У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-008842-50
Судья Кузнецова О.В. Дело №
33а-3093/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
5 августа 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой З.А., Берхеевой Г.И.,
при секретаре Лазареве М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 18 февраля 2025 года по делу № 2а-466/2025, которым постановлено:
административный
иск прокурора Ленинского района города
Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность в шестимесячный срок с даты
вступления решения в законную силу обустроить остановочный пункт городского
наземного электрического транспорта «***» в *** районе г.*** в соответствии с
пунктами 5.28, 5.29 СП 98.13330.2018 Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП
2.05.09-90, а именно: установить твердое покрытие соответствующей длины,
установить павильон (навес) для пассажиров по маршруту движения по пр-ту *** в
направлении от ул.*** в сторону ул.*** г.***,
для обеспечения их доступности для инвалидов и других групп населения.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор,
действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с
административным иском к администрации города Ульяновска о возложении
обязанности обустроить остановочный
пункт наземного электрического транспорта.
В обоснование иска
указал на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено,
что остановочный пункт городского наземного электрического транспорта «***» в ***
районе города *** не соответствует
требованиям СП 98.13330.2018 Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП
2.05.09-90 в части оборудования посадочных площадок, а именно: имеются существенные
нарушения целостности бетонного основания, длина основания не позволяет
осуществлять посадку и высадку пассажиров в непосредственно отведенной зоне.
Кроме того, на данном остановочном пункте по маршруту движения по проспекту ***
в направлении от ул.*** в сторону ул.*** в городе *** отсутствует павильон и
навес для пассажиров, что не соответствует вышеуказанным требованиям СНиП. При
этом расстояние от оси трамвайного пути
до края посадочной платформы составляет 3,65 м. Указанный остановочный пункт
находится в ведении администрации г.Ульяновска и входит в реестр остановочных
пунктов на территории МО «город Ульяновск», которая возложенные обязанности по
соответствию остановочных пунктов на территории МО «город Ульяновск» не исполняет.
Это приводит к нарушению прав граждан, которые имеют право на безопасность
дорожного движения.
Прокурор просил суд
обязать администрацию города Ульяновска в течение шести месяцев с даты
вступления решения в законную силу обустроить
остановочный пункт городского наземного электрического транспорта «***»
в *** районе г.*** в соответствии с пунктами 5.28, 5.29 СП
98.13330.2018 Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90, а именно:
установить твердое покрытие соответствующей длины, установить павильон (навес)
для пассажиров по маршруту движения по пр-ту *** в направлении от ул.*** в
сторону ул.*** г.***, для обеспечения их доступности для инвалидов и других
групп населения.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица
привлечено Управление муниципальной собственностью администрации города
Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования
по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города
Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об
отказе в удовлетворении требований прокурора или изменить решение в части
удовлетворения требований к администрации г.Ульяновска. Принять по делу новое
решение в удовлетворении требований к
МУП «Ульяновскэлектротранс».
В обоснование жалобы
указывает на то, что суд допустил неправильное применение норм материального
права. Суду необходимо было применить нормы ст.210 ГК РФ, согласно которой
право собственности подразумевает наличие у собственника не только прав, но и
обязанностей, связанных с принадлежащим ему объектом.
Считает, что довод
суда о том, что установка остановочного павильона для пассажиров не входит в
компетенцию МУП «Ульяновскэлектротранс» не соответствует действительности.
Остановочный пункт «***» находится на балансе МУП «Ульяновскэлектротранс», следовательно,
нести бремя содержания имущества является безусловной обязанностью собственника
такого имущества.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия
с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218
КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.
16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная
деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах
муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения
на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных
мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте,
городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах
муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального,
городского округа.
В силу п.5 ст. 3
Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением
Ульяновской Городской Думы 23.09.2014 №119, к вопросам местного значения
городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности
дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования
парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на
автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в
дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация
дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.1.2
Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
23.10.1993 №1090, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для
движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные
пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу ч.1 ст.15
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их
организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для
беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной
инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и
сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные
организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к
предоставляемым в них услугам.
Согласно п.3.29 СП
98.13330.2018. «Свод правил. Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90»,
утвержденного Приказом Минстроя России от 20.11.2018 №735/пр (далее - СП
98.13330.2018), посадочные площадки предназначены для осуществления пассажирами
посадки и высадки в (из) транспортные средства, а также для ожидания
пассажирами транспортных средств на остановочных пунктах.
