УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0006-01-2025-000155-60
Судья Гаврилова Е.И.
Дело №33-3194/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
12 августа 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Барышского городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года по
гражданскому делу № 2-132/2025, по которому постановлено:
иск Ожгихиной Галины Ивановны удовлетворить.
Установить факт
постоянного проживания Ожгихиной Галины Ивановны, *** года рождения, в зоне с
правом на отселение в период с 26 апреля 1986 года по 15 декабря 1986 года.
Признать незаконным
решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области от 27 февраля 2025 года в части отказа признания за Ожгихиной Г.И. права на досрочное назначение
пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом
Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Включить Ожгихиной
Галине Ивановне период с 26 апреля 1986 года по 15 декабря 1986 года для
определения права на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 33
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Ожгихиной
Галине Ивановне пенсию по старости в
соответствии со статьей 33
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», с 27 ноября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная
коллегия
У С Т А Н О В
И Л А :
Ожгихина Г.И. обратилась в суд с иском,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) об установлении факта проживания в зоне с правом
на отселение, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования были
мотивированы тем, что 27.11.2024 она
обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по
старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение в соответствии со
статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 27.02.2025 ей
было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием документального
подтверждения статуса гражданина, проживавшего (работавшего) в зоне с правом на
отселение в соответствии с требованиями российского законодательства.
С данным решением
она не согласна, поскольку в период с 01.08.1985 по 15.12.1986 она проживала в
г. ***, работала в должности ***.
В связи с этим
просила суд установить факт ее проживания в зоне с правом на отселение
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - ***; признать решение ОСФР по
Ульяновской области от 27.02.2025 об отказе в назначении пенсии
незаконным; обязать ОСФР по Ульяновской
области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по
старости, период проживания в *** с
01.08.1985 по 15.12.1986; обязать ОСФР
по Ульяновской области назначить ей досрочную пенсию по старости с уменьшением
возраста выхода на пенсию с даты обращения -
27.11.2024.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
ОСФР по Ульяновской области
просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в
удовлетворении исковых требований.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что
для граждан пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившихся с
территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для
постоянного проживания, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
гарантируются при условии предъявления российского удостоверения установленного
образца. Истец Ожгихина Г.И. не представила в ходе рассмотрения дела
документального подтверждения факта ее постоянного проживания в зоне с правом
на отселение в период с 26.04.1986 по 15.12.1986.
В возражениях на
апелляционную жалобу Ожгихина
Г.И. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу
ОСФР по Ульяновской области - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Возмещение вреда,
причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а
также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным
нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным, как определено в его
статье 1,
на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в
зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимали участие в ликвидации ее
последствий.
В соответствии с частью 1
статьи 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются
установленные названным законом
возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на
территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые
уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер
социальной поддержки.
В силу части 1 статьи 7 Закона Российской
Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие этого
закона
распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в
последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с
1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения
превышает 1 мЗв (0,1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность
радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на
следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на
отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 2
статьи 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Зона проживания с правом на отселение - часть
территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с
плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане,
проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная
эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие
решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и
меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом (часть 1
статьи 10 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС»).
Статья 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет
условия назначения страховой пенсии по старости.
По общему правилу право на страховую пенсию
по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие
возраста 55 лет (часть 1
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» определяет условия назначения страховой пенсии по старости в редакции
по состоянию на 31.12.2018).
Согласно части 2
статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию
на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30
- 37
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».
В соответствии со статьей 33
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающих на территории зоны
проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением
возраста, предусмотренного частью второй
статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за
каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на
отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В соответствии со статьей 37
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства
из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы, пенсия
по возрасту назначается в соответствии со статьей 33
настоящего Закона.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан,
пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше
50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического
уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (часть 3
статья 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» ).
Согласно примечанию к статье 35
Закона
Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32
- 35
настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или
проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986.
Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения
(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской
Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из приведенных положений Закона
Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что право граждан на
пенсионное обеспечение ранее общеустановленного в Российской Федерации
пенсионного возраста возникает, в частности при условии их постоянного
проживания либо работы на территории с правом на отселение.
