Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании налогового уведомления, понуждении к перерасчету налога
Документ от 05.08.2025, опубликован на сайте 15.08.2025 под номером 120574, 2-я гражданская, о признании налогового уведомления в части расчета земельного налога незаконным, произвести перерасчет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                          У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-009021-95

Судья Елистратов А.М.                                                                     Дело № 33а-3155/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              5 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Берхеевой Г.И.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               УФНС России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 февраля 2025 года по делу № 2а-536/2025, которым постановлено:

административное исковое заявление Бабушкиной Марии Георгиевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным налоговое уведомление №*** от *** в части расчёта Бабушкиной Марии Георгиевне земельного налога за 2023 год на земельный участок с кадастровым номером *** по адресу *** в сумме, превышающей коэффициент 1,1 (10%) за предыдущий налоговый период 2022 год.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области произвести Бабушкиной Марии Георгиевне расчёт земельного налога за 2023 год                   на земельный участок с кадастровым номером *** по адресу *** с применением положений п. 17 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации в размере, равном сумме налога, исчисленной за предыдущий налоговый период, с учетом коэффициента 1,1.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в пользу Бабушкиной Марии Георгиевны в возмещение расходов на оплату госпошлины 3000 руб.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  пояснения представителя   УФНС России по Ульяновской области – Обрезковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения Бабушкиной М.Г., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Бабушкина М.Г. обратилась в суд с административным иском к УФНС России по Ульяновской области о признании налогового уведомления незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.

Требования мотивировала тем, что административный ответчик произвёл расчёт земельного налога за принадлежащий ей земельный участок за 2023 год в размере 77 793 руб., что значительно превышает величину земельного налога за 2022 год, который составлял 4310 руб.

Она обратилась в налоговый орган за разъяснениями, на что письмом от *** УФНС России по Ульяновской области сообщило о том, что земельный налог начислен без учета коэффициента 1,1 в связи с увеличением кадастровой стоимости ее участка вследствие изменений его характеристик.

Кадастровая стоимость земельного участка в 2022 году по состоянию на 01.01.2022 составляла 22 677 519 руб. 74 коп., по состоянию на 01.01.2023        32 431 642 руб. 68 коп., с 10.08.2023 – 30 485 753 руб. 52 коп. Изменение кадастровой стоимости с 01.01.2023 произошло в результате государственной кадастровой оценки земельных участков, а с 10.08.2023 – в результате внесения в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории, включения ее участка в подзону приаэродромной территории. Поскольку в результате изменения характеристик земельного участка его стоимость уменьшилась (а не увеличилась), то неприменение коэффициента, ограничивающего рост налога более чем на 10%, является неправомерным.

Просила признать незаконным налоговое уведомление №*** от *** и обязать ответчика произвести перерасчёт земельного налога за 2023 год по участку, площадью 2361 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: *** (далее – Участок) в соответствии с п. 17 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть, в размере суммы налога за предыдущий налоговый период - 2022 год - с учетом коэффициента 1,1.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней УФНС России по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Ссылается на то, что кадастровая стоимость за 2023 год увеличилась по сравнению с 2022 года на 7 808 233, 78 руб. Об этом свидетельствуют данные Росреестра. Кадастровая стоимость в течение 2023 года уменьшилась, но по отношению к 2022 году она увеличилась. В случае изменения в течение налогового периода характеристик земельного участка исчисление суммы налога в отношении такого земельного участка  производится без учета применения коэффициента, ограничивающего ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов.

Отмечает, что вопрос об обоснованности внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости и его кадастровой стоимости, использованных для последующей передачи данных в налоговые органы, входит в компетенцию органов Росреестра.

В данном случае обязанность по уплате Бабушкиной М.Г. земельного налога за 2023 год за спорный земельный участок сформирована корректно в соответствии с законодательством о налогах и сборах, основания для перерасчета отсутствуют.

В возражениях на апелляционную жалобу Бабушкина М.Г. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования               Бабушкиной М.Г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.391, п.7.1 ст.396 НК РФ, пришел к выводу о том, что увеличение с 01.01.2023 кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истице, произошло в результате очередной государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах территории Ульяновской области, а не вследствие изменения его характеристик, следовательно, административный ответчик не имел оснований для определения земельного налога за Участок за 2023 год без учёта условия об ограничении роста налога на величину более 10% к размеру налога за предыдущий налоговый период.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании закона.

Так, согласно абзацу первому п. 1 ст. 391 НК РФ, если иное не установлено указанным пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 Кодекса.

В свою очередь, абзацем восьмым п.1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении земельного участка за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 НК РФ, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года, за исключением случаев, если кадастровая стоимость соответствующего земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.

К особенностям определения налоговой базы относятся положения абзаца первого п.1.1 ст.391 НК РФ, согласно которым изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и указанным пунктом.

Таким образом, при определении налоговой базы в отношении спорного земельного участка определяющим фактором являлись причины изменения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 1 января 2023 года.

Если показатель на 1 января 2023 года превышает показатель на 1 января 2022 года и это увеличение не связано с изменением характеристик земельного участка, то для налоговой базы за 2023 год за основу принимается показатель 2022 года.

Для налогового периода 2023 года действуют положения п. 7.1 ст. 396 НК РФ, согласно которым в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п.7 ст.396 НК РФ.

В соответствии с п. 17. ст. 396 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений п. 7.1, 7.2, 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно информации ППК «Роскадастр» кадастровая стоимость земельного участка Бабушкиной М.Г. (кадастровый номер ***) составляла:

с 01.01.2021 по 31.12.2022 - 22 677 519 руб. 74 коп. в связи с очередной государственной кадастровой оценкой земель,

с 01.01.2023 по 09.08.2023 – 32 431 642 руб. 68 коп. в связи с очередной государственной оценкой земельных участков, расположенных в границах территории Ульяновской области,

с 10.08.2023 – 30 485 753 руб. 52 коп. в результате внесения в ЕГРН сведений о границах приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск («Баратаевка») (л.д.81).

В силу положений п.9 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий в отношении земельного участка подлежат внесению в ЕГРН и влекут изменение характеристик объекта недвижимости.

Поскольку изначально, с 01.01.2023, кадастровая стоимость спорного земельного участка увеличилась в связи с очередной государственной оценкой земельных участков, а изменение характеристик земельного участка произошло в течение налогового периода (то есть изменения произошли по отношению к кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2023, а не по отношению к кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2022),  то налоговый орган при расчете земельного налога на земельный участок с кадастровым номером *** за 2023 год должен был руководствоваться положениями абзаца восьмого п.1 ст. 391 НК РФ и п. 17. ст. 396 НК РФ, принимая во внимание причины изменения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 01.01.2023.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.08.2025