УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Алексеева Е.В.
73RS0001-01-2025-000417-24
Дело
№33-3001/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 29
июля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Рыбалко В.И.,
судей Тудияровой С.В., Грудкиной Т.М.,
при секретаре Мустафиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 17 марта 2025 года по гражданскому делу №2-799/2025, по
которому постановлено:
исковые требования Мисюры Анатолия Михайловича к
администрации города Ульяновска, Пушкаревой Виолетте Леонидовне, Бочкареву
Александру Георгиевичу о признании распоряжения незаконным, возложении
обязанности выполнить реализацию проекта в первом полугодии 2025 года в
пределах бюджетных ассигнований, признании незаконным протокола схода граждан
удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Главы города
Ульяновска от 17 декабря 2024 года №*** в части аннулирования решения о
поддержке инициативного проекта «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» и
признания утратившим силу распоряжения администрации города Ульяновска от 23
апреля 2024 года №*** «Об инициативном проекте «Военно-патриотический участок в
Сквере ВТУ».
В остальной части иска, в иске к Пушкаревой
Виолетте Леонидовне, Бочкареву Александру Георгиевичу отказать.
Заслушав доклад судьи Тудияровой С.В., объяснения представителей администрации города
Ульяновска Каримовой Л.И., Токарь С.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения Пушкаревой В.Л.,
Демич Е.А., полагавших жалобу подлежащей удовлетворению, объяснения Мисюры
А.М., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мисюра А.М. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения
дела исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании
незаконным распоряжения от 17 декабря 2024 года, возложении обязанности
выполнить реализацию проекта в первом полугодии 2025 года в пределах бюджетных
ассигнований, признании незаконным протокола схода граждан.
Требования мотивированы тем, что истец является членом
инициативной группы инициативного проекта «Военно-патриотический участок в
Сквере Военно-технического училища» (далее - «Военно-патриотический участок в
Сквере ВТУ»).
Однако в установленный контрактом срок работы по реализации
муниципального контракта по благоустройству общественного пространства не
начались и не выполнены.
В соответствии с решением *** от 27 января 2021 года №1 для
реализации этого проекта ветеранами училища была создана инициативная группа и
проведены мероприятия, определенные календарным планом, утвержденным Главой
города Ульяновска и председателем ***, а именно, в поддержку проекта собрано
398 подписей жителей города при необходимом количестве 300 подписей, проект
рассмотрен и утвержден уполномоченной комиссией под руководством председателя
Общественной палаты г.Ульяновска, из городского бюджета выделено 3 000 000
руб., ветеранами училища собрано 900 000 руб. на софинансирование проекта,
разработана проектно-сметная документация на 3 800 000 руб., выделено
трубопроводное оборудование для устройства композиции, ООО «Лунный свет+» изготовлено шесть стендов
на сумму 329 000 руб. Мероприятия проводились при активной помощи и
поддержке администрации ***.
На основании решения конкурсной комиссии распоряжением Главы
города от 23 апреля 2024 года №190р проект поддержан для реализации в пределах
бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетом муниципального образования «город
Ульяновск» на 2024 год и плановый период
2025 и 2026 года. Этим же распоряжением Управлению по благоустройству
администрации города Ульяновска поручено продолжать работу по инициативному
проекту «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ». По результатам совместной
работы инициативной группы и администрации города МБУ «Стройзаказчик» на
аукционе определил подрядчика (победителя) ООО «АСПИД».
31 июля 2024 года был заключен муниципальный контракт на реализацию проекта со сроком выполнения
работ до 31 августа 2024 года. В этот период прокуратурой Ленинского района
г.Ульяновска было вынесено представление от 29 июля 2024 года в адрес администрации города Ульяновска об устранении
нарушений ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации по землепользованию сквера
ВТУ.
Уполномоченный орган по реализации проекта - ***
самоустранился от работ, в результате чего выполнение муниципального контракта
в установленный срок было сорвано. Никаких протестов от жителей близлежащих
домов по реализации проекта в адрес администрации города не поступало.
