УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-000060-28
Судья Анциферова Н.Л.
Дело № 33-3010/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 29
июля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Санатулловой Ю.Р.,
судей Федоровой Л.Г.,
Малышева Д.В.,
при секретаре Забураеве Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 4 марта 2025 года с учетом определения того же суда от 11 апреля
2025 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-626/2025, по которому
постановлено:
исковые
требования Сенатовой Румии Амирзяновны к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании
решения незаконным, обязании назначить досрочную страховую премию
удовлетворить.
Признать
незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области об отказе в установлении пенсии № ***
от 11.11.2024.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Сенатовой
Румие Амирзяновне страховую пенсию по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 30.06.2024.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения
представителя Сенатовой Р.А. – Цветковой Ю.А., полагавшей решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Сенатова Р.А. обратилась в суд с
иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области (далее –ОСФР по Ульяновской области) о
признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную
страховую пенсию.
В обоснование иска указала, что
решением ОСФР по Ульяновской области от 11.11.2024 № *** ей отказано в
назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с
отсутствием документов, подтверждающих факт признания дочери *** года рождения,
ребенком-инвалидом.
С данным решением ответчика не
согласна, полагает, что имеет право на назначение досрочной пенсии как матери ***.
Согласно оспариваемому решению
условия по наличию страхового стажа и необходимой величины индивидуального
коэффициента выполнены.
Основанием для отказа в назначении
досрочной пенсии, по мнению ответчика, является документальное не подтверждение
признания ее дочери *** года рождения, ***, с чем она не согласна.
Она состоит в браке с *** и является
матерью троих детей: *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения.
Она осуществляла уход и воспитание данных детей с момента их рождения.
Также у нее был рожден четвертый
ребенок *** года рождения, но *** он умер.
Ее дочери *** года рождения, была
установлена инвалидность на период с 1998 года до 01.10.2000.
Согласно медицинской карте ***
имеется запись от 04.09.1998: МСЭ, диагноз: *** Согласно приказу МЗ РСФСР № ***
от 04.07.91 подлежит оформлению инвалидности по разделу 1, пункт 7, сроком на
два года, то есть до 01/10 – 2000 г***. Далее имеется подпись председателя МСЭ.
Запись сделана МСЭ в *** по адресу: ***
До установления инвалидности с
14.03.1998 по 27.08.1998 ее дочь *** проходила стационарное лечение в ***
Она занималась сбором всех
документов на получение пенсии по категории «***», и получала данную пенсию на
протяжении двух лет ежемесячно (почтальон приносил пенсию на дом).
Ей было выдано удостоверение от
30.10.1998 № *** о назначении пенсии по
категории «***» с 11.09.1998 по 30.09.2000.
В настоящее время *** по адресу: ***,
дополнительно выдана справка, подтверждающая оформление инвалидности *** с 1998
года по 01.10.2000.
Кроме того, ей также стало известно
от сотрудников ОСФР по Ульяновской области при получении оспариваемого решения,
что ее сыну *** рожденному *** и умершему ***, также была установлена
инвалидность. Ранее о данном факте ей никто не сообщал. *** проходил лечение с
момента рождения в *** по адресу: *** и в *** по адресу: ***; перенес 4
операции, с момента рождения она осуществляла за ним уход и находилась с ним в
больницах.
С учетом изложенного просила суд признать
незаконным решение ОСФР по Ульяновской области от 11.11.2024 № 148420/24 об
отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.
1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на
основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях», назначить досрочную страховую пенсию по старости с
01.07.2024.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение
вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечено, что
документов, подтверждающих признание *** года рождения, *** не представлено,
архивного пенсионного дела на *** *** по факту получения социальной пенсии по
инвалидности в ОСФР по Ульяновской области не имеется. Согласно базы данных
ОСФР по Ульяновской области сведений о выплате Сенатовой Р.А. пенсии как матери
*** ***также не имеется. В ОСФР по Ульяновской области имеется только архивное
пенсионное дело на Сенатову Р.А. по факту получения социальной пенсии по
инвалидности на сына *** года рождения, который согласно медицинскому
заключению №*** был признан *** 06.08.1996 и умер *** в возрасте 5 месяцев.
Сенатовой Р.А. выплачивалась пенсия, как матери *** *** в
период с 12.08.1996 по 31.08.1996. При этом сведений о выдаче истцу пенсионного
удостоверения о назначении пенсии *** в ОСФР по Ульяновской области не имеется.
