УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Борисова Е.С. 73RS0001-01-2024-005109-94
Дело № 33-2853/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 июля 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Карабанова А.С.,
судей Самылиной
О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Моисеевой Елены Александровны
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 января 2025 года
по гражданскому делу № 2-10/2025, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Моисеева Дениса Евгеньевича, Моисеевой Елены Александровны к
Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,
администрации города Ульяновска, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о признании незаконными действий по
начислению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома
за период с 01.10.2019 по 30.09.2023 в размере 20897,55 руб. и отмене
начислений, возложении обязанности по принятию необходимых мер, направленных на
надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда
капитального ремонта и созыву общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта, признании незаконными решений Комиссии о внесении
изменений в региональную программу от 04.03.2019 и 06.09.2023 в части, о
взыскании компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Моисеевой Е.А., поддержавшей
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Моисеев Д.Е.,
Моисеева Е.А. обратились в суд с исковым заявлением к Фонду модернизации
жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, администрации города
Ульяновска о признании незаконным включение в региональную программу
капитального ремонта многоквартирного дома, незаконными и аннулировании
начислений за капитальный ремонт жилого дома, взыскании компенсации морального
вреда.
В обоснование
требований указано, что Моисеев Д.Е., Моисеева Е.А. являются собственниками
жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
В октябре 2019 года
Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области
собственникам дома начислен платеж за капитальный ремонт, который впоследствии
был снят.
С октября 2019 года
до мая 2023 года квитанций на уплату взносов на капитальный ремонт дома,
никаких иных уведомлений от органа местного самоуправления собственникам дома
не поступало.
В мае 2023 года
истцам вновь начислена задолженность за капитальный ремонт дома за период с
октября 2019 г. по май 2023 г., в размере 18 500,15 руб.
Постановлением
правительства Ульяновской области от 27 октября 2023 г.
№ *** в Региональную программу капитального ремонта внесены сведения об адресе
многоквартирного дома *** с указанием населенного ***.
До октября 2023 года
многоквартирный дом по адресу: ***, в Региональной программе капитального ремонта
не значился. Включение в октябре 2019 года указанного дома в Программу прошло с
нарушением норм жилищного и регионального законодательства, без соблюдения
установленного порядка, а, следовательно, должно быть признано незаконным.
Истцы считают, что действия
ответчиков нарушили их права и законные интересы. Администрацией города
Ульяновска не было организовано общее собрание собственников помещений в
многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта, самостоятельно принято решение о формировании такого
фонда в отношении их дома на счете регионального оператора. Собственники в
многоквартирном доме не были проинформированы о последствиях непринятия ими
указанного решения. Администрация города Ульяновска и не уведомила
собственников помещений о принятом решении. Из-за действий Фонда и
администрации города Ульяновска собственникам многоквартирного дома ***
незаконно начислена плата по взносам на капитальный ремонт дома с октября 2019
года, нарушены права по своевременному
внесению платежей без начисления пеней и взыскания государственной пошлины.
В ноябре 2023 года
Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обратился
в суд с исковым заявлением о взыскании указанной задолженности и пеней за
период с октября 2019 года в общей сумме 24 028,65 руб., а также
госпошлины в размере 920,86 руб.
С учетом
изложенного, Моисеев Д.Е., Моисеева Е.А. просили признать незаконным включение
в Региональную программу капитального ремонта многоквартирного дома *** без
указания населенного пункта: ***; незаконными действия Фонда модернизации
жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по начислению взносов на
капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома *** до 1 октября 2023
г.; обязать Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской
области снять начисление платы взносов на капитальный ремонт общего имущества
многоквартирного дома по жилому помещению, расположенному по адресу:
***, с 1 октября 2019 г. по
30 сентября 2023 г. в размере 20 897 руб. 55 коп.; обязать администрацию
города Ульяновска проинформировать собственников многоквартирного дома *** о
последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в
многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта; взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию
морального вреда в размере
300 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300
руб., почтовые издержки.