Спустя 40 дней по окончании срока по муниципальному
контракту 10 октября 2024 года Управление по благоустройству администрации
города Ульяновска, не подчинившись распоряжению Главы города, превысив свои
должностные полномочия, приостановил реализацию данного проекта.
Однако реализация проекта продолжалась: 29 октября 2024 года
подрядчик ООО «АСПИД» по акту приема №*** передал, а заказчик МБУ
«Стройзаказчик» принял выполненные работы по муниципальному проекту от 31 июля
2024 года на сумму 1879 072 руб.; 15 ноября 2024 года эти работы оплачены МБУ
«Стройзаказчик» во исполнение муниципального контракта от 31 июля 2024 года.
Материалы и оборудование, закупленные за счет денежных
средств, выделенных на проект, находятся у заказчика МБУ «Стройзаказчик».
Остаток денежных средств в сумме 2 020 928 руб. находится у администрации
города Ульяновска.
19 декабря 2024 года на официальном сайте администрации
города Ульяновска было размещено распоряжение Главы города Ульяновска №*** от
17 декабря 2024 года об аннулировании решения о поддержке инициативного проекта
«Военно-патриотический участок в сквере ВТУ» без указания причин.
Данное распоряжение противоречит п.4.7 приложения №2 решения
*** от 27 января 2021 года №***, который определяет право администрации города
отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициаторам с
указанием причин отказа на стадии внесения и рассмотрения проекта.
До настоящего времени инициативная группа отказа не
получила, проект не возвращен.
Решение от 19 апреля 2024 года уполномоченной комиссии по
реализации проекта до настоящего
времени действует.
Считает вышеуказанные решения органа местного самоуправления
незаконными и необоснованными, нарушающим права и охраняемые законном его интересы и интересы членов инициативной
группы.
Он не согласен с
распоряжением администрации города Ульяновска №*** от 17 декабря 2024 года,
которым аннулировано решение о поддержке инициативного проекта
«Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» и признано утратившим силу
распоряжение администрации города Ульяновска от 23 апреля 2024 года №*** «Об
инициативном проекте «Военно-патриотический участок в сквере ВТУ».
Согласно ответа прокуратуры Ленинского района г.Ульяновска
от 17 октября 2024 года в августе 2024
года в администрацию города Ульяновска поступило коллективное обращение о
предпочтительной концепции сквера Военно-технического училища как пространства
для формирования у подросткового населения патриотических ценностей,
исключающей установку на указанной территории детской игровой площадки. В
соответствии с инициативным проектом на данном участке детская площадка не
предусмотрена.
Кроме того, считает, что сход граждан был
организован с нарушением ст.25 Федерального закона от 6 октября
2003 года №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках
рассматриваемого дела ответчик представил в суд протокол схода граждан шести
многоквартирных домов и совета ветеранов УВВТУ от 5 сентября 2024 года с
повесткой «Об отсутствии необходимости устанавливать малые архитектурные формы
(детскую площадку) на территории
аллеи-сквера ветеранов и выпускников УВВТУ».
Данный документ не относится к рассматриваемому спору,
поскольку на сходе граждан не рассматривался и не обсуждался инициативный
проект «Военно-патриотический участок в сквере ВТУ», данный проект не нарушал
права граждан, участвующих в сходе,
более того он обязывает администрацию города обеспечить права малоподвижных
граждан, молодежи и детей на пользование общественной территорией сквером ВТУ,
организаторами схода являются представители администрации муниципальной власти
- заместители Главы города, которые
умышленно скрыли от граждан состав и назначение проекта.
