Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании решения налогового органа
Документ от 11.07.2025, опубликован на сайте 21.07.2025 под номером 120049, 2-я гражданская, о признании решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение недействительным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

                         У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-005139-04

Судья Сизов И.А.                                                                                Дело № 33а-2469/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              11 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Н.Н.,

судей Берхеевой Г.И., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исли Александра Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 февраля 2025 года по делу № 2а-605/2025, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления Исли Александра Владимировича к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Порушенковой Татьяне Николаевне, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения, решения по апелляционной жалобе  недействительными  отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,  пояснения Исли А.В. и его   представителя Ипполитовой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя УФНС России по Ульяновской области Грачевой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Исли А.В. обратился в суд с административным иском к                              УФНС России по Ульяновской области о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения, решения по апелляционной жалобе  недействительными, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований указано, что УФНС России по Ульяновской области в отношении него по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки вынесено решение от 14 мая 2024 года № *** о привлечении  его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Просил признать недействительными решение УФНС по Ульяновской области от 14 мая 2024 года № *** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение МИ ФНС по Приволжскому федеральному округу от 28 июня 2024  года по апелляционной жалобе, обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав административного истца.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель руководителя УФНС России по Ульяновской области                         Порушенкова Т.Н., МИ ФНС по Приволжскому федеральному округу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Исли А.В. не соглашается с решением суда, просит отменить решение суда в части отказа признать недействительным решение                  УФНС России по Ульяновской области от 14 мая 2024 года в части доначисления НДФЛ в размере 5 268 092 руб. 12 коп., принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Полагает, что на момент вынесения спорного решения налогового органа в       2024 году при привлечении налогоплательщика к ответственности и доначислении ему НДФЛ в связи с увеличением налоговой базы на проданные земельные участки согласно статье 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, должна быть применена кадастровая стоимость, включенная в ЕГРН на дату начала применения кадастровой стоимости согласно данным, предоставленным в налоговый орган в рамках запроса по дополнительной проверке.

У налогового органа имелись сведения из Росреестра не только о новой измененной кадастровой стоимости, но и о дате начала применения кадастровой стоимости, а также данные  БТИ  о причине изменения кадастровой стоимости – исправление ошибки.

Судом применены нормы об изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости, что не относится к рассматриваемому делу.

В возражениях на апелляционную жалобу МИ ФНС России по Приволжскому федеральному округу, УФНС России по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия, учитывая  положения пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно  которым  основанием для отмены судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, усматривает такие основания по настоящему делу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.  

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно пункту 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доход физических лиц от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 которой освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В случаях, не указанных в пункте 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 229  Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и из материалов дела следует, что  по договору             купли-продажи   от  *** года  Исли А.В. приобретен земельный участок с кадастровым  номером   ***   площадью *** кв.м.

3 марта 2022 года  вышеуказанный земельный участок после произведенного межевания разделен на 101 земельный участок. 

*** года между Исли А.В. и Юркиной О.А. заключен договор купли-продажи земельных участков, по условиям которого продавец обязуется продать, а покупатель обязуется купить земельные участки ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м;  ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м; ***, площадью *** кв.м (л.д. 33-34 том 1).

Согласно пункту 3 договора  земельные участки проданы за 8 023 000 руб.

Общая площадь реализованных земельных участков составила  *** кв.м.

3 мая 2023 года  Исли А.В. представил в УФНС России по Ульяновской области налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2022 год, в которой отразил следующие сведения: доход, полученный в результате продажи земельных участков по адресу:     ***,  в размере 8 023 000 руб.; доход, полученный в результате продажи жилого дома и земельного участка по адресу: ***, в размере 4 500 000  руб.; фактически затраты, связанные с приобретением, в размере 123 665 300  руб.; сумму к уплате в бюджет  - 20 501  руб.

11 сентября  2023  года им подана  уточненная  налоговая декларация № *** по форме 3-НДФЛ за 2022 год, в которой административный истец отразил доход, полученный в результате продажи земельных участков по адресу: ***,  в размере 8 023 000 руб.; доход, полученный в результате продажи жилого дома и земельного участка по адресу: *** в размере 4 500 000 руб.; фактические затраты, связанные с приобретением, в размере 11 262 665 руб. 29 коп; сумму к уплате в бюджет – 163 844  руб. 