Решением Ленинского
районного суда города Ульяновска от 30 января 2024 г. в удовлетворении исковых
требований Моисеева Д.Е. и Моисеева Е.А. отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного
суда от 4 июня 2024 г. решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
30 января 2024 г. отменено, гражданское дело по иску Моисеева Д.Е., Моисеевой
Е.А. к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,
администрации города Ульяновска о признании незаконным включение в региональную
программу капитального ремонта многоквартирного дома, незаконными и
аннулировании начислений за капитальный ремонт жилого дома, взыскании
компенсации морального вреда направлено по подсудности для рассмотрения по
существу в Ульяновский областной суд в качестве суда первой инстанции.
Определением
Ульяновского областного суда от 20 июня 2024 г. исковые требования Моисеева
Д.Е., Моисеевой Е.А. к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса
Ульяновской области, администрации города Ульяновска о признании незаконными
действий по начислению взносов на капитальный ремонт и отмене начислений
незаконными, возложении обязанности по принятию необходимых мер, направленных
на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда
капитального ремонта и созыву общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта, взыскании компенсации морального вреда выделены в
отдельное производство и направлены для рассмотрения в Ленинский районный суд
г. Ульяновска.
При новом
рассмотрении дела Моисеев Д.Е. и Моисеева Е.А. дополнили иск требованиями о
признании незаконными решений Комиссии по принятию решений о внесении изменений
в региональную программу капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, от 4
марта 2019 г. (протокол № ***) и от 6 сентября 2023 г. (протокол № ***) в части
включения в региональную программу многоквартирного жилого дома по адресу: ***.
Судом к участию в
деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального
комплекса и строительства Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Управление
ЖКХ администрации города Ульяновска, Агентство государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области, ООО «РИЦ-Ульяновск», ООО «УК
Стройинвест».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Моисеева Е.А. просит отменить решение суда. В обоснование своей позиции
указывает, что поскольку в многоквартирном доме по адресу: ***, не проведено
собрание собственников жилых помещений с целью выбора способа формирования
капитального ремонта, то формирование фонда капитального ремонта на счете
регионального оператора не допустимо, начисление взносов за капитальный ремонт
неправомерно. Не соглашается также с отказом в удовлетворении исковых
требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, поскольку действиями
последних были нарушены ее права.
В возражениях на
апелляционную жалобу Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса
Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Выслушав явившихся
участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 19 февраля 2014 г. № *** утверждена региональная программа
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на
территории Ульяновской области.
На заседании
Комиссии по принятию решений о внесении изменений в региональную программу
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на
территории Ульяновской области, оформленном протоколом от 4 марта 2019 г. № ***,
принято решение о включении в региональную программу многоквартирного дома ***
(т. 1, л.д. 137-151).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 28 июня 2019 г.
№ *** указанный дом включен в региональную программу капитального ремонта 21
(т. 1, л.д. 187-189).
Решением Комиссии по
принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального
ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории
Ульяновской области, оформленным протоколом от 6 сентября 2023 г. № ***,
произведена корректировка наименования адреса указанного многоквартирного дома
с добавлением «***» (т. 1, л.д. 152-160).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 октября 2023 г.
№ *** в адресный перечень региональной программы капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах внесены изменения, с учетом которых адрес
дома указан, как «***».
Как установлено
судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: ***, принадлежит на
праве общей совместной собственности Моисееву Д.Е. и Моисеевой Е.А. (т. 1, л.д. 82-83).
Из справки о начислениях и оплате по лицевому счету № *** в отношении
указанной квартиры усматривается наличие задолженности по оплате услуги за
капитальный ремонт по состоянию на 30 сентября 2023 г. в размере
20 897 руб. 55 коп. (т. 1, л.д. 29-34).