Сход граждан проводился 5 сентября 2024 года после того, как
все решения были приняты, заключен муниципальный контракт и работы по нему должны быть выполнены до 31
августа 2024 года, председателем схода был избран Бочкарев А.Г., который к многоквартирным домам
никакого отношения не имеет, следовательно, не имел права быть председателем
схода, представитель совета ветеранов УВВТУ на сходе не присутствовал, в
протоколе схода зарегистрировано участие 49 человек, что в сотни раз меньше
количества жителей шести многоквартирных домов, принятое администрацией решение
по результатам схода до настоящего времени официально не опубликовано, принято
решение схода граждан о том, что детскую игровую площадку в аллее-сквере ветеранов
и выпускников УВВТУ устанавливать не нужно.
Следовательно, решения
принятые на незаконном сходе граждан 5 сентября 2024 года, не имеют
юридической силы и требуют отмены либо аннулирования.
Поскольку на сходе граждан были неверно озвучены виды планируемых
работ- детская игровая площадка, то соответственно сбор подписей против строительства детской игровой площадки
является недействительным, поскольку в проекте речь идет о
военно-патриотическом игровом участке из нескольких композиций.
Просил признать незаконным и отменить распоряжение администрации города
Ульяновска №*** от 17 декабря 2024 года,
обязать администрацию города Ульяновска выполнить реализацию инициативного
проекта «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» в составе двух объектов:
композиции, посвященной службе горючего ВС РФ и входной группы для
маломобильных граждан, в первом
полугодии 2025 года в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных
Ульяновской Городской Думой на 2025 год на развитие инициативного бюджетирования; признать
незаконными процедуры по сбору подписей граждан в отношении проекта и
протокол схода граждан от 5 сентября
2024 года.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков
привлечены Пушкарева В.А., Бочкарев
А.Г., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, ООО «Лунный свет+», ООО «АСПИД», Демич Е.А.,
межрегиональная общественная организация «Ветераны – пенсионеры Службы горючего
Вооруженных сил Российской Федерации».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска
просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов
жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суду
предоставлены доказательства, включая объяснения сторон и третьих лиц,
показания свидетелей, подтверждающих, что реализовать инициативный проект
«Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» не представлялось возможным,
поскольку граждане - жители многоквартирных домов №*** по ул.***, №№*** по ул.***
в г.***, на сходе граждан, состоявшимся 5 сентября 2024 года выступили против
реализации указанного проекта.
Судом с одной стороны указано на то, что процедура схода
граждан не была соблюдена, вместе с тем, оснований для признания протокола
схода граждан от 5 сентября 2024 года и процедура подписей граждан незаконными
не имеется, поскольку правовых последствий они для дела не имеют.
Считает, что факт признания судом схода граждан от 5
сентября 2024 года законным имеет существенное значение для принятия законного
и обоснованного решения по делу, поскольку решения, принятые на сходе граждан
привели к прекращению реализации инициативного проекта «Военно-патриотический
участок в Сквере ВТУ».
Администрацией города Ульяновска соблюден порядок
опубликования официальных документов путем размещения распоряжения
администрации города Ульяновска от 23 апреля 2024 года №*** «Об инициативном
проекте «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» на официальном сайте
администрации города Ульяновска. Каких-либо жалоб и обращений от жителей
многоквартирных домов №*** по ул.***, №*** по ул.*** в г.*** по реализации
инициативного проекта «Военно- патриотический участок в Сквере ВТУ» до принятия
решения о его поддержке не поступало.
Считает вывод суда об отсутствии объективных причин и
оснований для принятия распоряжения администрации города Ульяновска от 17
декабря 2024 года №*** необоснованным, поскольку их наличие подтверждается
имеющимися доказательствами.
Со ссылкой на ст.ст.31, 55 Конституции Российской Федерации,
ст.ст. 1, 25, 29, 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
ст.12 Устава муниципального образования «город Ульяновск» считает, что
распоряжение администрации города Ульяновска от 17 декабря 2024 года №***
вынесено на законных основаниях и не противоречит действующему
законодательству, основания для его отмены отсутствуют.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о
месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе,
возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из
материалов дела следует, что Главой города Ульяновска 29 января 2024 года утвержден план мероприятий по реализации инициативных
проектов на территории муниципального образования «город Ульяновск» в 2024 году.