9 октября 2023 года Исли А.В. представил уточненную  налоговую декларацию № *** по форме 3-НДФЛ за 2022 год, в которой отразил доход, полученный в результате продажи земельных участков по адресу: ***,  в размере                8 023 000 руб., доход, полученный в результате продажи жилого дома и земельного участка по адресу: ***, в размере 4 500 000 руб.; фактические затраты, связанные с приобретением,  в размере 10 587 685 руб. 21 коп.; сумму к уплате в бюджет  -   251 591  руб.

Налоговым органом  при  проведении проверки учтена следующая информация о кадастровой стоимости проданных Исли А.В. земельных участков по состоянию на     1 января 2022 года:  *** - 2 573 563 руб. 80 коп., ***-           1 793 812 руб. 38 коп., *** - 2 304 684 руб., ***-                      2 385 347 руб. 94 коп., *** - 1 997 392 руб. 80 коп., *** -      5 797 048 руб. 49 коп., *** - 2 569 772 руб. 66 коп., *** -      1 325 193 руб. 30 коп., *** - 1 355 922 руб. 42 коп., *** -      1 321 352 руб. 16 коп., *** -1 359 763 руб. 56 коп., ***-        1 413 539 руб. 52 коп., *** - 1 467 315 руб. 48 коп., *** - 1 313 669 руб. 88 коп., *** - 1 309 828 руб. 74 коп., *** - 1 302 146 руб. 46 коп., *** - 1 309 828 руб. 74 коп., *** -      1 190 753 руб. 40 коп., *** - 1 213 800 руб. 24 коп., *** -      1 302 146 руб. 46 коп., *** - 1 302 146 руб. 46 коп., *** -     1 229 164 руб. 80 коп., *** - 1 236 847 руб. 08 коп., *** -      1 309 828 руб. 74 коп., *** - 1 317 511 руб. 02 коп., *** -     1 509 568 руб. 02 коп., ***  - 1 521 091 руб. 44 коп., *** -     1 674 737 руб. 04 коп., *** - 1 682 419 руб. 32 коп., *** -     1 613 278 руб. 80 коп., *** - 1 640 166 руб. 78 коп., *** -      1 571 026 руб. 26 коп., *** -1 532 614 руб. 86 коп., *** -       1 524 932 руб. 58 коп., *** - 1 509 568 руб. 02 коп., *** -1 716 989 руб. 58 коп., *** - 1 743 877 руб. 56 коп., *** -      1 286 781 руб. 90 коп., *** - 1 286 781 руб. 90 коп., *** -      2 277 796 руб. 02 коп.,  *** - 2 258 590 руб. 32 коп. 

Итого  на 1 января 2022 года  кадастровая стоимость  земельных участков  составила  69 352 551 руб.   

Сумма дохода, с учетом 70% от кадастровой стоимости, налоговый орган   определил в 48 546 785 руб. 65 коп.

Также из представленных Исли А.В. в налоговый орган документов  административным ответчиком  установлено, что  земельный участок   с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенный  по адресу:              ***, приобретен административным истцом за 21 960 000 руб., выделенные из него земельные участки в количестве 41 площадью                               ***  кв.м проданы за 8 023 000 руб.

Фактические затраты по продаже земельного участка по адресу: ***, с площадью ***  кв.м, купленного за 21 960 000 руб. могут быть приняты в размере 7 060 536 руб. 21 коп., так как продан земельный участок площадью *** кв.м  (21 960 000 руб. / *** кв.м)× *** кв.м).

Также согласно договору купли-продажи от  *** года    Исли А.В.  приобретены жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный  по адресу***,  за 665 000  руб. и земельный участок  по указанному адресу с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, за 335 000 руб.

В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что земельный участок был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами ***, площадью *** кв.м, и ***, площадью *** кв.м (реализован 26 ноября 2021 года).

Согласно договору купли-продажи на земельном участке с кадастровым номером *** расположен блок жилого дома блокированной застройки.  Срок  его владения составлял с 20 октября  2021 года  по 12 января 2022 года.