Представленная *** справка без даты и номера, выданная *** о том, что на
ребенка *** года рождения, была оформлена инвалидность с 1998 до 01.10.2000,
также не подтверждает, что *** была установлена инвалидность. В данной справке
не указано, на основании каких документов она была выдана. Представленные
истцом медицинские документы не свидетельствуют о том, что ребенку была
установлена инвалидность. Поскольку документально факт признания *** *** не
подтвержден, следовательно, у истца отсутствует право на установление досрочной
страховой пенсии по старости в виду несоблюдения условий назначения страховой
пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от
28.12.2013 Nº400-Ф3.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Сенатова Р.А., *** года рождения, является многодетной
матерью, имеет троих детей: *** года рождения, *** года рождения, *** года
рождения (л.д. 15, 37, 40, 41). Также *** у нее был рожден сын *** который умер
*** (л.д. 39, 42).
11.06.2024 Сенатова Р.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 32
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Ульяновской области от 06.08.2024 №
94183/24 Сенатовой Р.А. отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи
с отсутствием документов, подтверждающих факт признания *** г.р., *** (л.д.
53-56).
09.09.2024 Сенатова Р.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 1 ч. 1 ст. 32
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 110-115).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 11.11.2024 №
94183/24 Сенатовой Р.А. отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1
ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи
с отсутствием документов, подтверждающих факт признания *** г.р., статуса «***»
или «***» (л.д. 106-108).
Указанные
обстоятельства послужили основанием для обращения Сенатовой Р.А. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении исковых требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по
старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)
(с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному
закону).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по
старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8
данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30: одному из родителей инвалидов с детства,
воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста
55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж
соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной
деятельности засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за
инвалидом ***, *** или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Вышеуказанные периоды засчитываются в
страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали
периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности),
указанные в статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» (часть 2 статьи
12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В СССР выплата пособия на детей-инвалидов с детства в
возрасте до 16 лет была установлена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 23.05.1979 № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с
детства».
Согласно приказу Министерством здравоохранения СССР от
14.12.1979 № 1265 «О порядке выдачи
медицинского заключения на *** с детства в возрасте до ***», согласно которому
врачи, имеющие на учете детей и подростков с заболеваниями и патологическими
состояниями, предусмотренными «Перечнем медицинских показаний, дающих право на
получение пособия на *** с детства в возрасте до ***», а также при выявлении их
вновь, обязаны представить больного с медицинской документацией на
врачебно-консультационную комиссию, а при ее отсутствии - ***
лечебно-профилактического учреждения или заместителю главного врача по
медицинской части. На основании решения комиссии подготовить медицинское
заключение по установленной форме.
Медицинское заключение в 3-дневный срок направляется в
районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей
или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдается справка,
подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка-инвалида направлено в
отдел соцобеспечения.
Приказом
Министерства здравоохранения РСФСР от 04.07.1991 № 117 был утвержден Порядок
выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, который
утратил силу в связи с изданием Приказа
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.05.2000 № 161.
Пунктом 4 данного Порядка предусматривалось, что медицинское
заключение по установленной форме оформлялось, в том числе, детскими городскими
поликлиниками и больницами, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам,
на основании коллегиального решения специалистов в соответствии с «Медицинскими
показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом».
Медицинское заключение оформлялось за подписью главного
врача лечебно-профилактического учреждения или заместителя главного врача по
медицинской части и лечащего врача соответствующего профиля, представившего
ребенка на инвалидность, заверялось круглой печатью и в 3-дневный срок
направлялось в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту
жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну)
выдавалась справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ***
направлено в отдел соцобеспечения.
Из ответа *** следует, что
из амбулаторной карты *** года рождения, проживающей по адресу: ***,
следует, что 04.09.1998 в *** состоялась комиссия МСЭ, где рассматривалась
амбулаторная карта *** года рождения, наблюдающейся с диагнозом: *** Согласно
приказу МЗ РСФРС № *** от 04.07.1991 ребенок подлежал оформлению инвалидности
по разделу 1, п. 7, сроком на 2 года, то есть 01.10.2000. *** (л.д. 31, 33).
Согласно справке *** года рождения, диагноз: *** была
оформлена инвалидность с 1998 года до 01.10.2000 (л.д. 167).