Обращаясь в суд с
настоящим иском, Моисеев Д.Е. и Моисеева Е.А. полагали, что многоквартирный
жилой дом № *** включен в региональную программу капитального ремонта
незаконно, поскольку собственники помещений в данном многоквартирном доме не
были надлежащим образом информированы о возможных способах формирования фонда
капитального ремонта, администрацией г. Ульяновска не созвано общее собрание
собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе
способа формирования фонда капитального ремонта, как следствие отсутствовали
предусмотренные законом основания для начисления собственникам взносов на
капитальный ремонт.
Разрешая заявленные
Моисеевым Д.Е. и Моисеевой Е.А. исковые требования, суд первой инстанции,
руководствуясь нормами статей 158, 168, 169 Жилищного кодекса Российской
Федерации, Методическими рекомендациями
по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в
региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных
домах, утвержденными приказом Минстроя России от 9 декабря 2020 г. № 758/пр, Положением
о порядке информирования органами местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области собственников помещений в многоквартирных домах
о способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, о порядке выбора способа формирования фонда капитального
ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением
Правительства Ульяновской области от
14 июня 2018 г. № 269-П, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия с
данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном
применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и
норм процессуального права.
В соответствии с
частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции,
действовавшей в спорный период) региональной программой капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки
проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным
оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной
поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации, местных бюджетов.
Согласно пункту 1
части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная
программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего
имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта
Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех
многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской
Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном
Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. В
соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в
региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные
дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены,
фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома,
в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту
конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав
общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр
общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через
шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта
или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены
порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса
этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и
нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В
соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в
региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в
которых имеется менее чем три квартиры.
В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса
Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ
капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления
органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких
программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии
с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в
многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования
фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт
на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде
денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда
капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт
на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта
в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в
отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального
ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования
фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками
помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом
государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение
трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального
опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в
установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен
многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа
формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан
обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии
специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления
владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более
ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на
специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета
является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия
специального счета и представления владельцем специального счета в орган
государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи
172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда
капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального
оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания,
обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего
собрания собственников, которым оформлено это решение (часть 5 статьи 170
Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате взносов на капитальный
ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в
эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и
включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации,
возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты
включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального
ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта
должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном
многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности
по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса
Российской Федерации).
Не позднее чем за месяц до окончания срока,
установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления
обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о
последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в
многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (часть 6 статьи
170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса
Российской Федерации В случае, если собственники помещений в многоквартирном
доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ
формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был
реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях,
предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного
самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного
жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего
Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в
отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет
собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с
использованием системы.
Частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки и утверждения
региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам,
порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых
для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской
Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
На территории Ульяновской области такой
порядок установлен Положением о порядке принятия решений о внесении изменений в
региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных
домах, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденным
Постановлением Правительства Ульяновской области от 6 марта 2017 г. № 94-П
(далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения
решение о внесении изменений в региональную программу принимается комиссией,
созданной исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на
территории Ульяновской области государственное управление в сфере
жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства энергетики,
жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской обл. от 18 апреля
2019 г. № 26-од утверждено Положение о Комиссии по принятию решений о внесении
изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области (далее –
Положение о комиссии).
В силу пункта 1 Положения Комиссия по
принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального
ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории
Ульяновской области, является коллегиальным органом, созданным во исполнение
постановления правительства Ульяновской области от 06.03.2017 № 94-П «Об
утверждении Порядка принятия решений о внесении изменений в региональную
программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
расположенных на территории Ульяновской области».
Решение о внесении изменений в региональную
программу, принимается Комиссией, созданной Министерством энергетики,
жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (с 2022
года - Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области) (пункт 2 Положения о комиссии).
Комиссия осуществляет свою деятельность в
форме открытых заседаний, проводимых по мере необходимости с последующим
размещением указанных материалов на сайте Министерства и Фонда в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 8 Положения о
комиссии).
