УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зотова
Л.И.
Дело № 12-75/2025
73RS0006-01-2025-000235-14
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
7 августа 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Хасановой Анны
Викторовны на постановление судьи Барышского городского суда Ульяновской
области от 16 мая 2025 года по делу по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
(дело №5-20/2025),
установил:
постановлением судьи
Барышского городского суда Ульяновской области от 16.05.2025 администрация
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее –
администрация МО «Барышский район») признана виновной в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, и
подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации МО «Барышский
район» Хасанова А.В. не соглашается с вынесенным по делу постановлением,
полагает его подлежащим отмене, производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации» внесены существенные изменения в действующее законодательство в
области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно ст.6
Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения
с отходами, в том числе относятся: поведение мероприятий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших
при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; организация
деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору,
транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых
коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за
исключением установленного порядка проведения их конкурсного отбора.
Согласно п.14 ч.1
ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится
участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на
территории соответствующих районов.
При этом ссылается
на ст.8.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления», согласно которому полномочия органов местного самоуправления и
органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области
обращения с отходами могут быть перераспределены между ними в порядке,
предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На сегодняшний день,
законодательство Ульяновской области не предусматривает передачу полномочий с
уровня субъекта на местный уровень в области обращения с отходами потребления и
производства.
Обращает внимание на то, что администрацией МО «Барышский
район» в Правительство Ульяновской области направлялась информация о наличии
несанкционированных сделок на территории города Барыша и Барышского района с их
точным местоположением.
Также отмечает, что в Правительство
Ульяновской области направлено письменное обращение о принятии соответствующих
мер по ликвидации свалок субъектом (уполномоченным органом) в соответствии с
полномочиями, предоставленными субъекту законом.
Считает, что администрация МО «Барышский
район» свои обязанности в рамках действующего законодательства по участию в
организации деятельности о ликвидации несанкционированных свалок выполнила в
полном объеме. Денежные средства для ликвидации несанкционированных свалок из
областного бюджета в администрацию МО «Барышский район» не выделялись и не
поступали. Финансовое обеспечение расходных обязательств, осуществляется за
счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области.
Ссылаясь на позицию Конституционного Суда РФ,
указывает, что администрация МО «Барышский район» не является хозяйствующим
субъектом, а является органом управления, осуществляющим участие в организации
деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального
образования и не может являться объектом указанного правонарушения.
Не являясь хозяйствующим субъектом, администрация
не может заниматься непосредственно сбором, накоплением, использованием,
обезвреживанием, транспортированием, размещением и иным обращением с
отходами.
Считает, что в настоящее время на
законодательном уровне имеются противоречия по распределению полномочий в сфере
ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и
источников финансирования.
Отмечает, что судом не установлено, что
возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения
отходов вызвано умышленными неправомерными действиями администрации МО
«Барышский район». Какие-либо виды деятельности в области обращения с отходами,
в том числе по сбору, вывозу, транспортировке ТБО не относится к уставной
деятельности администрации МО «Барышский район». При этом полномочия
администрации МО «Барышский район» по участию в организации деятельности по
сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных (бытовых) отходов
являются властно-распорядительной функцией органа местного самоуправления.
Следовательно, администрация МО «Барышский
район» не может являться надлежащим субъектом правоотношений в области
ликвидации несанкционированных свалок на территории МО «Барышский район».
Считает, что установленный в требовании срок
является неразумным, поскольку для исполнения решения суда необходимо
значительное время.
Обращает внимание суда на то, что
администрацией МО «Барышский район» предприняты меры по ликвидации свалки в
районе дома №37 по ул.Калинина и в районе дома №12а по ул.Радищева.
Ликвидировать свалки своими силами по
адресам: вдоль дороги в районе домов №40, №70, №75 по ул.Карла Маркса не
представляется возможным, поскольку необходимо привлечение техники для
выполнения работ.
Полагает, что дело подлежит прекращению по
основаниям, указанным в ч.5 ст.24.5 КоАП РФ.
Отмечает, что санкцией ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ
предусмотрен штраф на юридических лиц в размере от 1 до 3 миллионов рублей.
Неоднократное привлечение в течение года к административной ответственности
приведет к большой нагрузке на местный бюджет и увеличит финансовые
обязательства муниципального образования в несколько раз.
Считает, что постановлением Барышского
городского суда Ульяновской области от 09.04.2025 администрация МО «Барышский
район» уже привлечена по тем же обстоятельствам.