В марте 2024 года в
администрации города Ульяновска принимались инициативные проекты.
Проектом «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ»
предусмотрено благоустройство сквера на территории военно-технического училища в городе Ульяновске. Инициатором
проекта выступил *** Место реализации проекта: ***, сквер военно-технического
училища (т.1. л.д.13-15).
Состав проекта: композиция, посвященная Службе горячего
Вооруженных Сил; оборудование входной группы для малобильных граждан; военно –
патриотический игровой участок «День Победы».
Стоимость проекта составила 3 807 848 руб. 72 коп. на
основании сметного расчета. Источники финансирования: 3 000 000 руб.- средства
муниципального образования «город Ульяновск»; 807 848 руб. 72 коп. -
средства от юридических лиц.
Данный инициативный проект прошел процедуру конкурсного
отбора на заседании конкурсной комиссии 18 апреля 2024 года, по результатам которого
получил положительное заключение.
Распоряжением администрации города Ульяновска от 23 апреля
2024 года №*** инициативный проект
«Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ»
поддержан администрацией города (т.1 л.д.31).
Как указано в п.3 указанного распоряжения, оно подлежит размещению на официальном сайте
администрации города Ульяновска в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его принятия.
В ходе реализации проекта планировалось выполнить следующие
виды работ: установка входной
группы/ограждение для маломобильных граждан;
установка детской игровой площадки «День победы»; обустройство
освещения.
В целях реализации проекта «Военно-патриотический участок в
Сквере ВТУ» в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» между МБУ «Стройзаказчик» и ООО «АСПИД»
заключен муниципальный контракт, по условиям которого ООО «АСПИД» (исполнитель)
обязался выполнить работы по благоустройству территории в рамках реализации
проектов поддержки местных инициатив
«Военно-патриотический участок в сквере ВТУ», а заказчик обязуется принять
результат работы и оплатить
их. Срок выполнения работ до 31
августа 2024 года (т.1 л.д.109-127).
В ходе исполнения указанного муниципального контракта от 31
июля 2024 года ООО «АСПИД» приобрел оборудование на сумму 1 879 071 руб. 99 коп.:
скамейку-качалку - 1 шт., детскую
карусель - 1 шт., качалку на пружинах – 1 шт., арку для детской площадки - 1
шт., игровой комплекс - 1 шт., цветочницу бетонную - 2 шт., стойки ПО-КТЦ1 - 2 шт. 15 ноября
2024 года МБУ «Стройзаказчик» оплатил
затраты по закупленному оборудованию
в сумме 1 879 071 руб. 99 коп. за счет средств муниципального
образования «город Ульяновск» (т.1 л.д.44).
Кроме того, ООО «АСПИД» (заказчик) и ООО «Лунный свет+»
(подрядчик) 12 августа 2024 года заключили договор №*** на изготовление и
монтаж композиционного фриза и его монтаж, стоимость услуг составила 328 060 руб.
Однако во время производства работ подрядчик столкнулся с
возмущением жителей домов, которые выступили против реализации проекта. Жители
многоквартирного дома №*** по ул.*** *** остановили начавшиеся строительные
работы, преградив доступ техники рабочим подрядной организации. Работы по
благоустройству сквера были приостановлены.
Реализовать инициативный проект «Военно-патриотический участок в Сквере
ВТУ» не представилось возможным,
поскольку граждане-жители
многоквартирных домов №*** по ул.***, №***
по ул.*** в г.***, на сходе, состоявшемся
5 сентября 2024 года, выступили против реализации указанного инициативного проекта, что
подтверждается протоколом схода граждан
(т.1 л.д.248-250).
17 декабря 2024 года Глава города Ульяновска вынес распоряжение №475-р, согласно которому,
руководствуясь абзацем 4 п.п.1 п.2.2 и абзаца 1 п.2.3 Порядка расчета и возврата сумм инициативных
платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим
их перечисление в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» на
реализацию инициативного проекта, аннулировал решение о поддержке инициативного
проекта «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ». Указано на то, что
Управлению планирования, бюджетного учета и отчетности администрации города
Ульяновска необходимо осуществить возврат сумм инициативных платежей,
подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их
перечисление в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» на
реализацию инициативного проекта, на основании поданных заявлений плательщиков.