При этом, меры социальной поддержки,
предусмотренные Законом
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
гарантируются также гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС,
и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины,
Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для
постоянного проживания (статья 49
Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Из материалов дела следует, что 27.11.2024
истец Ожгихина Г.И., *** года рождения,
обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении
пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с правом на отселение в
соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 27.02.2025 истцу было отказано в назначении пенсии по
указанным основаниям в связи с отсутствием документального подтверждения
статуса гражданина, проживавшего (работавшего) в зоне с правом на отселение в
соответствии с требованиями российского законодательства.
Из материалов дела
также следует, что истец Ожгихина Г.И. с 01.08.1985 по 15.12.1986 осуществляла
трудовую деятельность в должности ***
(л.д. 12, 84-85).
Из письма *** от
12.02.2025 следует, что населенный пункт *** относился к зоне с правом на отселение
как территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 10 Ки/кв. км
(л.д.53).
Разрешая спор по
существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело
доказательства, в том числе показания свидетелей, руководствуясь вышеуказанными
положениями действующего законодательства, пришел к выводу о наличии правовых
оснований для удовлетворения исковых требований Ожгихиной Г.И.
При этом суд первой
инстанции исходил из того, что истец Ожгихина Г.И. с 26.04.1986 по 15.12.1986 проживала в зоне с
правом на отселение в населенном пункте ***, что дает ей право на снижение
общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем решение ОСФР по
Ульяновской области от 27.02.2025 является незаконным и у истца имеется право
на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 33
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
со снижением возраста, установленного статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разрешая требования истца Ожгихиной Г.И о
назначении пенсии и определяя дату, с которой ей может быть назначена пенсия, с
учетом того, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении
пенсии 27.11.2024, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсия
должна быть назначена с указанной даты.
Оснований не согласиться с указанными
выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены
представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана
соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об
удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств,
подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения
суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в
связи с чем доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о
несогласии с решением суда в данной части являются несостоятельными.
Факт проживания
(работы) истца в период с 26.04.1986 по 15.12.1986 в ***, подтверждается
трудовой книжкой, справками из Управления по труду, занятости и социальной
защите Рогачевского исполнительного комитета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда
первой инстанции о том, что ***,
в котором проживала Ожгихина Г.И., соответствует по характеристикам
радиоактивного загрязнения зоне проживания с правом на отселение, указанной в части 1
статьи 10 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Оценка представленных в материалы дела доказательств относительно
проживания истца в спорные периоды на территории с правом на отселение произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 56,
59,
60,
67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и
объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, им дана
надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости,
достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности
доказательств в их совокупности.
Само по себе несогласие ответчик с
произведенной судом первой инстанции оценкой представленных по делу
доказательств, к чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не
может являться основанием для отмены правильного судебного решения.
Оснований для иной оценки фактических
обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств
судебная коллегия не усматривает.
Вопреки довода апелляционной жалобы,
отсутствие у истца специального удостоверения единого образца также не являлось
основанием для отказа в удовлетворении требований.
Согласно пункту 3
статьи 1 Федерального закона от 15.12. 2001 № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом,
Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии
по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий
отдельным категориям граждан.
В рамках реализации этих полномочий приказом
Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден «Перечень
документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и
перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии,
установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
В подпункте «б»
пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения
дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному
пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или
техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в
зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о
постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде
работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 109
данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного
проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается
удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание
в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Таким образом, постоянное проживание (период
постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения подтверждается не
только удостоверениями установленного образца, но документами, подтверждающими
проживание в указанных зонах.
В данном случае такие документы были представлены
истцом.
Статьей 7
Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация -
социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
При разрешении спора судом первой инстанции
верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены
нормы материального права, в частности положения Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», собранным по делу
доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере
соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по
Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого
судебного решения, повторяют их позицию при
рассмотрении дела, сводятся к иной оценке доказательств, получивших
надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.
Нарушений норм материального и
процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не
допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно,
доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат
предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного
апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, через Барышский городской суд
Ульяновской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15.08.2025.