На земельном участке с кадастровым номером *** также расположен блок жилого дома блокированной застройки с кадастровым номером ***, который был реализован Исли А.В. 26 ноября 2021 года.

Сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости по блоку жилого дома блокированной застройки с кадастровыми номерами *** и ***, из которых образованы объекты недвижимости, отсутствуют; жилой дом  с кадастровым  номером ***  снят  с кадастрового учета       *** года. 

В ходе  проверки налоговым органом фактически произведенные и документально подтвержденные расходы  Исли  А.В. по земельному участку в размере 335 000 руб. не были приняты, так как учтен размер имущественного налогового вычета в размере 1 000 000  руб.

Расходы по приобретению жилого дома с кадастровым  номером *** в размере 665 000  руб. не учитывались  УФНС России по Ульяновской области, поскольку  он как объект недвижимости утратил свое существование.

Согласно представленному   реестру затраты по строительству жилого дома по адресу: ***, составили 4 342 300 руб., при этом налоговым органом не   приняты чеки на строительство в размере 1 102 634 руб.         71 коп., затраты  по  договору от *** года, заключенному с ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» о подключении газоиспользующего оборудования к сети газораспределения на сумму 2 194 490 руб. 29 коп. с приложением чек-ордеров   на сумму 548 622 руб. 57 коп.  и  768 071 руб. 61 коп., а также затраты по договору  от  *** года, заключенному с ООО «Энергетическая промышленная группа» об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям на сумму       2 022 974 руб. 19 коп. с приложением платежных поручений  на сумму 809 189 руб.    60 коп., 202 297 руб. 05 коп., 2000  руб., как неотносящиеся  к их фактическим затратам на его приобретение.

27 июня 2023 года в адрес Исли А.В.  направлено требование № ***, на которое административным истцом налоговому органу представлены пояснения  и документы, касающиеся   его расходов и доходов   относительного спорного имущества.  

На момент представления уточненной налоговой декларации  от  *** года № *** сумма доначисления составила в размере 87 747 руб., оплата которой произведена 17 октября 2023 года. 

26 октября 2023 года налогоплательщику направлено требование от *** года № ***, 14 декабря 2023 года  - акт налоговой проверки  от *** года № ***.

Таким образом, поскольку административным истцом не исполнена обязанность по  своевременному представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2022 год, а стоимость реализованного объекта недвижимого имущества ниже его кадастровой стоимости с учетом понижающего коэффициента, налоговым органом в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового Кодекса Российской Федерации произведен расчет налога на доходы физических лиц, исходя из 70% ее кадастровой стоимости.

*** года  заместителем руководителя УФНС России по Ульяновской области Порушенковой Т.Н.  в отсутствие привлекаемого к ответственности лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вынесено решение № *** о привлечении  Исли А.В. к налоговой ответственности за совершение  налогового  правонарушения, согласно которому подлежала уплате  сумма недоимки  в размере 5 305 465 руб., сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса  Российской Федерации в размере 34 603 руб. 47 коп., сумма штрафа за неуплату налога  по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса  Российской Федерации в размере 2193 руб. 63 коп., сумма штрафа за неуплату налога  по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса  Российской Федерации в размере 132 636 руб. 63 коп.  (л.д. 8-27 том 1)

Решением МИ ФНС по Приволжскому федеральному округу от *** года № ***  решение УФНС России по Ульяновской области                     № *** от *** года  оставлено без изменения, жалоба Исли  А.В. – без удовлетворения (л.д. 28-32 том 1).

Также из материалов дела  следует, что решением  ОГБУ «Бюро технической  инвентаризации и государственной  кадастровой оценки»  от *** года     № *** установлено наличие ошибки, допущенной  при определении кадастровой стоимости  объектов недвижимости -  земельных участков, ранее принадлежащих Исли А.В. и  поименованных в административном иске, со ссылкой  на часть 3 статьи 21 Федерального закона от  3 июля 2016 года №  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ),   а именно  земельные участки ошибочно отнесены  к иной ценовой зоне.  Указанное решение  является основанием  для перерасчета кадастровой стоимости земельных участков и внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

