Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Специальная социальная выплата
Документ от 15.07.2025, опубликован на сайте 30.07.2025 под номером 120172, 2-я гражданская, о взыскании социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0024-03-2025-000070-37               Судья Антончев Д.Ю.                                                                        Дело № 33-2775/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        15 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Санатулловой Ю.Р.,

судей Федоровой Л.Г., Малышева Д.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 марта 2025 года по гражданскому делу № 2-3-65/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Сандркиной Людмилы Эптиевны к государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница», Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о взыскании специальной социальной выплаты удовлетворить частично.

Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» обязанность установить Сандркиной Людмиле Эптиевне специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», как *** государственного учреждения здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» за периоды с 01.01.2023 по 31.03.2023, с 01.05.2023 по 29.02.2024 из расчета 6500 рублей в месяц, за период с 01.03.2024 по 28.02.2025 из расчета 30 000 рублей в месяц, исходя из исполнения Сандркиной Людмилой Эптиевной трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, и направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления специальной социальной выплаты.

В удовлетворении исковых требований Сандркиной Людмилы Эптиевны к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

Сандркина Л.Э. обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» (далее – ГУЗ «Большенагаткинская районная больница) о взыскании специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы.

В обоснование заявленных требований указала, что работает в                                 ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» в должности ***. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, при этом с 01.01.2023 размер данной выплаты составляет 6500 руб., с 01.03.2024 – 30 000 руб. Однако, с 01.01.2023 она получала специальную социальную выплату в размере 3250 руб., а с 01.03.2024 – 15 000 руб., поскольку 0,5 ее ставки финансируется из средств областного бюджета. 

В связи с чем просила суд обязать ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» направить в ОСФР по Ульяновской области реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», за периоды с 01.01.2023 по 31.03.2023, с 01.05.2023 по 31.12.2023, с 01.01.2024 по 29.02.2024, исходя из размера специальной социальной выплаты в сумме 6500 руб., за период с 01.03.2024 по 28.02.2025, исходя из размера специальной социальной выплаты в сумме 30 000 руб., в котором указать фактическое суммарно отработанное *** Сандркиной Л.Э. время по табелю учета рабочего времени для осуществления ей специальной социальной выплаты в установленном пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».          

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного и медицинского страхования Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27.03.2025 производство по делу в части требований Сандркиной Л.Э. к ОСФР по Ульяновской области о взыскании специальной социальной выплаты прекращено, в связи с отказом истца от иска к указанному ответчику.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда в части удовлетворения исковых требований Сандркиной Л.Э., просит его в указанной части отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 специальная социальная выплата устанавливается тем медицинским работникам, которые оказывают медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, оказание Сандркиной Л.Э. медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования имеет место только                  на 0,5 ставки по ее должности ***, в связи с чем законных оснований для установления ей специальной социальной выплаты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, исходя из полной ставки, в том числе на 0,5 ставки заработной платы, финансируемой за счет средств областного бюджета, которая не участвует в программах обязательного медицинского страхования, не имеется. ё

В возражениях на апелляционную жалобу Сандркина Л.Э. полагает решение суда законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 18.08.1986              Сандркина Л.Э. состояла в трудовых отношениях с Большенагаткинской районной больницей (в последующем – МУЗ «Большенагаткинская ЦРБ»,                                        ГУЗ «Большенагаткинская центральная районная больница»,                                               ГУЗ «Большенагаткинская районная больница»), 05.05.2008 в порядке перевода принята на должность ***, 31.03.2023 трудовой договор расторгнут на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).

01.05.2023 Сандркина Л.Э. вновь принята в ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» на должность *** (т. 1 л.д. 113-119, т. 2 л.д. 6-10).

Сандркина Л.Э. имеет ***, ей присвоена квалификация *** (т. 1 л.д. 92).

Из трудового договора от 01.05.2023 № ***, заключенного между                               ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» и Сандркиной Л.Э., следует, что последняя принята на работу в ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» на должность ***                          (т. 1 л.д.113-119).

