УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Сайгин
Н.В.
Дело №
7-558/2025
73RS0002-01-2025-002418-79
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск 14 августа 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 3 апреля 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 28 мая 2025 года, вынесенные в отношении администрации города
Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(дело № 12-598/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 3 апреля 2025 года администрация города Ульяновска признана виновной
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в
размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от
28 мая 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения
решения суда, однако исполнить требование в установленный судебным
приставом-исполнителем в срок в полном объеме из-за отсутствия финансовых
средств и без соблюдения всех процедур,
предписанных нормами действующего законодательства, не представляется
возможным.
Полагает, что судом
сделаны неверные выводы о вине администрации города Ульяновска в неисполнении
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный судебным приставом исполнителем.
Администрация города
Ульяновска при исполнении судебного решения, требующего значительные расходы
бюджетных средств, должна иметь возможность принять организационно-технические
меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских
счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не
парализовала деятельность соответствующих структур.
За нецелевое
использование бюджетных средств действующим законодательством предусмотрена
административная и уголовная ответственность.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болониной О.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме,
прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена
административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора.
Часть 2 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает
ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный
судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
По настоящему делу деяние
администрации города Ульяновска квалифицировано по части 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела
следует, что вступившим в законную силу
29 ноября 2022 года решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 1
августа 2022 года на администрацию города Ульяновска возложена обязанность
устранить нарушение требований безопасности дорожного движения путем
оборудования ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых пешеходных
переходах по адресам: около домов по ул.Гончарова, д. 9, ул.Гончарова, д.5/31,
на пересечении ул.12 Сентября - Л.Толстого, на пересечении ул.Крымова -
Шевченко, на пересечении ул.Нариманова - Урицкого Ленинского района
г.Ульяновска; дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей
частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: на пересечении ул.12
Сентября - Л.Толстого, на пересечении ул.12 Сентября - Ленина, на пересечении
ул.Крымова — Шевченко, на пересечении ул.Крымова – Карла Маркса Ленинского
района г.Ульяновска; искусственного освещения на пешеходных переходах по
адресам: на пересечении ул.Радищева - Докучаева, около дома № 26 по
ул.Докучаева, на пересечении ул.Розы Люксембург - Докучаева, около домов по
ул.Любови Шевцовой, д. 59 б, ул.Ульяны Громовой, д. 4, ул.Ульяны Громовой 7, на
пересечении ул.Розы Люксембург - Новгородская, около дома по ул. Федерации, д.
132, на пересечении ул. Красноармейская - Тухачевского, около дома по
ул.Красноармейская, д. 61 г. Ульяновска,
в срок в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
(л.д. 14-17).
16 марта 2023 года
возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 18).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
25 апреля 2023 года
в отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного
производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.
20).
Постановлением врио начальника межрайонного
отделения судебных приставов по исполнению
особых исполнительных производств
УФССП России по Ульяновской области от 27 ноября 2023 года,
вступившим в законную силу 11 апреля 2024 года, администрация города
Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения,
предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в
виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 21-22).
2 июля 2024 года
судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового
срока исполнения судебного решения до 6 сентября 2024 года (л.д. 28).
9 сентября 2024 года
составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 6
сентября 2024 года администрацией города Ульяновска не исполнено в полном
объеме. Указанное требование исполнено частично (л.д. 29).
Поскольку на администрацию города Ульяновска постановлением
от
27 ноября 2023 года за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
наложен административный штраф постановлением заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 3 апреля 2025 года
администрация города Ульяновска вновь привлечена к административной
ответственности, но по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от
28 мая 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем в
настоящее время имеются основания для отмены постановления должностного лица
административного органа и решения судьи.
Статьей 54
Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести
ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось
правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него
устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом
5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не
может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания
утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную
ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в
силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное
и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность
Согласно части 2 статьи
1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон,
смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное
правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего
административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется
и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления
такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного
наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи
1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях являются взаимосвязанными, поскольку воспроизводят
и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации
применительно к институту административной ответственности физических и
юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего
административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых
не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Федеральным законом
от 31.07.2025 №272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального
закона "Об исполнительном производстве" и статью 18 Федерального
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» внесены следующие изменения:
1) часть 1
статьи 105 после слов «о взыскании исполнительского сбора»"
дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи
112 настоящего Федерального закона,»;
2) часть 5
статьи 112 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
«10) по исполнительным
документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении
должника - органа государственной власти (государственного органа), органа
местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного
учреждения.».
Указанные изменения
вступили в законную силу 11 августа 2005 года.
Согласно приведенным
нормам с указанной даты исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда
исполнительное производство возбуждено, в том числе по исполнительным
документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении
должника - органа государственной власти (государственного органа), органа
местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного
учреждения.
Одновременно
Федеральным законом от 31.07.2025 №273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15
и 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 17.15
дополнена частью 1.3 следующего содержания: «Неисполнение должником - органом
государственной власти (государственным органом), органом местного
самоуправления или государственным (муниципальным) казенным учреждением
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, - влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч
до двадцати тысяч рублей.».
Анализ
взаимосвязанных положений Федеральных законов от 31.07.2025 №272-ФЗ и №273-ФЗ
свидетельствует о том, что в отношении должников - органов государственной
власти (государственных органов), органов местного самоуправления или
государственных (муниципальных) казенных учреждений, не исполнивших
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, введена
специальная норма (часть 1.3), по которой ответственности подвергаются только
должностные лица указанных органов и учреждений.
Таким образом, норма,
устанавливающая ответственность должников – юридических лиц, не исполнивших
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера,
предусмотренная частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора) в части, касающейся должников - органов
государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, прекратила
свое действие с 11 августа 2025 года в отношении указанных органов и учреждений,
поскольку они исключены из числа субъектов, в отношении которых подлежит
взысканию исполнительский сбор, являющийся обязательным признаком состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
соответственно, из числа субъектов ответственности по указанной норме.
При этом специальная
норма (ч.1.3 ст.17.15 КоАП РФ) также не предусматривает ответственности
указанных органов и учреждений.
Учитывая, что по части
2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
администрация города Ульяновска привлечена, поскольку ранее на нее был наложен
штраф за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора, дальнейшее ее привлечение по рассматриваемому делу по части
2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных обусловлено
первоначально вынесенным в ее отношении постановлением о взыскании
исполнительского сбора, что исключает в настоящее время ее ответственность в
виду вышеуказанных обстоятельств.
В соответствии с п.3
ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по
делу об административном правонарушении выносится решение об отмене
постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного
из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,
24.5
настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании
которых было вынесено постановление.
При таких
обстоятельствах постановление заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 3 апреля 2025 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 28 мая 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об
административном правонарушении - прекращению по основаниям, установленным пунктом
5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь
ст.ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 3 апреля 2025 года и
решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 28 мая 2025 года,
вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по
данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1
статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
прекратить.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев