УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Навасардян
В.С.
Дело № 7-444/2025
73RS0002-01-2025-0001768-89
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
10 июля 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 10 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 23 апреля 2025 года, вынесенные по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города
Ульяновска (дело № 12-485/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 10 марта 2025 года администрация города Ульяновска признана виновной
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в
размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 года № 90 «Об
учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска»
утверждено положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства
администрации города Ульяновска. В соответствии с пунктом 4.7.11 Положения
Управление Жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска
представляет собой по доверенности интересы главы города Ульяновска,
администрации города Ульяновска в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а
также органах государственной власти, в том числе при рассмотрении дел об
административных правонарушениях в отношении главы города Ульяновска,
администрации города Ульяновска, по вопросам, отнесенным к установленной
настоящим положением деятельности Управления.
Администрация города
Ульяновска неоднократно направляла обращения в Ульяновскую Городскую Думу о
выделении финансирования. Был получен ответ, что указанным вопросам уделяется
первоочередное внимание и вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных
обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте
общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора
стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы.
Решением Ульяновской
Городской Думы от 4 декабря 2024 года №154 «Об утверждении бюджета
муниципального образования «город Ульяновск» на 2025 год и на плановый период
2026 и 2027 годов» утвержден бюджет муниципального образования «город
Ульяновск», который является дефицитным.
Ссылаясь на правовую
позицию Конституционного Суда Российской Федерации и судебную практику
Верховного Суда Российской Федерации, а также на отсутствие надлежащего
финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по основаниям,
указанным в части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Сообщает суду, что
на исполнении в отделениях службы судебных приставов-исполнителей находится 319
исполнительных производств. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях на
исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов
составляет более 5 миллиардов рублей. За неисполнение решений судов на администрацию
города Ульяновска накладываются штрафы.
Отмечает, что сумма
бюджетных ассигнований на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов,
выделенная в бюджете муниципального образования «город Ульяновск», является
недостаточной для единовременного исполнения судебных решений.
Ссылается на
презумпцию невиновности и отсутствие вины в совершении административного
правонарушения.
Ссылаясь на
положения Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и
решения Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 года № 90 «Об учреждении
отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является отраслевым
(функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в
пределах своей компетенции функции по обеспечению вопросов местного значения и
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, в том
числе обеспечивает подготовку решения о проведении капитального ремонта общего
имущества в многоквартирном доме в случаях и сроки, установленные статьёй 189
Жилищного кодекса Российской Федерации и информировании собственников помещений
в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о
порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта в порядке,
установленном нормативным правовым актом Ульяновской области.
В соответствии с
должностной инструкцией Первый заместитель главы города Ульяновска (по развитию
городской инфраструктуры) осуществление общего руководства и контроля за
формирование перечня объектов капитального ремонта на территории муниципального
образования город Ульяновск» за счет средств бюджета территории муниципального
образования «город Ульяновск» возложено на заместителя Главы города Ульяновска
(по развитию городской инфраструктуры).
Согласно пункту 4.1
решения Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 года № 90 «Об учреждении
отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» Управление
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска осуществляет
бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя
средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации.
Кроме того в
соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Ульяновской
Городской Думы от 25 июня 2014 года № 80 «О Бюджетном процессе в муниципальном
образовании «город Ульяновск» бюджет муниципального образования «город
Ульяновск» ежегодно утверждается Ульяновской Городской Думой, а не
администрацией города Ульяновска.
Отмечает, что
администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение
финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.