Согласно акту об определении кадастровой стоимости от 20 декабря 2023 года  № ***, сведениям из ЕГРН кадастровая стоимость земельных участков, составляет:  *** – 251 482 руб. 05 коп., *** -          175 286 руб. 74 коп., *** – 225 207 руб. 81 коп., *** -                      233 090 руб. 08 коп., *** – 195 180 руб. 10 коп., *** -      566 699 руб. 39 коп., *** – 251 106 руб. 71 коп., *** -      129 494  руб. 49 коп., *** – 132 497 руб. 26 коп., *** -      129 119 руб. 14 коп., *** -132 872 руб. 61 коп., ***-           138 127 руб. 46 коп., *** – 143 382 руб. 31 коп., *** -       128 368 руб. 45 коп., *** – 127 933 руб. 10 коп., *** -       127 242 руб. 41 коп., *** – 127 993 руб. 10 коп., *** -      116 357 руб. 37 коп., *** – 118 609 руб. 45 коп., *** -      127 242 руб. 41 коп., *** – 127 242 руб. 41 коп., *** -        120 110 руб. 83 коп., *** – 120 861 руб. 52 коп., *** -      127 993 руб. 10 коп., *** – 128 743 руб. 80 коп., *** -       147 511 руб. 11 коп., ***  - 148 637 руб. 15 коп., *** -        163 651 руб. 01 коп., *** – 164 401 руб. 70 коп., *** -       157 645 руб. 47 коп., *** – 160 272 руб. 89 коп., ***791!% -      153 516 руб. 66 коп., *** – 149 763  руб. 19 коп., *** -       149 012 руб. 50 коп., *** – 147 511 руб. 11 коп., *** -       167 779 руб. 82 коп., *** – 170 407 руб. 24 коп., *** -      125 741 руб. 03 коп., *** – 125 741 руб. 03 коп., *** -      222 580 руб. 38 коп.,  *** – 220 703 руб. 65 коп.   Итого  6 777 180 руб. 04 коп. (л.д. 30-32, 104-105 том 2).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения налогового органа, указал на отсутствие оснований для перерасчета налога на доходы физических лиц, поскольку продажа Исли А.В. земельных участков осуществлена в 2022 году, оснований для определения дохода от такой продажи, исходя из измененной и внесенной в ЕГРН в 2023 году кадастровой стоимости не имеется.

Вместе с тем, судом первой инстанции  при рассмотрении настоящего спора не учтено следующее.

Общий принцип определения дохода закреплен в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установленный Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), регулируется указанным федеральным законом, а также Федеральным законом           № 237-ФЗ  с учетом изменений, внесенных в эти законы Федеральным законом от      31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №  269-ФЗ).

Как следует из части 2 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, части 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ в случае, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности физических лиц, они вправе оспорить кадастровую стоимость в порядке, установленном законом.

Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ  кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в силу приведенного нормативного регулирования происходило в порядке, установленном Федеральным законом № 135-ФЗ, а, следовательно, установленная решением ОГБУ «Бюро технической  инвентаризации и государственной  кадастровой оценки»  от 20 декабря  2023 года кадастровая стоимость  земельных участков подлежала применению в налоговом периоде 2022 года, учитывая дату постановки  земельных участков на кадастровый учет в 2022 году.

С учетом изложенного налоговым органом при исчислении суммы налога на доходы физического лица в налоговую базу включена кадастровая стоимость земельных  участков, не подлежащая применению, исходя из положений части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции согласился с правильностью расчетов, взыскиваемых с налогоплательщика сумм доначисления по налогу на доходы физических лиц, однако не учел наличие кадастровой ошибки   при определении кадастровой стоимости.

Из материалов дела  следует, что  с учетом  исправления кадастровой стоимости земельных участков,  доход  Исли А.В. от  их продажи  составил  8 023 000  руб., что меньше  их кадастровой стоимости  (6 777 180 руб. 04 коп.).

Расчет к уплате налога на доходы физических лиц судебной коллегией производится следующим образом:

Общий доход -  12 523 000  руб., из которого 8 023 000  руб. -   доход от продажи  земельных участков  по  адресу: ***; 1 200 000  руб. - доход от продажи  земельного участка  по  адресу: ***;         3 300 000  руб. - доход от продажи  жилого дома  по  адресу: ***

Расходы – 10 300 201 руб. 50 коп., из которых 3 239 665 руб. 29 коп.- строительство жилого дома  по  адресу: ***;     7 060 536 руб. 21 коп. – покупка  земельного участка по адресу: ***. Расходы  в ином размере   административным истцом надлежащим образом не подтверждены.

