Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Демонтаж козырька балкона
Документ от 15.07.2025, опубликован на сайте 05.08.2025 под номером 120217, 2-я гражданская, обязать демонтировать самовольно установленое остекление балкона, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2025-000013-63

Судья Резовский Р.С.                                                                      Дело № 33-2783/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           15 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рыбалко В.И.,

судей Грудкиной Т.М., Маслюкова П.А.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кузьмичевой Татьяны Михайловны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 марта 2025 года по делу № 2-304/2025, которым постановлено:

исковые требования жилищно-строительного кооператива «Южный» (идентификационный номер налогоплательщика ***) к Кузьмичевой Татьяне Михайловне (паспорт гражданина Российской Федерации серии *** номер ***) об обязании демонтировать конструкции остекления балкона – удовлетворить частично.

Обязать Кузьмичеву Татьяну Михайловну осуществить демонтаж конструкции остекления балкона жилого помещения, по адресу: ***, с восстановлением мест крепления конструкций остекления балкона к наружной стене фасада многоквартирного дома.

Взыскать с Кузьмичевой Татьяны Михайловны в пользу жилищно-строительного кооператива «Южный» уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 20 000 руб.

В удовлетворении остальных требований жилищно-строительного кооператива «Южный» - отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., объяснения Кузьмичевой Т.М. и ее представителя Колесовой Э.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  представителя ЖСК «Южный» Черновой С.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

жилищно-строительный кооператив (ЖСК) «Южный» обратился в суд                     с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к                Кузьмичевой Т.М. о демонтаже конструкции остекления балкона.

В обоснование иска указал, что ответчик Кузьмичева Т.М. является собственником квартиры № ***.

Данный многоквартирный дом находится в управлении ЖСК «Южный».

Ответчик самовольно, без получения согласия собственников других  помещений дома, установил крышу (козырек) и остекление балкона.

В соответствии с нормами действующего законодательства балконные плиты и примыкающие к ним стены относятся к общему имуществу многоквартирного дома и, соответственно, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам всех помещений дома.

Направленное ответчику предписание с требованием привести балкон в проектное состояние до 18 ноября 2024 года путем демонтажа самовольного установленной крыши и остекления до настоящего времени не исполнено.

Уточнив требования, окончательно просил суд обязать Кузьмичеву Т.М. демонтировать самовольно установленное остекление балкона квартиры № ***; обязать Кузьмичеву Т.М. после демонтажа остекления привести фасад многоквартирного жилого дома в надлежащее состояние, а именно провести следующие работы на балконе квартиры № ***: гидроизоляцию нижнего шва стеновой плиты у выхода на балконную плиту; восстановление ограждения балконной плиты с обеспечением отвода осадков; штукатурку, шпатлевку стеновой плиты в проекции балкона; штукатурку, шпатлевку отверстий, образовавшихся в результате монтажа остекления, монтажа крыши и отделки балкона; покраску стеновой плиты в проекции балкона и плит примыкающих к балкону после заделки швов на расстоянии 15 см по всей длине восстановленных швов; восстановление отливов оконного блока выхода на балкон; взыскать с Кузьмичевой Т.М. в            пользу ЖСК «Южный» расходы на оплату государственной пошлины в размере              20 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кузьмичева Т.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых  требований.

Указывает, что балкон является частью ее квартиры и не является общим имуществом многоквартирного дома.

Полагает, что подача настоящего иска является местью ЖСК к ней в связи с ее обращением в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного затоплением квартиры.

Отмечает, что ей не выдавались какие-либо предписания Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что ответчик Кузьмичева Т.М. является собственником квартиры № ***.

Данная квартира находится на пятом (последнем) этаже многоквартирного дома.

Управление многоквартирным домом № *** осуществляет ЖСК «Южный».

Согласно предписанию от 29 октября 2024 года ЖСК «Южный» предъявило к Кузьмичевой Т.М. требование демонтировать самовольно возведенную крышу балкона, являющуюся препятствием для выполнения работ по текущему ремонту межпанельных швов.

Согласно пояснениям истца остекление балконов и установка козырьков над балконами проектной и технической документацией на дом не предусмотрены.

На момент рассмотрения дела судом стороной ответчика разрешительная документация на установку на балконе крыши (козырька) и остекления балкона представлена не была.

В силу ч. 2  ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 3 июля 2024 года по гражданскому делу № 2-1284/2024 на Кузьмичеву Т.М. возложена обязанность демонтировать крышу балкона квартиры № ***.

В ходе рассмотрения указанного гражданского дела суд, с учетом заключения судебно-строительной экспертизы № *** от 28 июня             2024 года,  выполненной экспертами ***, установил, что затопление принадлежащей Кузьмичевой Т.М. квартиры произошло вследствие отсутствия текущего ремонта кровли над указанной квартирой и отсутствия герметизации межпанельных швов над балконом квартиры. Без демонтажа возведенной над балконом квартиры № *** крыши ремонт межпанельных швов в полном объеме выполнить невозможно.

В судебном заседании по настоящему гражданскому делу судебный эксперт *** поддержала выводы судебной экспертизы, проведенной по гражданскому делу  № 2-1284/2024, пояснила, что сохранение остекления балкона в квартире ответчика без крепления сверху к крыше невозможно, поскольку остекление по периметру крепится к крыше балкона, которая фактически его удерживает.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения  состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая                    площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В силу ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1  ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном  доме.

Согласно п.п. «б», «в» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) входят в состав общего имущества.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 вышеуказанных Правил).

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство                и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда.

В  п. 1.7.2 Правил предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Согласно п. 4.2.4.9 Правил не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно частично удовлетворил исковые требования. 

При этом, суд объективно исходил из того, что установка ответчиком крыши (козырька) и остекления балкона является перепланировкой общего имущества многоквартирного дома, поскольку козырек размещен на наружной стене многоквартирного дома над балконом пятого этажа, а наружная стена дома является несущей ограждающей конструкцией и частью общего имущества,                   и доказательств тому, что такой порядок пользования общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома был согласован с другими собственниками, ответчиком не представлено.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильно примененных нормах материального права.

Решение суда обжаловано ответчиком лишь в части удовлетворенных к нему исковых требований. В остальной части решение суда в апелляционном порядке не обжаловалось и в силу ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом оценки судебной коллегии.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что  балкон в квартире ответчика  не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы стороной ответчика не были представлены суду достоверные и достаточные доказательства получения ответчиком в установленном законом порядке разрешения на остекление балкона и установку крыши (козырька) балкона, прикрепленных к стене дома.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены с достаточной полнотой, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьмичевой Татьяны Михайловны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города  Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 июля 2025 года.