Полагает, что в
действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения к
административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Также ссылается на
презумпцию невиновности.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болотиной Е.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме,
прихожу к выводу о том, что деяние администрации города Ульяновска верно
квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу 16 апреля 2013 года решением
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 15 февраля 2013 года
на администрацию города Ульяновска возложена обязанность за счет средств
муниципального образования «город Ульяновск» произвести работы по капитальному
ремонту жилого дома №57 по проспекту Гая г.Ульяновска, а именно: восстановление
облицовки цоколя (новыми плитками в местах их отсутствия либо оштукатуривание
поверхности с последующей окраской), ремонт облицовки в местах отслоения
плиток; крыша и кровля - замена покрытия и примыканий к вентиляционным шахтам,
трубопроводам, парапетам с закреплением защитного фартука дюбелями, отделкой
верхней части парапета кровельной сталью, устройство покрытий по плитам
перекрытия каналов и выступающей над кровлей части технического этажа, ремонт
наружной отделки стен выступающей над кровлей части технического этажа,
герметизация мест примыкания дверной коробки к проему; заполнение дверных
проемов - установка недостающих приборов, навешивание полотен в дверной проем,
полная окраска дверных блоков, ремонт металлического дверного блока (снятие
полотна, ремонт полотна в местах проявления коррозии, замена петель,
навешивание полотна, окрашивание дверного полотна); заполнение оконных проемов
- замена (ремонт) остекления; лестницы - установка поручней (в местах
отсутствия), ремонт (в местах повреждения); окраска ранее окрашенных стен в
подъезде, с расчисткой старой краски, ремонт штукатурки отдельных мест; канализация
- замена фановых труб; водоснабжение - замена трубопроводов в подвале;
мусоропровод - ремонт наружной отделки стен, ремонт покрытия кровли, ремонт
внутренней отделки, замена дверного полотна с обивкой листовой сталью,
восстановление ствола мусоропровода и его приемных устройств; восстановление
отмостки (л.д. 12-15).
6 июня 2013 года
возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 16).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
4 июля 2013 года в
отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 18).
30 сентября 2024
года судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России вынесено постановление о
назначении нового срока исполнения судебного решения до 29 ноября 2024 года
(л.д. 44).
2 декабря 2024 года
составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок
до 29 ноября 2024 года администрацией города Ульяновска исполнено частично: выполнены
работы по замене остекления, по заполнению проема шахты лифта, выполнены работы
по ремонту крыши и кровли в 2019 году; в остальной части требования
исполнительного документа не исполнены (л.д. 45).
По данному факту 20 февраля
2025 года судебным приставом-исполнителем в отношении администрации города
Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (л.д. 48).
Как указано выше,
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 10 марта 2025 года администрация города
Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 1 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с
назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 23 апреля 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия
администрацией города Ульяновска необходимых и достаточных мер по исполнению
решения суда, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что
администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной
ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях за то, что, являясь должником, не исполнила
содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в
срок до 29 ноября 2024 года после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем (с 30 сентября 2024 года по 29 ноября 2024 года), не
представлено.
Как следует из акта
совершения исполнительных действий от 30 сентября 2024 года, требования
исполнительного документа уже были исполнены в части выполнения работ по замене
остекления, по заполнению проема шахты лифта, выполнения работ по ремонту крыши
и кровли в 2019 году, т.е. до установления нового срока исполнения (л.д. 43).
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией города Ульяновска решения суда, в материалах дела не
имеется.
Доводы жалобы об
отсутствии финансирования не влекут освобождение администрации города
Ульяновска от административной ответственности, поскольку администрация города
Ульяновска является участником бюджетного процесса, обладает необходимыми
организационно-властными полномочиями и не была лишена возможности принять все
необходимые и достаточные меры к исполнению решения суда в установленные сроки.
Доводы жалобы о том,
что в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и
судебной практики Верховного Суда Российской Федерации при отсутствии бюджетных
средств у органа местного самоуправления последний подлежит освобождению от
ответственности, основаны на неверном толковании закона, поскольку должником по
рассматриваемому исполнительному производству является именно администрация
города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из положений законодательства
об исполнительном производстве, входит исполнение решения суда, указанного
судебным приставом в соответствующем требовании.
Доводы жалобы об
отсутствии в действиях администрации города Ульяновска состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняются,
поскольку в рамках данного дела администрация города Ульяновска привлечена была
за иное, деяние квалифицированное по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств о неисполнении
администрацией города Ульяновска требования судебного пристава-исполнителя к
указанному сроку до 29 ноября 2024 года и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного решения по указанным выше основаниям.
При назначении наказания
требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией части
1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в минимальном размере.
Руководствуясь
статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, судья
решил:
постановление
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 10 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 23 апреля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении администрации города Ульяновска,
оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска
Болотиной Екатерины Александровны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А.
Логинов