Муниципальному бюджетному учреждению «Стройзаказчик»
предписано принять к учету малые архитектурные формы, закупленные по
муниципальному контракту от 31 июля 2024
года.
Признано утратившим силу распоряжение администрации города
Ульяновска от 23 апреля 2024 года №***
«Об инициативном проекте
«Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» (т.1 л.д.46-47).
Вынесение распоряжения
обусловлено тем, что реализовать
инициативный проект не представилось возможным в результате случая, независящего от действий (бездействий) сторон инициативного
проекта.
В рамках исполнения распоряжения главы МО «Город
Ульяновск» МБУ «Стройзаказчик» и
ООО «АСПИД» расторгли муниципальный контракт от 31 июля 2024 года (т.1
л.д.92), приобретенное ООО «АСПИД» имущество на сумму 1 879 071
руб. 99 коп. переданы указанному
Обществу на ответственное хранение о
договору №*** от 23 октября 2024 года
согласно спецификации (т.1 л.д.94-95).
Разрешая
спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам
ст.67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что доводы представителя администрации
города Ульяновска о невозможности реализовать указанный инициативный проект,
поскольку граждане – жители близлежащих многоквартирных домов на сходе,
состоявшемся 5 сентября 2024 года выступили против реализации данного проекта,
что свидетельствует о наличии случая, независящего от действия (бездействия)
сторон инициативного проекта, являются несостоятельными, исходя из того, что распоряжение Главы города
Ульяновска от 23 апреля 2024 года №*** в течение трех рабочих дней было
размещено на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно
– телекоммуникационной сети «Интернет». Заинтересованные лица, в том числе и
жители многоквартирных домов №*** по ул.***,
№*** по ул.*** в г.*** своим правом оспорить данное распоряжение не
воспользовались, процедура проведения схода граждан не соблюдена. Вместе с тем,
оснований для признания протокола схода граждан от 5 сентября 2024 года и
процедуры сбора подписей граждан незаконными не имеется, поскольку правовых
последствий они для дела не имеют.
Доказательств
тому, что у администрации города Ульяновска имелись препятствия для
выяснения мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта путем опроса граждан многоквартирных домов №*** по ул.***, №*** по ул.*** в г.*** до принятия
решения о его поддержке, отраженного в
распоряжении главы города Ульяновска от
23 апреля 2024 года №***, суду не представлено.
Принятие
оспариваемого распоряжения от 17 декабря 2024 года №*** об
аннулировании решения о поддержке инициативного проекта
«Военно-патриотический участок в Сквере
ВТУ» должно быть обусловлено объективными причинами и основаниями, предусмотренными действующим законодательством, что в данном
случае по делу отсутствует.
В связи с этим, суд первой инстанции удовлетворил исковые
требования Мисюры А.М. о признании
незаконным и отмене распоряжения Главы города Ульяновска от 17 декабря 2024 года №*** в части
аннулирования решения о поддержке инициативного проекта «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» и признания утратившим силу распоряжения
администрации города Ульяновска от 23 апреля 2024 года №*** «Об инициативном
проекте «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ».
При этом отказал в удовлетворении исковых требований Мисюры
А.М. о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности выполнить реализацию инициативного проекта «Военно-патриотический
участок в Сквере ВТУ», установлении судом сроков его реализации в первом
полугодии 2025 года в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных Ульяновской городской Думой на 2025 год на развитие инициативного бюджетирования, а также в
признании незаконным протокола схода граждан.
Рассматривая дело в пределах доводов жалобы, суд
апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда в части
удовлетворения исковых требований о признании распоряжения администрации города
Ульяновска №*** от 17 декабря 2024 года незаконным, в связи со следующим.
