие в соответствующем размере (л.д. 142-148).

При таких обстоятельствах на текущий момент времени оснований для возложения на ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» обязанности оказать Нестерову Э.О. содействие в трудоустройстве, признать его безработным и назначить пособие не имеется.

Вместе с тем, имеются основания для взыскания с ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в пользу Нестерова Э.О. денежной компенсации морального вреда.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации моральнго вреда» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33) разъяснено, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Из разъяснений п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 следует, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п. 37 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33).

Руководствуясь приведенными выше нормами закона и разъяснений по их применению, учитывая характер спорных правоотношений, фактические обстоятельства дела, которые свидетельствуют о том, что истцу было отказано в предоставлении государственной услуги, что повлекло для него невозможность поддержания жизненного уровня, индивидуальные особенности истца (возраст, состояние здоровья), статус ответчика (казенное учреждение), длительность нарушения права, а также требования разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в пользу Нестерова Э.О. денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 20 января 2025 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» (ИНН 7325028650) в пользу Нестерова Эдуарда Омаровича, *** года рождения (паспорт ***) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Нестерова Эдуарда Омаровича к областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области», а также в иске к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области Отделению по Засвияжскому району г. Ульяновска, Министерству социального развития Ульяновской области отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.07.2025.