Из пункта 5.1 указанного трудового договора следует, что работник обязан добросовестно исполнять следующие должностные обязанности: ***; принимать участие в сборе и обработке материалов в процессе исследований в соответствии с утвержденной программой работы; следить за исправным состоянием ***, осуществляет его наладку; подготавливать оборудование (приборы, аппаратуру) к проведению ***, осуществляет его проверку и простую регулировку согласно разработанным инструкциям и другой технической документации; участвовать в выполнении ***, осуществляет необходимые подготовительные и вспомогательные операции, проводит наблюдения, снимает показания приборов, ведет рабочие журналы; обеспечивать сотрудников подразделения необходимыми для работы *** *** и оформлять в соответствии с методическими документами ***, ***; ***, нормативно-технической документации в соответствии с установленным заданием; выполнять различные *** работы, связанные с проводимыми ***; принимать участие в составлении и оформлении *** по выполненным работам (т. 1 л.д. 113-118).

Согласно приказу о приеме работника на работу от 01.05.2023 № 1010 Сандркина Л.Э. принята в *** на 1,0 ставки по вакансии (т. 1 л.д. 14).

Из штатного расписания ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» следует, что в *** имеется одна штатная единица ***, при этом 0,5 данной ставки финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования и 0,5 ставки – за счет средств бюджета Ульяновской области (т. 1 л.д. 108-112).

ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» входит в государственную систему здравоохранения и участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

С 01.01.2023 по 31.03.2023 и с 01.05.2023 Сандркина Л.Э. является получателем специальной социальной выплаты на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», исходя из 0,5 ставки, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, с учетом фактически отработанного времени (т. 1 л.д. 44-45, 66-78).

Сандркина Л.Э., ссылаясь на то, что имеет право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, исходя из полной ставки, а не из 0,5 ставки, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 определенным категориям  медицинских работников установлена специальная социальная выплата и утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее – Правила № 2568).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 01.01.2023) социальная выплата устанавливается в том числе следующим категориям медицинских работников:

- врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «б»);

- среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающему первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).

Согласно пункту 2 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, замещающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также заместившим вакантные должности в 2023 году и последующих годах вновь и пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования; рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце.

Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (пункт 4 Правил № 2568).

В пункте 6 Правил указано, что реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику: категория, должность (профессия); фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и страховой номер индивидуального лицевого счета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты; размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей; суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце; число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с пунктом 3 данных Правил; соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, указанных в подпунктах «д» и «е» этого пункта, с округлением до двух знаков после запятой.

Пунктом 8 Правил № 2568 предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.

Из приведенных выше положений законодательства следует, что с 01.01.2023 меры социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты предоставляются при наличии совокупности условий: 1) лицо, претендующее на получение выплаты, должно быть медицинским работником, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), должность которого должна соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей; 2) медицинский работник должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Понятие медицинского работника дано в подпункте 13 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому им является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

Под медицинской деятельностью законодатель в указанном Федеральном законе подразумевает профессиональную деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, предусматривающей комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Согласно части 2 статьи 32 и частям 1 - 4 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная               медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Из части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ следует, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В части 1 и части 2 статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – Разъяснения № 99н).

В пункте 1 Разъяснений № 99н указано, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023 специальная социальная выплата осуществляется в том числе следующим категориям медицинских работников: врачи центральных районных, районных и участковых больниц (подп. «а»); врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подп. «б»); врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 постановления № 2568 (подп. «в»); врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи (подп. «г»); специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц (подп. «д»); специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 постановления N 2568, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подп. «е»).

Согласно пункту 3 Разъяснений № 99н должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Пунктом 4 Разъяснений № 99н установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» относится к медицинской организации, в том числе оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях.

По смыслу части 1 статьи 33 Федерального закона №323-ФЗ первичная             медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе мероприятия по диагностике. Профессиональная деятельность в области клинической лабораторной диагностики осуществляется в целях клинико-лабораторного обеспечения медицинской помощи.