В соответствии с ч.4 ст.26.1 Федерального
закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующих на момент
возникших правоотношений) инициативный проект до его внесения в местную
администрацию подлежит рассмотрению на сходе, собрании или конференции граждан,
в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления
территориального общественного самоуправления, в целях обсуждения инициативного
проекта, определения его соответствия интересам жителей муниципального
образования или его части, целесообразности реализации инициативного проекта, а
также принятия сходом, собранием или конференцией граждан решения о поддержке
инициативного проекта. При этом возможно рассмотрение нескольких инициативных
проектов на одном сходе, одном собрании или на одной конференции граждан.
Нормативным правовым актом представительного
органа муниципального образования может быть предусмотрена возможность
выявления мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта также
путем опроса граждан, сбора их подписей.
Инициаторы проекта при внесении инициативного
проекта в местную администрацию прикладывают к нему соответственно протокол
схода, собрания или конференции граждан, результаты опроса граждан и (или)
подписные листы, подтверждающие поддержку инициативного проекта жителями
муниципального образования или его части.
В силу ч.ч.5,6 ст.26.1 названного Федерального закона информация
о внесении инициативного проекта в местную администрацию подлежит опубликованию
(обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней
со дня внесения инициативного проекта в местную администрацию и должна
содержать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также об
инициаторах проекта. Одновременно граждане информируются о возможности
представления в местную администрацию своих замечаний и предложений по
инициативному проекту с указанием срока их представления, который не может
составлять менее пяти рабочих дней. Свои замечания и предложения вправе
направлять жители муниципального образования, достигшие шестнадцатилетнего
возраста. В случае, если местная администрация поселения не имеет возможности
размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет", указанная информация размещается на официальном сайте
муниципального района, в состав которого входит данное поселение. В сельском
населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан
старостой сельского населенного пункта.
Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению
местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения. Местная
администрация по результатам рассмотрения инициативного проекта принимает одно
из следующих решений: поддержать инициативный проект и продолжить работу над
ним в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о местном
бюджете, на соответствующие цели и (или) в соответствии с порядком составления
и рассмотрения проекта местного бюджета (внесения изменений в решение о местном
бюджете); отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициаторам
проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта.
Согласно ст.15.1 Устава МО «город Ульяновск», утвержденного
решением *** от 23 сентября 2014 года №***, в
целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей
муниципального образования «город Ульяновск» или его части, определенной в
порядке, установленном нормативным правовым актом ***, по решению вопросов
местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено
органам местного самоуправления, в администрацию города Ульяновска может быть
внесен инициативный проект.
Решением *** от 27
января 2021 года №*** «О мерах по реализации инициативных проектов на
территории муниципального образования «город Ульяновск», утверждены «Порядок определения части территории
муниципального образования «город Ульяновск», на которой могут реализовываться
инициативные проекты», «Порядок
выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а
также проведения их конкурсного отбора на территории муниципального образования
«город Ульяновск», «Порядок формирования
и деятельности конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора
инициативных проектов в муниципальном образовании «город Ульяновск»,
«Порядок расчета и возврата сумм
инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям),
осуществившим их перечисление в бюджет муниципального образования «город
Ульяновск» на реализацию инициативного проекта»).
В соответствии с п.3.1 «Порядка выдвижения, внесения,
обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их
конкурсного отбора на территории муниципального образования «город Ульяновск»,
инициативные проекты вправе выдвинуть инициаторы, указанные в ч.2 ст.26.1
Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также
инициаторы, право которых на выдвижение инициативных проектов предусмотрено
решениями ***.
Согласно п.3.2. инициативный проект до его внесения в
администрацию города Ульяновска подлежит рассмотрению на собрании или
конференции граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по
вопросам осуществления территориального общественного самоуправления, в целях обсуждения
инициативного проекта, определения его соответствия интересам жителей
муниципального образования или его части, целесообразности реализации
инициативного проекта, а также принятия собранием или конференцией граждан
решения о поддержке инициативного проекта.
