УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-007867-65
Судья Царапкина К.С.
Дело №33-2396/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 17 июня 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре Чичкиной
А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 21
января 2025 года, с учетом
определения от 10 марта 2025 года об исправлении описки, по гражданскому делу №
2-306/2025, по которому постановлено:
исковые требования Криворотовой Натальи Владимировны удовлетворить.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области включить Криворотовой Наталье Владимировне в период проживания в зоне с
льготным социально-экономическим статусом, дающий право на досрочную пенсию по
старости, период проживания в *** с 26.04.1986 по 06.09.1988.
Признать за
Криворотовой Натальей Владимировной право на снижение пенсионного возраста на
один год при назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Взыскать с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу Криворотовой Натальи Владимировны судебные расходы по оплате
государственной пошлины в размере 3000 руб.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И.,
пояснения Криворотовой Н.В., которая полагала, что решение суда первой
инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Криворотова Н.В.
обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по
Ульяновской области) об установление факта проживания в зоне с льготным
социально – экономическим статусом, признании права на назначение пенсии по
старости со снижением пенсионного возраста, возложении обязанности назначить
пенсию по старости.
Требования были
мотивированы тем, что 24.05.2024 она
обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного
возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», поскольку она в период с 26.04.1986 по 06.09.1988 постоянно
проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом - в ***.
Решением ОСФР по Ульяновской области от 10.09.2024 ей было отказано в назначении
пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в связи с тем,
что населенный пункт ***, где она постоянно проживала с 26.04.1986 по 06.09.1988,
не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории
радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства
Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р.
С
данным решением она не согласна, поскольку на *** в период с 26.04.1986 по 06.09.1988 существовал только населенный
пункт - *** в это время не существовало.
Таким образом,
период ее проживания в *** с 26.04.1986 по 06.09.1988 должен учитываться для
назначения досрочной страховой пенсии по
старости со снижением пенсионного возраста как период проживания в зоне с
льготным социально-экономическим статусом.
В связи с этим
просила установить тождественность населенных пунктов *** и ***; обязать ОСФР по Ульяновской области
включить в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом
период ее проживания в *** с 26.04.1986 по 06.09.1988 и назначить ей пенсию по
старости на основании стать 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; взыскать с ОСФР по Ульяновской
области расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда в части
включения истцу Криворотовой Н.В. в период проживания в зоне с льготным
социально-экономическим статусом период ее проживания в *** с 26.04.1986 по
06.09.1988.
В обоснование
доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает,
что в период с 01.09.1998 по 25.06.1993 Криворотова Н.В. обучалась ***, а,
соответственно, она с 01.09.1998 проживала вне зоны с льготно
социально-экономическим статусом. Продолжительность проживания (работы) в зоне
с льготно социально-экономическим статусом у Криворотовой Н.В. составит 2 года
4 месяца 5 дней (с 26.04.1986 по 31.08.1988), что даст ей право на назначение
пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год. При этом возраста
54 года Криворотова Н.В. достигла только 28.01.2025, а назначение пенсии на
будущее время действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно части 1
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право
на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет
(соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с
подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся
в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Указанной категории
граждан в соответствии со статьей 34 Закона № 1244- 1 пенсия по старости
назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем
на 3 года в общей сложности.
При этом согласно
примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших
(работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период
от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от
времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с
этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно статье 7
Закона № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории,
подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Указанные территории
подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона
проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-
экономическим статусом.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р *** было включено в
Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному
загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 *** с 01.02.1998 не
относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из материалов дела
следует, что 24.05.2024 истец Криворотова Н.В. обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного
возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
поскольку она в период с 26.04.1986 по 06.09.1988 постоянно проживала на
территории с льготным социально-экономическим статусом - в ***.
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 10.09.2024 истцу было отказано в назначении пенсии по
старости со снижением пенсионного возраста в связи с тем, что населенный пункт ***
не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории
радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской
Федерации от 05.04.1993 № 557-р.
Не согласившись с
указанным решением пенсионного органа, Криворотова Н.В. обратилась в суд с
настоящим иском.
Правильно установив,
что фактически на территории *** в период с 26.04.1986 по 31.01.1998
существовал только один населенный пункт со схожим наименованием – *** на
территории указанного района не имелось, суд первой инстанции пришел к выводу о
доказанности факта постоянного проживания Криворотовой Н.В. в период с
26.04.1986 по 06.09.1988 в населенном пункте ***, который относился к зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на
снижение пенсионного возраста на один год.
ОСФР по Ульяновской
области в апелляционной жалобе выводы суда первой инстанции о том, что истец
имеет право на снижение пенсионного возраста на один год в связи с проживанием в зоне с льготным
социально-экономическим статусом, не оспаривает, однако считает, что этот
период истцу может быть учтен только до 31.08.1988, поскольку Криворотова Н.В.
с 01.09.1988 стала обучаться в ***.
Данный довод
апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области заслуживает внимания.
Действительно, как
установлено материалами дела и не оспаривается Криворотовой Н.В., она в
период с 01.09.1988 по 25.06.1993 проходила обучение в ***.
Соответственно, Криворотова
Н.В. с 01.09.1998 проживала вне зоны с льготно социально-экономическим
статусом.
В связи с этим судебная коллегия приходит к
выводу о том, что решение суда первой инстанции в части возложения на ОСФР по
Ульяновской области обязанности включить Криворотовой Н.В. в период проживания
в зоне с льготным социально-экономическим статусом период ее проживания в *** с
01.09.1988 по 06.09.1988 нельзя признать законным и обоснованным.
При указанных
обстоятельствах решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене, с
принятием по делу в указанной части нового решения об отказе истцу Криворотовой
Н.В. в
удовлетворении требований о
включении в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом период ее проживания в *** с 01.09.1988 по 06.09.1988.
Несмотря на исключение указанного периода, у
истца имеется необходимая продолжительность проживания в зоне с льготным
социально – экономическим статусом ( с 26.04.1986 по 31.08.1988) для снижения
пенсионного возраста на 1 год.
Доводы апелляционной жалобы о том, что
возраста 54 лет Криворотова Н.В. достигла только 28.01.2025, а назначение
пенсии на будущее время действующим законодательством не предусмотрено, не
могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения, поскольку оспариваемым
судебным актом на ОСФР по Ульяновской области не возложена обязанность по
назначению истцу пенсии.
Таким образом, в остальной части решение суда
первой инстанции является законным и обоснованным, принятым с учетом
фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 21
января 2025 года, с учетом
определения от 10 марта 2025 года об исправлении описки, отменить в части
возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области обязанности включить Криворотовой Наталье
Владимировне в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом период проживания в *** с 01.09.1988 по 06.09.1988.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении
требований Криворотовой Наталье
Владимировне к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о включении в период проживания в зоне с
льготным социально-экономическим статусом период проживания в *** с 01.09.1988
по 06.09.1988 отказать.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Николаевский районный суд Ульяновской
области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное
определение изготовлено 30.06.2025.