В силу п.5.28 СП
98.13330.2018 на остановочных пунктах необходимо предусматривать павильоны или
навесы для пассажиров. В климатических подрайонах IА, IБ
и IГ по СП 131.13330 должно
быть предусмотрено устройство ограждений от ветровых воздействий и атмосферных
осадков. Остановочные пункты должны проектироваться таким образом, чтобы
обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения в
соответствии с требованиями СП 59.13330.
Высота посадочной
площадки и высота пола в дверном проеме вагона должны быть подобраны таким
образом, чтобы обеспечить удобную посадку и высадку пассажиров, но быть не
менее 150 мм и не более 300 мм от уровня головки рельс, при этом уровень
посадочной площадки не может быть выше уровня пола вагона в дверном проеме. В
виде исключения, в стесненных условиях допускается размещать посадочные
площадки на одном уровне с проезжей частью с обозначением мест посадки и
высадки пассажиров с помощью разметки и дорожных знаков в соответствии с ГОСТ Р
52289. Конструкция посадочной площадки должна обеспечивать безопасность
движения прочих видов транспорта. Поверхность посадочной площадки должна быть
противоскользящей. Посадочные площадки должны иметь твердое покрытие (п.5.29 СП
98.13330.2018).
Как следует из
материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокурорской проверки
было выявлено, что остановочный пункт городского наземного электрического
транспорта «***» в *** районе г.*** не соответствует вышеуказанным требованиям
СП 98.13330.2018 в части оборудования посадочных площадок, а именно: имеются
существенные нарушения целостности бетонного основания, длина основания не
позволяет осуществлять посадку и высадку пассажиров в непосредственно
отведенной зоне. Кроме того, на данном остановочном пункте по маршруту движения
по пр-ту *** в направлении от ул.*** в сторону ул.*** в г.*** отсутствует
павильон и навес для пассажиров, что не соответствует вышеуказанным требованиям
СНиП. При этом расстояние от оси трамвайного
пути до края посадочной платформы составляет 3,65 м, что не оспаривалось
административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Согласно п.1.1
распоряжения Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами,
архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска от 04.12.2015 № 309
в реестр муниципального имущества
включены и учтены в муниципальной казне, в том числе, остановочные
пункты трамвайных маршрутов регулярных
перевозок.
Распоряжением
Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры
и градостроительства администрации г.Ульяновска от 29.03.2016 №53 пункты
трамвайных маршрутов регулярных перевозок переданы в хозяйственное ведение МУП
«Ульяновскэлектротранс».
Согласно Уставу МУП
«Ульяновскэлектротранс» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и
багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим
транспортом. Учредителем МУП является МО
«город Ульяновск» - п.1.3 Устава (л.д.65). Имущество предприятия находится в
собственности МО «город Ульяновск» - п.3.1 Устава (л.д.54).
Движимым и
недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие
распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого
предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием
с нарушением этого требования, являются ничтожными (п.3 ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Поскольку установка
твердого покрытия соответствующей длины и остановочного павильона для
пассажиров не входит в компетенцию МУП «Ульяновскэлектротранс», то суд пришел к правильному выводу об
удовлетворении административного иска прокурора и возложил на администрацию
г.Ульяновска, как орган местного самоуправления и собственника имущества,
обязанность обустроить остановочный пункт городского наземного электрического
транспорта в соответствии с пунктами 5.28, 5.29 СП 98.13330.2018 Трамвайные и
троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90.
С выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
В силу п.1 ст.215 ГК РФ имущество,
принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной
собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во
владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,
296)
(п.3 ст.215
ГК РФ).
В соответствии с положениями ст. 210
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет
бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено
законом или договором.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной
жалобы, передача имущества в хозяйственное ведение МУП «Ульяновскэлектротранс»
не освобождает административного ответчика от исполнения полномочий,
установленных в п. 5 ч. 1 ст.
16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе,
выводы суда не опровергают, сводятся к переоценке имеющихся в деле
доказательств, основаны на неверном толковании норм действующего
законодательства, по существу сводятся к повторению обстоятельств, указанных в
качестве обоснования возражений на исковые требования прокурора, в связи с чем
на законность и обоснованность решения суда не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 февраля 2025
года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации
г.Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной
инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано
в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.08.2025