Из ответа Министерства здравоохранения Ульяновской области
от 18.02.2025 на запрос суда первой инстанции следует, что в соответствии с
действовавшим до 2000 года приказом Минздрава СССР от 04.07.1997 «О порядке
выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет»,
оформление медицинских заключений на детей‑инвалидов в возрасте до 16 лет
проводилось детскими медицинскими организациями, оказывающими медицинскую
помощь детям и подросткам. Медицинское заключение выдавалось на основании
коллегиального решения специалистов. С 2000 года освидетельствование детей на
признание их инвалидами детства проводится в ***
По информации администрации *** амбулаторная карта пациента ***
находилась у мамы пациента. Согласно данным амбулаторной карты *** года
рождения, проживающей по адресу: г***, предоставленной *** мамой Сенатовой Р.А***
в соответствии с п. 7, р. 14 приказа подлежала оформлению документов для
признания ***.
04.09.1998 в *** состоялась комиссия медико-социальной
экспертизы. По итогам комиссии была сделана соответствующая запись о том, что
ребенок подлежал оформлению инвалидности. Иных сведений, подтверждающих наличие
у ***, *** не имеет.
Предоставить информацию об оформлении медицинских документов
до 2000 года не представляется возможным, в связи с истечением сроков хранения
медицинской документации в соответствии с письмом Министерства здравоохранения
РФ от 07.12.2015 № 13-2/1538 «О сроках хранения медицинской документации».
После 2000 года медицинские документы для направления на
комиссию бюро медико-социальной
экспертизы медицинскими организациями, подведомственными Министерству, не
оформлялись (л.д. 184).
По сведениям ОСФР по Ульяновской области Сенатовой Р.А.
выплачивалась пенсия как матери *** года рождения, умершего ***. Пенсия как
матери *** назначена 26.08.1996 и выплачена с 12.08.1996 по 31.08.1996. ***
года рождения, согласно медицинскому заключению №*** был признан ***
06.08.1996. Ребенок *** умер ***, в возрасте ***, т.е. ребенок не достиг ***. В ОСФР по Ульяновской области имеется
пенсионное дело на Сенатову Р.А. по факту получения социальной пенсии по
инвалидности на сына С***. В книге учета закрытых архивных дел *** за
период с 2000-2002 гг. имеется запись о снятии с учета выплатного дела №***
Сенатовой Р.А, по категории выплаты пенсии «*** (***). Дата снятия дела и имя
ребенка *** не указаны. Выплатное дело №*** Сенатовой Р.А. в архиве закрытых
дел *** отсутствует. Согласно баз данных Отделения, сведений о выплате
Сенатовой Р.А. пенсии как матери *** года рождения, в ОСФР по Ульяновской
области не имеется. Сведений о выдаче Сенатовой Р.А. пенсионного удостоверения
о назначении пенсии *** в ОСФР по Ульяновской области не имеется (л.д. 186).
Судом первой инстанции в судебном
заседании обозревался подлинник пенсионного удостоверения от 30.10.1998 № ***,
выданного филиалом *** Сенатовой Р.А., пенсия назначена по инвалидности, ***
года рождения. Пенсия назначена с 11.09.1998 по 30.09.2000 (л.д. 18).
Допрошенные
в суде первой инстанции свидетели *** также подтвердили наличие у *** статуса ***.
В частности, *** пояснила, что когда она стала наблюдать *** в 2005 году у нее уже была снята инвалидность. Но она как *** должна знать всю информацию о детях, которые
находятся под наблюдением, вести постоянное наблюдение, ежегодно писать
эпикризы. Про ***, имеющую диагноз ***,
рассказал ***, входивший ранее в состав комиссии по инвалидности. Девочка
наблюдалась в поликлинике постоянно. У *** была оформлена инвалидность,
комиссией в поликлинике. Ранее инвалидность оформлялась на врачебной комиссии в
поликлинике по месту жительства.
Установив,
что *** года рождения, являлась инвалидом с 1998 года до 01.10.2000, а
также наличие у Сенатовой Р.А. необходимой продолжительности страхового стажа и
необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, суд первой
инстанции обосновано пришел к выводу о наличии у Сенатовой Р.А. права на
страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ
«О страховых пенсиях», с 30.06.2024.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 67 ГПК РФ
оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на
всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в
деле доказательств, в связи с чем, суд, оценив доказательства в их
совокупности, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом
требований.
Доводы
жалобы ответчика об обратном, отсутствии оснований для удовлетворения
заявленных требований по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств
и выводами суда по обстоятельствам дела, повторяют правовую позицию ОСФР по
Ульяновской области, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом
проверки и оценки суда первой инстанции, которые правомерно отвергнуты как
несостоятельные.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции
судебная коллегия не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку
имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов
суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на
субъективном восприятии обстоятельств дела, что не является основанием, предусмотренным
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для
отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 марта 2025 года с учетом
определения того же суда от 11 апреля 2025 года об исправлении описки оставить
без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12
августа 2025 года