Заседание Комиссии считается правомочным,
если на нем присутствует не менее семи его членов. Члены Комиссии должны
присутствовать на заседании лично. Член Комиссии в случае невозможности
присутствия на заседании по уважительной причине вправе с согласия всех остальных
членов Комиссии направить для участия в заседании своего представителя. Решение
Комиссии принимается простым большинством голосов из числа присутствующих на
заседании членов Комиссии. При голосовании каждый член Комиссии имеет один
голос. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Комиссии
(пункт 10 Положения о комиссии).
Решения Комиссии оформляются протоколом,
подписываемым всеми членами Комиссии, и размещаются на сайте Министерства и
Фонда не позднее следующего рабочего дня после даты его подписания. Решение о
внесении изменений в региональную программу, оформленное протоколом заседания
Комиссии, в 3-дневный срок направляется региональному оператору для подготовки
нормативного правового акта Правительства Ульяновской области (пункт 14 Положения
о комиссии).
Оспаривая законность начисления взносов на
капитальный ремонт в отношении многоквартирного жилого дома № *** в период с
октября 2019 года по май 2023 года, истцы Моисеева Е.А. и Моисеев Д.Е.
ссылались на незаконность решений Комиссии по принятию решений о внесении
изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, и
допущенное администрацией г. Ульяновска бездействие, выраженное в непринятии
мер к информированию собственников помещений в данном многоквартирном доме о
последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта и созыву общее собрание собственников помещений в
многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда
капитального ремонта.
Между тем, как
следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ульяновского
областного суда от 25 декабря 2024 года было отказано в удовлетворении
административных исковых требований Моисеева Д.Е. и
Моисеевой Е.А. о признании недействующими в части нормативных правовых актов: строки 789 раздела «2042-2044 годы» Приложения №
1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на
территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» Постановления Правительства
Ульяновской области от 28.06.2019 № *** «О внесении изменений в региональную
программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы» в части
включения в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***; строки 756
раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных
домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской
области» Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 №
*** «О внесении изменений в
региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных
домах, расположенных на территории Ульяновской области» в части включения в адресный перечень многоквартирного
дома по адресу: ***.
Данным
судебным решением установлено, что оспариваемые заявителями решения Комиссии
были приняты в целях корректировки
включенного в региональную программу адреса многоквартирного дома в результате
ранее допущенной технической ошибки.
Таким образом, судом
сделан вывод о правомерности включения многоквартирного жилого дома № *** в
региональную программу капитального ремонта, начиная с октября 2019 года.
Следовательно, у
истцов как собственников жилого помещения в данном многоквартирном доме с
указанного периода времени возникла обязанность по оплате взносов на
капитальный ремонт.
Принимая во
внимание, что собственники помещений указанного многоквартирного жилого дома на
общем собрании не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта
администрацией г. Ульяновска правомерно было принято решение о формировании
фонда капитального ремонта в отношении этого дома на счете регионального
оператора.
Приведенные в
апелляционной жалобе доводы о допущенном администрацией г. Ульяновска
бездействии не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта,
поскольку жилищным законодательством обязанность по выбору способа формировании
фонда капитального ремонта в первую очередь возложена на собственников
помещений.
При этом частью 1
статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ
формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на
основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном
доме.
Таким образом,
собственники помещений многоквартирного жилого дома
№ *** не лишены права на общем собрании принять решение об изменении способа
формирования капитального ремонта, однако, как установлено судебной коллегией,
до настоящего времени ими такого решения не принято.
Разрешая исковые
требования Моисеевой Е.А. и Моисеева Д.Е. о взыскании в их пользу компенсации
морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 151 Гражданского
кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что ответчиками не
допущено нарушение личных неимущественных прав истцов, в связи с чем данной
части иска также отказал.
При таких обстоятельствах, доводы
апелляционной жалобы фактически
направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не
ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы
являлись основанием процессуальной позиции истцов, были приведены в ходе
разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм
материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы
суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Нарушений норм
процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными
основаниями для отмены решения, судом не допущено.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 14 января
2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Моисеевой Елены
Александровны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города
Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 25.07.2025