Выявление мнения граждан по вопросу о поддержке
инициативного проекта может осуществляться также путем сбора их подписей в
порядке, предусмотренном разделом 3.1 настоящего Порядка.
Согласно ст.31 Конституции Российской Федерации граждане
Российской Федерации имеют право
собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирование.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права
человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в
той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.
Положением ст.25 Федерального закона от 6 октября 2003 года
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» регламентирован порядок проведения схода граждан,
осуществляющего полномочия
представительного органа муниципального образования.
Исходя из содержания ч.2 ст.25 указанного Закона сход
граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального
образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции
представительного органа муниципального образования.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в
соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом
поселения.
Согласно ч.1 ст.12
Устава муниципального образования «город Ульяновск» местное самоуправление
осуществляется гражданами посредством форм прямого волеизъявления, включая,
сход граждан.
Ранее неоднократно
проводились собрания граждан близлежащих домов, по результатам которых ими были
приняты решения о запрете установления каких – либо сооружений, детской игровой
площадки в спорном сквере, кроме содержащих патриотическую мемориальную
тематику, что подтверждается коллективным обращением граждан от 11 ноября 2018
года, от 18 мая 2019 года, от 23 июня 2020 года, протоколом от 30 мая 2019
года, адресованных Главе администрации города Ульяновска, в *** (т.2
л.д.107-108, 110-113, 114-116, 166-167, 169-173).
Из содержания данных
обращений следует, что инициатива по созданию детской площадки не обсуждалась и
не согласовывалась с жителями микрорайона, у них сложились конфликтные
отношения с Мисюрой А.М.
Исходя из позиции
ответчика следует, что вопреки принятым ранее решениям о запрете монтажа
детской игровой площадки в аллее – сквере ветеранов и выпускников УВВТУ,
изменив название «детская игровая площадка» на «патриотическая площадка»
инициативная группа добилась согласования данного вопроса с администрацией
города Ульяновска, собрав подписи граждан, проживающих в районах, удаленных от
аллеи – сквера.
При этом, как следует из
материалов дела военно – патриотический игровой участок «День Победы» согласно
локальному сметному расчету включает в себя скамейку – качалку; детскую
карусель День Победы; качалку на пружинах День Победы; арку для детской
площадки, подтверждающие, что часть данного проекта содержит детскую игровую
зону или площадку (т.2 л.д.86).
При размещении информации
в СМИ в поддержку проекта благоустройства в сквере ВТУ, также был размещен
дизайн – проект, из которого следует, что часть данного проекта содержит детскую
игровую зону или площадку, а также фото с лозунгом «Нам нужна детская
площадка!» (т.2 л.д.96, 100-101).
Согласно пп. 1 п.2.2
«Порядка расчета и возврата сумм
инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям),
осуществившим их перечисление в бюджет муниципального образования «город
Ульяновск» на реализацию инициативного проекта», утвержденного решением *** от
27 января 2021 года №*** «О мерах по реализации инициативных проектов на
территории МО «Город Ульяновск» возврат суммы поступивших инициативных платежей
осуществляется в следующих случаях: инициативный проект не реализован в
результате следующих причин: в установленный срок денежные средства в бюджет
города не были перечислены в полном объеме; несостоявшихся конкурентных
процедур по оказанию работ, услуг связанных с реализацией инициативного
проекта; случаи, независящие от действий (бездействия) сторон инициативного
проекта.
На основании случаев,
указанных в пп.1 п.2.2
настоящего Порядка, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании
результатов конкурсного отбора проектов, а также о возврате суммы инициативных
платежей плательщикам, и в течение 10 рабочих дней уведомляет плательщиков о
принятом решении (абзац первый п.2.3 указанных Правил).
Вынесение оспариваемого
распоряжения от 17 декабря 2024 года
обусловлено тем, что реализовать
инициативный проект не представилось возможным в результате случая, независящего от действий (бездействий) сторон инициативного
проекта со ссылкой, в том числе, на указанные Правила.