Налоговая база – 2 222 798 руб. 50 коп. (доходы  в размере 12 523 000  руб. -  расходы в размере  10 300 201 руб. 50 коп.).

Сумма к уплате в бюджет 288 963 руб. 81 коп. (2 222 798 руб. 50 коп.× 13 %).

Сумма недоимки составит  35 892 руб. (288 963 руб. 81 коп. – 251 591 руб.)

По состоянию на  17 июля 2023 года оплачен налог в размере 20 501 руб., на      11 сентября 2023 года -  143 343 руб., на 17 октября 2023 года  -  87 747 руб., итого 251 591 руб.

Следовательно,   судебной коллегией  подлежит изменению и размер штрафных санкций, примененных к административному истцу согласно решению  УФНС России по Ульяновской области № *** от *** года. 

Согласно части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации  непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту нахождения налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной (не перечисленной) в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате, перечислению) на основании данной налоговой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

В соответствии  с частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,  влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Поскольку  Исли А.В. налоговая декларация подана с нарушением срока, установленного  пунктом 1 статьи 229  Налогового кодекса Российской Федерации  – 3 мая 2023 года сумму штрафа  по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации  подлежит изменению  и составляет  1677 руб. 89 коп. ((288 963 руб.               81 коп. - 20 501 руб.) × 5% × 1 мес. / 8).

Сумма штрафа  по части 1  статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  составит  2193 руб.  67  коп.  (87 747 руб. × 20% / 8).

Сумма штрафа  по части 1  статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  составит  897 руб.  32 коп.  (35 892 руб. 71 коп. × 20% / 8).

Поскольку  установлен факт неверного исчисления налога и штрафных санкций решение   суда   от 12 февраля 2025 года   следует отменить,  принять по делу  новое решение, которым административные исковые требования Исли А.В.  удовлетворить,   отменить решение УФНС России по Ульяновской области  от 14 мая 2024 года              № ***, решение МИ ФНС  по Приволжскому федеральному округу от            28 июня 2024 года № ***  в части  привлечения  Исли А.В. к налоговой ответственности за совершение  налогового  правонарушения, снизив  сумму недоимки  до  35 892 руб.  71 коп., сумму штрафа за непредоставление налоговой декларации по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса  Российской Федерации до 1677 руб.  89 коп., сумму штрафа за неуплату налога  по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса  Российской Федерации до  2193 руб. 63 коп., сумму штрафа за неуплату налога  по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса  Российской Федерации до  897 руб. 32 коп.

Поскольку административным ответчиком  осуществлено удержание  налога  в большем размере (по расчету налогового органа - 5 557 056 руб.), то следует  обязать УФНС  России по Ульяновской области   устранить допущенные нарушения путем  возврата излишне удержанных  денежных сумм по решению от 14 мая 2024 года           № ***.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 февраля 2025 года  отменить.

Принять по делу  новое решение, которым административные исковые требования Исли Александра Владимировича к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, заместителю руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Порушенковой Татьяне Николаевне, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения, решения по апелляционной жалобе  недействительными удовлетворить. 

Отменить решение Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  от 14 мая 2024 года № ***, решение Межрегиональной  инспекции  Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу от 28 июня 2024 года № ***  в части  привлечения  Исли Александра Владимировича к налоговой ответственности за совершение  налогового  правонарушения, снизив  сумму недоимки  до  35 892 рублей  71 копейки, сумму штрафа за непредоставление налоговой декларации по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса  Российской Федерации до 1677 рублей  89 копеек, сумму штрафа за неуплату налога  по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса  Российской Федерации до  2193 рубля 63 копейки, сумму штрафа за неуплату налога  по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса  Российской Федерации до  897 рублей 32 копейки.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области произвести Исли Александру Владимировичу возврат  излишне удержанных  денежных сумм по решению от 14 мая    2024 года № ***.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18  июля 2025 года.