Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначени досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 19.08.2025, опубликован на сайте 25.08.2025 под номером 120652, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, признании права на досрочную пенсию в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусов, снижение пенсионного возраста, назначении пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Царапкина К.С.                                              73RS0001-01-2025-000383-29

Дело № 33-3336/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               19 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 марта 2025 года, с учетом определения об исправлении описки от 14 мая 2025 года, по гражданскому делу № 2-832/2025, по которому постановлено:

 

Исковые требования Красильниковой Елены Владимировны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области от 24.10.2024 № ***.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить периоды проживания с 16.07.1989 по 14.08.1991, 16.12.1991 по 14.04.1992, с 16.05.1992 по 14.07.1992 Красильниковой Елены Владимировны в пгт *** как периоды проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающим право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Красильниковой Елене Владимировне пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 07.10.2024.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Красильниковой Е.В., возражавшей протии доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Красильникова Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование заявленных требований указано, что решением ОСФР по Ульяновской области от 24 октября 2024 г. № *** истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, проживавшему (работавшему) на территории с льготным социально-экономическим статусом в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания и работы.

Полагает необходимым зачесть период проживания в п.г.т. *** с 6 августа 1987 г. по
14 сентября 1992 г.

С учетом изложенного, Красильникова Е.В. просила признать решение ОСФР по Ульяновской области от 24 октября 2024 г. *** незаконным, признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в пгт *** с 16 июля 1989 г. по 14 августа 1991 г., 16 декабря 1991 г. по 14 апреля 1992 г., с 16 мая 1992 г. по
14 июля 1992 г., назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 7 октября 2024 г.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что Красильникова Е.В. в ходе судебного разбирательства не представила документов, подтверждающих факт ее работы (проживания) на территории с льготным социально-экономическим статусом за весь заявленный ей в исковом заявлении период, в связи с чем оснований для снижения пенсионного возраста истице у суда первой инстанции не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель
Красильниковой Е.В. – Шароватов Д.В. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что Красильникова Е.В. 7 октября 2024 г. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 24 октября 2024 г. № *** Красильниковой Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом (л.д. 11-14).

По представленным истцом документам ответчиком признан период проживания Красильниковой Е.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 6 августа 1987 г. по 15 июля 1989 г., с 15 августа 1989 г. по 15 декабря 1991 г., с 15 апреля 1992 г. по 15 мая 1991 г., с 15 июля 1992 г. по 15 августа
1992 г., а всего 2 года 5 месяцев 13 дней, что не дает ей право на снижение пенсионного возраста.

Не согласившись с данным решением ответчика, Красильникова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7 Закона № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р
п.г.т. *** был включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
18 декабря 1997 г. № 1582 п.г.т. *** с 1 февраля 1998 г. не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Как следует из трудовой книжки истца, Красильникова (Назарова) Е.В. с
6 августа 1987 г. была принята на работу *** в *** райпо. Уволена 14 сентября 1992 г. в связи с переменой места жительства (л.д.15-26).

Из ответа Орловского областного союза потребительских обществ на запрос суда первой инстанции следует, что на балансе *** райпо имелось общежитие, расположенное по адресу: ***. Красильниковой Е.В. предоставлялось жилье в период работы *** с 6 августа 1987 г. по
14 сентября 1992 г. (л.д. 89).

19 ноября 1988 г. Н*** (Красильникова) Е.В. вступила в брак с К*** В.С., зарегистрированный *** отделом ЗАГС (л.д. 28).

В браке у супругов *** г рождена дочь К*** О.В.
В свидетельстве о рождении указано место рождения – п. *** (л.д. 27).

В период с июля 1989 г. по декабрь 1989 г. Красильникова Е.В. находилась в отпуске по беременности и родам, а с января 1990 г. по апрель 1991 г. – в отпуске по уходу за ребенком.

Из ответа БУЗ «Н*** ЦРБ» следует, что Красильникова Е.В. в период беременности обращалась за медицинской помощью в сентябре 1989 г.
В журнале поступивших больных указан адрес места жительства истца в
п.г.т. *** (л.д. 95-104).

Отказывая во включении в период проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом период работы Красильниковой Е.В. в *** райпо с июля 1989 г. по декабрь 1989 г. (отпуск по беременности и родам), с января 1990 г. по апрель 1991 г. (отпуск по уходу за ребенком), а также с мая по июль 1991 г., в марте, июне, сентябре 1992 г., пенсионный орган исходил из отсутствия сведений о получении истцом заработной платы.

Между тем, совокупностью исследованных судом первой инстанции доказательств подтверждается, что в спорные периоды Красильникова Е.В. с семьей проживала в п. ***, что в совокупности с ранее зачтенными пенсионным органом периодами дает ей право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе отсутствие сведений о регистрации по месту жительства в спорный период времени не может служить основанием к отказу во включении этого периода в периоды проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающие право на снижение общеустановленного пенсионного возраста.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 марта
2025 года, с учетом определения об исправлении описки от 14 мая 2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.08.2025