УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2025-000194-75
Судья Лобина Н.В.
Дело №33-3058/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 5
августа 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре
Синчуговой А.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 17 апреля 2025 года по
гражданскому делу №2-1-151/2025, по которому постановлено:
исковые требования
Хайретдиновой Гузалии Каддюсовны (паспорт ***) удовлетворить.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (ИНН 7325000479) назначить Хайретдиновой Гузалии Каддюсовне с
10.12.2024 пенсию по старости с
включением ей в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии со
статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», периода проживания в с. *** с 26.04.1986 по 30.05.1996.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А
:
Хайретдинова Г.К.
обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской
области) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
Требования были
мотивированы тем, что 11.11.2024 она обратилась к ответчику с заявлением о
назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного
возраста на 8 лет, а именно на 3 года по
статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» и на 5 лет в соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 06.03.2025 ей было отказано в назначении пенсии в связи
с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с
льготным социально-экономическим статусом.
С данным решением
пенсионного органа она не согласна, поскольку она проживала на территории
радиоактивного загрязнения - в *** в период с 26.04.1986 по 30.05.1996. В
данный период она обучалась в школе и
проживала вместе с родителями, что подтверждается представленными ответчику
справками.
Общая
продолжительность ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом превышает 8 лет, следовательно, оснований для отказа в назначении ей
пенсии не имелось.
В связи с этим
просила суд обязать ответчика включить в
период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом период ее
проживания с 26.04.1986 по 30.05.1996 в *** и назначить ей с 10.12.2024
досрочную страховую пенсию по старости.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР
по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое
решение, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном
объеме.
В обоснование
доводов апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской
области указывает, что на момент аварии на Чернобыльской АЭС Хайретдинова Г.К.
фактически проживала, но не была зарегистрирована на территории с льготным
социально-экономическим статусом. В похозяйственных книгах имеются
несоответствия в имени и отчестве истца. Факт проживания истца в указанный
период не может подтверждаться справками об обучении и копиями похозяйственных
книг. родолжительность проживания истца Хайретдиновой Г.К. в зоне с льготным
социально-экономическим статусом составляет 1 год 8 месяцев 1 день, что не дает
ей право на снижение пенсионного возраста.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно требованиям
статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение
суда должно быть законным и обоснованным.
Решение
является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм
процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права,
которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном
решении»).
Обоснованным
решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для
данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами,
удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или
общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие
выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Постановленное
судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
В соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается
ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет
и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с
тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и
имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если
указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины
установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа,
страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8
настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один
год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой
работы женщинам.
В соответствии с подпунктом 5
пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию
по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в
результате радиационных или техногенных катастроф, которым, согласно пункту 3
статьи 5 данного Закона, назначается пенсия по старости.
Общие условия пенсионного обеспечения
граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в
статье 28.1
Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС».
Согласно статье 7
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» действие данного закона
распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых также отнесены зоны
со льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи
13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых
распространяются данные нормы закона,
относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории
зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с абзацем 2
статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 8
Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по
состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30
- 37
настоящего Закона.
Гражданам проживавшим (работавшим) на территории
с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со статьей 34
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением
общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за
каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к
статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32
- 35
настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или
проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения
(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской
Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 05.04.1993 № 557-р был определен Перечень населенных пунктов, относящихся к
территории радиоактивного загрязнения, в который включено ***.
Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ № 958н от 28.11.2014 утвержден
«Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению».
В подпункте «б»
пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения
дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному
пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или
техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в
зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о
постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде
работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 109
данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного
проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
подтверждается удостоверениями установленного образца, документами,
подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Из материалов дела следует, что 11.11.2024
истец Хайретдинова Г.К., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с
уменьшением пенсионного возраста на 8 лет,
а именно на 3 года по статьей 34 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и на 5 лет в соответствии
с пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (л.д. 59-63).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 06.03.2025 № *** Хайретдиновой
Г.К. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии
из-за отсутствия требуемого периода проживания (работы) в зоне с льготным
социально-экономическим статусом.
При этом пенсионным органом указано, что по представленным документам
период проживания (работы) истца в зоне с льготным социально-экономическим
статусом составляет 1 год 8 месяцев 1 день (с 31.05.1996 по 31.01.1998);
специальный стаж в соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» составляет 18 лет 6 мес. 20 дней; страховой стаж составляет 27 лет 8 месяцев 20 дней (л.д.
64-69).
Не согласившись с указанным решением
пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой
инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, в
частности, свидетельство о рождении истца, свидетельство о заключении брака
истца, справку администрации ***, домовую книгу, копии похозяйственных книг,
сведения ОАСР УВМ УМВД России по Ульяновской области, заявление формы № 1 на
выдачу паспорта, справку ***, справку МБОУ «***», аттестат о среднем (полном)
общем образовании, показания свидетелей ***, пришел к выводу о том, что истец
Хайретдинова Г.К. в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 проживала на территории с
льготным социально - экономическим статусом
в ***.
Установив, что общая продолжительность
проживания Хайретдиновой Г.К. на территории с льготным социально -
экономическим статусом составляет более 8 лет, что в соответствии со статьей 34
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 3 года,
а также приняв во внимание, что специальный стаж истца в соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» составляет более 10 лет, что не оспаривалось
ответчиком, суд первой инстанции пришел
к выводу о том, что истец имеет право на назначении пенсии по достижению
возврата 47 лет, в связи с чем возложил на ОСФР по Ульяновской области назначит
истцу пенсию с 10.12.2024.
Оснований не согласиться с указанными
выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены
представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана
соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об
удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств,
подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения
суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в
связи с чем доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о
несогласии с решением суда в данной части являются несостоятельными.
При разрешении спора судом первой инстанции
верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены
нормы материального права, в частности положения Федерального закона от
28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распоряжения
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р, приказа Министерства
труда и социальной защиты РФ № 958н от 28.11.2014, собранным по делу
доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере
соответствуют обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и
объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, им дана
надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости,
достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности
доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии
правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца отклоняются
судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных
по делу доказательств подтверждено, что в спорный период истец Хайретдинова
Г.К. постоянно проживала в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
Истец Хайретдинова Г.К до 1998 г. являлась
несовершеннолетней, обучалась в средней школе, проживала совместно с родителями
в ***.
Оснований для иной оценки фактических
обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств
судебная коллегия не усматривает.
Само по себе несогласие ответчика с произведенной
судом первой инстанции оценкой представленных по делу доказательств, к чему
сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться
основанием для отмены правильного судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по
Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого
судебного решения, повторяют их позицию при
рассмотрении дела, сводятся к иной оценке доказательств, получивших
надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.
Нарушений
норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного
решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены
полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не
содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 17 апреля 2025 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного
апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд
Ульяновской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15.08.2025.