Истец Сандркина Л.Э. проводит ***, тем самым участвует в мероприятиях по ***, относящихся к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях прикрепленному населению.

Порядками оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению в амбулаторных условиях, предусмотренных приказами Минздрава от 15.05.2012 №543н, от 16.04.2012 №366н, от 07.05.2012 №92н регламентировано оказание медицинской помощи населению, в том числе путем проведения лабораторно-диагностического исследования.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.05.2021 № 464н утверждены правила проведения лабораторных исследований. В соответствии с пунктом 3 Правил проведения лабораторных исследований лабораторные исследования проводятся, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи. Лабораторные исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в дневном стационаре, вне медицинской организации (пункт 5 Правил). Согласно пункту 7 Правил направление на лабораторное исследование пациента осуществляется лечащим врачом или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача.

Из пояснений Сандркиной Л.Э., данных в суде первой инстанции следует, что *** осуществляют прием граждан для ******, работающих в ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. Разграничений в ее должностных обязанностях с учетом разного финансирования ставки не имеется. Ставки иных пяти *** полностью финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования. 

Из анализа должностной *** следует, что истец оказывает в том числе первичную медико-санитарную помощь (п. п. 1 ч. 2 ст. 32 и части 1 - 4 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ).

Таким образом, Сандркина Л.Э., будучи специалистом ***, является медицинским работником, который участвует в оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях, то есть относится к категории специалистов, имеющих право на специальную социальную выплату в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 (в редакции постановления Правительства РФ от 15.08.2023 № 1336) установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в частности, согласно подпункту «е» данного пункта размер специальной социальной выплаты специалистам со средним медицинским образованием, указанным в подпункте «е» пункта 2 настоящего постановления, составляет 6500 руб.

Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» внесены изменения в пункт 3, согласно которому максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты среднему медицинскому персоналу, указанному в подпункте «е» пункта 2 настоящего постановления, являющимся работниками медицинских организаций или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением до 50 тыс. человек, составляет 30 000 руб.

Постановление Правительства РФ от 20.03.2024 N 343 вступает в силу со дня его официального опубликования – 21.03.2024 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024.

Таким образом, из совокупности имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о том, что в *** ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» осуществляются *** в рамках обязательного медицинского страхования, сведений о характере выполняемых истцом трудовых обязанностей, следует, что Сандркина Л.Э. является медицинским работником, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; является специалистом *** ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», ее должность предусмотрена соответствующей Номенклатурой должностей медицинских работников, должностные обязанности ***!аборанта отделения клинической лабораторной диагностики!% ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» ею выполняются на одном рабочем месте, в связи с чем она имела право на получение специальной социальной выплаты на основании подпункта «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 со дня возникновения такого права – 01.01.2023, а именно за периоды работы с 01.01.2023 по 31.03.2023, с 01.05.2023 по 28.02.2025, исходя из полной ставки (1,0), а не из 0,5 ставки, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

То обстоятельство, что заработная плата 0,5 ставки истца финансировалась из областного бюджета, при наличии предусмотренных законом, указанных выше оснований для получения выплаты, а также фактического участия истца в оказании медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, не может служить поводом для ограничения прав истца на оплату труда и приводить к необоснованным различиям в объеме связанных с оплатой труда прав сотрудников учреждения. 

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации указано в том числе право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Сандркиной Л.Э. к ГУЗ «Большенагаткинска районная больница»  является правильным.

Доводы жалобы о том, что суд обязал работодателя установить истцу специальную социальную выплату, однако, в соответствии с законодательством работодатель не устанавливает данную выплату, а представляет ответствующие реестры в региональные органы Социального фонда Российской Федерации, основанием для отмены решения не являются. В случае возникновения в процессе исполнения решения каких-либо неясностей, требующих разъяснения, заинтересованное лицо не лишено возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, а также иные доводы жалобы, с учетом приведенных выше норм материального права и установленных обстоятельств, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких‑либо обстоятельств, которые не были исследованы суда или опровергали бы выводы обжалуемого решения, по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность обжалуемого решения не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.  

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля 2025 года