Подробно позиция защитника администрации МО
«Барышский район» Хасановой А.В. изложена в жалобе.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещались, в связи с чем полагаю
возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, прихожу к выводу о том, что вмененное администрации МО «Барышский
район» деяние правильно квалифицировано по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ,
устанавливающей ответственность за неисполнение должником исполнительного
документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с
обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности
гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и
применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального
ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
наложении административного штраф.
Из материалов дела усматривается, что
вступившим в законную силу решением Барышского городского суда Ульяновской
области от 13.07.2021 на администрацию МО «Барышский район» возложена
обязанность по ликвидации трех несанкционированных свалок твердых коммунальных
отходов, расположенных в г.Барыше Ульяновской области в районе дома №37 по
ул.Калинина, в районе дома №12а по ул.Радищева и вдоль дороги в районе домов
№40, №70, №75 по ул.Карла Маркса.
Постановлением
судебного пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району от 08.09.2021 в
отношении администрации МО «Барышский район» возбуждено исполнительное
производство (л.д.6).
В связи с тем, что
исполнительный документ администрацией МО «Барышский район» в срок,
установленный для добровольного исполнения, не исполнен, постановлением
судебного пристава-исполнителя от 10.11.2021 с должника взыскан исполнительский
сбор (л.д.7).
Постановлением
начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Барышскому району
УФССП России по Ульяновской области от 29.09.2022, вступившим в законную силу
25.11.2022, должник в связи с неисполнением требований исполнительного
документа привлечен к административной ответственности за совершение
административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ
(л.д.9). Штраф не оплачен (л.д.22).
Постановлением
судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от
05.08.2024 в связи с неисполнением в установленный срок требований
исполнительного документа администрации МО «Барышский район» установлен новый
срок до 20.09.2024 (л.д.11).
25.09.2025 составлен акт совершения
исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование
судебного пристава в полном объеме не исполнено (л.д. 13).
По данному факту
26.03.2025 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России в отношении администрации МО «Барышский район» составлен протокол об
административном правонарушении по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ (л.д.3-4).
Постановлением судьи
Барышского городского суда Ульяновской области от 16.05.2025 администрации МО
«Барышский район» было назначено административное наказание по ч.2.1 ст.17.15
КоАП РФ, с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного
штрафа в размере 500 000 рублей.
С учетом
длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия
администрацией МО «Барышский район» необходимых и достаточных мер, направленных
на исполнение решения суда общей юрисдикции, а также с учетом невыполнения
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера,
связанных с обеспечением
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь
установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного
штрафа, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о виновности
администрации МО «Барышский район» в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Вина администрации
МО «Барышский район» в совершении указанного правонарушения подтверждается
собранными по делу доказательствами, получившими оценку суда с точки зрения их
относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном
правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных
доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения
административного правонарушения.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
При этом
доказательств фактического совершения должником всех необходимых действий,
направленных на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем (с 05.08.2024 до
20.09.2024), не представлено.
Более того, защитник
администрации МО «Барышский район» в письменных объяснениях указывает на то,
что требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены
(л.д.23-24).
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией МО «Барышский район» требований исполнительного
документа в установленный срок, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы об
отсутствии финансирования основанием для освобождения от административной
ответственности служить не могут, поскольку именно администрация МО «Барышский
район» является должником, которому необходимо исполнить решение суда.
Доводы жалобы о том, что администрация МО
«Барышский район» не является надлежащим субъектом административной
ответственности по рассматриваемому делу, также подлежат отклонению, поскольку
именно она до настоящего времени является должником в рамках исполнительного производства.
Доказательств того, что на момент совершения вменяемого правонарушения в рамках
исполнительного производства произведена замена должника, либо изменен порядок,
либо способ исполнения решения суда, в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам жалобы постановлением
Барышского городского суда Ульяновской области от 09.04.2025 администрация МО
«Барышский район» была привлечена к административной ответственности в связи с
неисполнением иного требования судебного пристава-исполнителя от 03.06.2024,
которым был установлен срок исполнения судебного решения до 03.08.2024.
Иные доводы жалобы
направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного постановления.
Несогласие заявителя
с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и
судьей городского суда норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих
применению, не свидетельствует о допущении существенных нарушений закона и
предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно
и объективно рассмотреть дело.
При назначении
административного наказания положения ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание
назначено в размере менее минимально-установленного санкцией ч.2.1 ст.17.15
КоАП РФ размера на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств
дела.
С учетом
изложенного, оснований для отмены постановления судьи городского суда не
усматриваю.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи
Барышского городского суда Ульяновской области от 16 мая 2025 года по делу по
части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области оставить без изменения, жалобу защитника
администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Хасановой Анны Викторовны – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его
вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(город Самара).
Судья
Д.А. Логинов