Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Социальная выплата медицинским работникам
Документ от 08.07.2025, опубликован на сайте 29.07.2025 под номером 120150, 2-я гражданская, об обязании включить в перечень медицинских работников, которым назначена специальная социальная выплата, взыскании судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-02-2025-000021-59        

Судья Мартышев П.В.                                                                     Дело №33-2694/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     8 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

с участием прокурора Пушистова В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2025 года по гражданскому делу №2-2-20/2025, по которому постановлено:

исковые требования Фоминой Зои Ивановны (паспорт серии ***) к государственному учреждению здравоохранения «Сурская районная больница» (ОГРН 1027300722525, ИНН 7319002291) о возложении обязанности включить в перечень медицинских работников, которым назначена специальная социальная выплата, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Сурская районная больница» обязанность включить данные о Фоминой Зое Ивановне в подлежащий направлению в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления выплат реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 26 ноября 2023 года.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Сурская районная больница» в пользу Фоминой Зои Ивановны компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей, почтовые расходы в размере 180 (сто восемьдесят) рублей.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Сурская районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения Фоминой З.И. и ее представителя Филюшкиной С.А., заключение прокурора Пушистова В.В., которые полагали, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Фомина З.И.  обратилась в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Сурская районная больница» (далее - ГУЗ «Сурская РБ») о признании права на получение специальной социальной выплаты,  возложении обязанности включит реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что она с 26.11.2023 работает в ГУЗ «Сурская РБ» в должности ***.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) она, как ***, имеет право на получение специальной социальной выплаты.

Между тем данную специальную социальную выплату она не получает.

По данному вопросу она обращалась  к работодателю, Министерству здравоохранения Ульяновской области, однако ей было разъяснено, что она не имеет право на специальную социальную выплату,  с чем она не согласна.

Ее должность отнесена к должностям ***. В *** ГУЗ «Сурская РБ» посменно работают ***, выполняющие аналогичные должностные обязанности, 2 из которых получают специальную социальную выплату. В каждую смену дежурство осуществляет только одна ***, обязанности *** во время своего дежурства она выполняет в полном объеме.

В связи с этим просила суд обязать ГУЗ «Сурская РБ» включить ее с 26.11.2023 в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, взыскать с ГУЗ «Сурская районная больница» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.,  а также почтовые расходы в размере 180 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что поскольку заработная плата истца финансируется за счет средств областного бюджета, то ГУЗ «Сурская районная больница» не вправе включать истца в перечень медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В возражениях на апелляционную жалобу Фомина З.И. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Фомина З.И. с 26.11.2023 работает в  ГУЗ «Сурская РБ» в должности *** (л.д. 9).

Согласно Уставу ГУЗ «Сурская РБ» является государственным учреждением здравоохранения (пункт 1.1), некоммерческой организацией бюджетного типа (пункт 1.4). Учредителем и собственником имущества учреждения выступает Ульяновская область, полномочия и функции от имени которой осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области (пункт 1.5). К основным видам деятельности учреждения относится медицинская деятельность по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи, скорой помощи и прочие (конкретные виды работ (услуг) указаны в пункте 2.3.1 Устава) (л.д. 32-41).

Из должностной инструкции *** ГУЗ «Сурская РБ» следует, что *** обязана: производить *** в соответствии с установленными правилами; помогать *** при получении ***; получать у *** и обеспечивать ***; докладывать *** обо всех изменениях в состоянии ***; при обнаружении у ***; следить за соблюдением ***, которые не могут этого делать по своему физическому состоянию; по указанию ***; выполнять функции *** немедленно сообщать ***, *** и т.д.; участвовать в занятиях по *** и повышению квалификации, проводимых в отделении для *** (л.д. 31).

Из штатного расписания ГУЗ «Сурская РБ» следует, что в учреждении имеется *** на 24 койки, в том числе *** – 12 коек, *** – 2 койки, *** – 2 койки, *** – 8 коек. Штатным расписанием в *** предусмотрено 5 ставок по должности «***», из которых 3 ставки финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования и 2 ставки – за счет средств бюджета Ульяновской области (л.д. 52-55, 56-59).

Из поименного перечня медицинских работников *** ГУЗ «Сурская РБ», оказывающих медицинскую помощь, следует, что занимаемая истцом должность (*** финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области (л.д. 51).

ГУЗ «Сурская РБ» входит в государственную систему здравоохранения и участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Из сообщения ГУЗ «Сурская РБ» следует, что Фомина З.И. с социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, не получает. Фомина З.И. *** ГУЗ «Сурская РБ» (л.д.98).

Фомина З.И.,  ссылаясь на то, что она имеет право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, которую получают все другие *** ГУЗ «Сурская РБ», обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями  Федерального закона от 21.1.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, установив, что Фомина З.И. является ***, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, ее должность предусмотрена соответствующей Номенклатурой должностей медицинских работников, пришел к выводу о том, что она имеет право на получение специальной социальной выплаты на основании подпункта «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568  со дня возникновения такого права, т.е. с даты трудоустройства  – 26.11.2023.

Установив, что работодателем были нарушены трудовые права истца, суд первой инстанции в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ГУЗ «Сурская РБ» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения.

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации указано, в том числе, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 отдельным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования с 01.01.2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

Специальная социальная выплата производится младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц (подпункты «з» пункта 2  постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022              № 2568).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Согласно пункту 3 указанных Разъяснений должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

При осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций (пункт 4 Разъяснений).

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568  (далее – Правила № 2568).

Согласно пункту 2 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, замещающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также заместившим вакантные должности в 2023 году и последующих годах вновь и пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от  31.12.2022 № 2568.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования; рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце.

Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (пункт 4 Правил № 2568).

В пункте 6 Правил № 2568 указано, что реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику: категория, должность (профессия); фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и страховой номер индивидуального лицевого счета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты; размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей; суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце; число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с пунктом 3 данных Правил.

Пунктом 8 Правил № 2568 предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.

Таким образом, 01.01.2023 установлены меры социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты при наличии совокупности следующих условий:           1) лицо, претендующее на получение выплаты, должно быть медицинским работником (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), должность которого должна соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей; 2) медицинский работник должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальной программе обязательного медицинского страхования.

Понятие медицинского работника дано в подпункте 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, согласно которому им является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

Под медицинской деятельностью законодатель в указанном Федеральном законе подразумевает профессиональную деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, предусматривающей комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Согласно части 2 статьи 32 и частям 1 - 4 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Как следует из пункта 12.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н, к должностям младшего медицинского персонала относится ***).

Правильно установив, что занимаемая истцом Фоминой З.И. должность относится к должностям ***, истец в *** ГУЗ «Сурская РБ» оказывает медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, суд первой инстанции  законно и обоснованно пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение специальной социальной выплаты на основании подпункта «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Оценка представленных в материалы дела доказательств относительно осуществления истцом медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что финансирование заработной платы истца из областного бюджета, при наличии предусмотренных законом оснований для получения спорной выплаты, а также фактического участия истца в оказании медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не может служить поводом для ограничения прав истца на оплату труда и приводить к необоснованным различиям в объеме связанных с оплатой труда прав сотрудников медицинского учреждения.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены вышеуказанные нормы, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного акта, влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2025 года оставить без изменения,  а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.07.2025.