При этом в оспариваемом
распоряжении не указано, что основанием аннулирования решения о поддержке
инициативного проекта «Военно – патриотический участок в сквере ВТУ» и
признании утратившим силу распоряжения администрации города Ульяновска от 23
апреля 2024 года №*** «Об инициативном проекте «Военно – патриотический участок
в Сквере ВТУ» является сход граждан от 5 сентября 2024 года.
Данное распоряжение
принято администрацией города Ульяновска в пределах предоставленных ему
полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
С
учетом изложенного, выводы суда первой инстанции относительно того, что
доказательств тому, что у администрации города Ульяновска имелись препятствия
для выяснения мнения граждан по
вопросу о поддержке инициативного
проекта путем опроса граждан многоквартирных домов №*** по ул.***, №*** по ул.*** в г.*** до принятия
решения о его поддержке, отраженного в
распоряжении Главы города Ульяновска от
23 апреля 2024 года №***, суду не представлено, являются неверными, поскольку в
соответствии с ч.4 ст.26.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(в редакции, действующих на момент возникших правоотношений) это является
правом, а не обязанностью муниципального органа.
Само
по себе размещение распоряжения Главы города Ульяновска от 23 апреля 2024 года
№*** на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно –
телекоммуникационной сети «Интернет», а также то обстоятельство, что
заинтересованные лица, в том числе и жители многоквартирных домов №*** по ул.***, №*** по ул.*** в г.*** своим правом оспорить
данное распоряжение не воспользовались, не является достаточным основанием для
удовлетворения исковых требований о признании оспариваемого распоряжения от 17
декабря 2025 года незаконным.
Согласно ст.1
Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и
защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники
гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п.3).
Никто не вправе извлекать
преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п.4).
Статьей 10 Гражданского
кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются
осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред
другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное
заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (п.1).
В случае несоблюдения
требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи,
суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий
допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права
полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом
(п.2).
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23
июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая
действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из
поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего
права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в
получении необходимой информации (абзац третий).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из
сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и
последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права
полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту
интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения
другой стороны (п.2 ст.10
ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала
или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (п.3 ст.157
ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не
имеет правового значения (п.5 ст.166
ГК РФ) (абзац пятый п.1 указанного постановления).
Как следует из материалов
дела, к инициативному проекту были приложены подписные листы, подтверждающие
поддержку инициативного проекта жителями других районов города Ульяновска. Мнение жителей непосредственно близлежащих
домов не выяснялось, несмотря на их неоднократные обращения до утверждения
инициативного проекта, о чем не могло быть неизвестно истцу. Кроме того, в
состав инициативной группы они не входили. Вместе с тем, как указывалось выше,
с учетом изготовленных малых архитектурных форм, фактически планировалось
установить детскую площадку.
На основании изложенного,
решение суда подлежит отмене в части удовлетворении иска о признании незаконным
распоряжения Главы города Ульяновска от 17 декабря 2024 года №*** в части
аннулирования решения о поддержке инициативного проекта «Военно-патриотический
участок в Сквере ВТУ» и признания утратившим силу распоряжения администрации
города Ульяновска от 23 апреля 2024 года №*** «Об инициативном проекте
«Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ», и принятия в этой части нового
решения об отказе в иске. В остальной части решение суда подлежит оставлению
без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 17 марта 2025 года отменить в части
удовлетворения иска о признании незаконным распоряжения Главы города Ульяновска
от 17 декабря 2024 года №*** в части аннулирования решения о поддержке
инициативного проекта «Военно-патриотический участок в Сквере ВТУ» и признания
утратившим силу распоряжения администрации города Ульяновска от 23 апреля 2024
года №*** «Об инициативном проекте «Военно-патриотический участок в Сквере
ВТУ», и принять в этой части новое решения об отказе в иске.
В остальной части решение
суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11
августа 2025 года.