УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001397-91
Судья Киреева Р.Р.
Дело № 33-3343/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19
августа 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1334/2025 по
апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 3 апреля 2025 года, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской
области в интересах Чуркина Ивана Александровича к Отделению Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о
компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) в
пользу Чуркина Ивана Александровича (паспорт гражданина Российской Федерации
серии ***) в счет компенсации морального вреда 2000 руб.
В удовлетворении остальной части требований о компенсации
морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной
О.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Барышского района Ульяновской области в
интересах Чуркина
И.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской
области) о возложении
обязанности обеспечить средствами технической реабилитации, компенсации
морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой
Барышского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований
законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено
нарушение прав инвалида Чуркина И.А. на предоставление мер государственной
социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. В
соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №
*** к протоколу медико-социальной экспертизы № *** от 02.08.2023 Чуркин И.А., ***
года рождения, подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том
числе креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина
сиденья: 45 см, глубина сиденья: 45 см, высота подлокотника: 20 см, высота
подножки: 45 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с
регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка:
регулирующая по высоте). По заявлению от 20.12.2024 Чуркин И.А. состоит на
учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническим средством реабилитации.
Однако до настоящего времени он не обеспечен креслом-коляской с ручным приводом
комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов). Бездействие ответчика,
выразившееся в ущемлении прав инвалида на бесплатное обеспечение необходимым
техническим средством реабилитации на протяжении длительного времени, причиняет
Чуркину И.А. моральные страдания.
Истец просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области
обеспечить Чуркина И.А.
креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов)
(ширина сиденья: 45 см, глубина сиденья: 45 см, высота подлокотника: 20 см,
высота подножки: 45 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья:
с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте,
подножка: регулирующая по высоте) в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации или абилитации инвалида № ***, взыскать с ответчика в пользу
Чуркина И.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска
от
3 апреля 2025 года производство по гражданскому делу по исковому
заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в
интересах Чуркина И.А., к ОСФР по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить средствами технической
реабилитации прекращено в связи с отказом от исковых требований в указанной
части (л.д. 60).
Рассмотрев по существу заявленные требования в остальной части,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить,
принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что обеспечение инвалидов
техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами
фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов,
заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с
законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение
технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора
организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного
контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации. По
заявлению от 20.12.2024 Чуркин И.А. состоял на учете в качестве нуждающегося в
обеспечении креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и
детей-инвалидов). Однако 27.01.2025 Чуркину И.А. сформировано направление на
получение технического средства реабилитации со сроком действия до 15.06.2025 в
рамках исполнения государственного контракта от 04.12.2024 № ***. Согласно акту
приема-передачи от 26.02.2025 № *** Чуркин И.А. обеспечен креслом-коляской с
ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) на период с
26.02.2025 по 25.02.2031. Полагает, что оснований для взыскания с Отделения
компенсации морального вреда не имелось, поскольку согласно Правилам
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями, срок обеспечения инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) серийного производства в рамках
государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано
направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление,
а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному
заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для
личного пользования, – 60 календарных дней. Указанный срок при оказании Чуркину
И.А. государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации в
натуральном виде не нарушен. Обращает внимание, что мотивы, по которым суд
первой инстанции пришел к выводу о том, что проводимая ОСФР по Ульяновской области работа по обеспечению истца
техническим средством реабилитации не достаточна и привела к нарушению сроков
обеспечения техническим средством реабилитации, в связи с чем имеются основания
для взыскания компенсации морального вреда, в решении суда не указаны. Отмечает,
что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к
имущественным правам. Компенсация морального вреда в отношении имущественных
прав действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, определяя
размер компенсации морального вреда, необходимо, в частности, установить, какие
конкретно действия или бездействия причинителя вреда привели к нарушению личных
неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему
нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями
(бездействиями) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями,
форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения
(исключения) вреда. Взыскание компенсации морального вреда возможно лишь при установлении
совокупности вышеуказанных признаков.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, –
одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе
использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»).
Согласно
части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации
инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе
специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений
жизнедеятельности инвалида.
Решение
об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при
установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3).
Технические
средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту
пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и
социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями (часть 14).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические
средства реабилитации, необходимые истцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее –
Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического
средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим
его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по
предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом
в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом
извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия)
должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в
сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного
с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30
календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Чуркин И.А., ***
года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена на срок
до 01.08.2025 (л.д. 13).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида № *** к протоколу медико-социальной экспертизы № *** от 02.08.2023 Чуркин И.А. подлежит
обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе
креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов)
(ширина сиденья: 45 см, глубина сиденья: 45 см, высота подлокотника: 20 см,
высота подножки: 45 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья:
с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте,
подножка: регулирующая по высоте) (л.д. 18-31).
По заявлению от 20.12.2024 Чуркин И.А. состоит на учете в
качестве нуждающегося в обеспечении техническим средством реабилитации – креслом-коляской с ручным
приводом комнатной (л.д. 16).
Указанное техническое средство реабилитации по заявлению
истца от 20.12.2024 фактически предоставлено инвалиду 26.02.2025 (л.д. 50). В
письменном ответе на запрос суда ОГАУСО «*** указана дата обеспечения Чуркина
И.А. – 04.03.2025 (л.д. 39, 41).
Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходил из
того факта, что техническое средство реабилитации – кресло-коляска с ручным
приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 45 см,
глубина сиденья: 45 см, высота подлокотника: 20 см, высота подножки: 45 см, вид
спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом
наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка: регулирующая по
высоте) предоставлено Чуркину И.А. до рассмотрения дела по существу, вместе с
тем ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные сроки обеспечения
инвалида положенным ему техническим средством реабилитации, в результате чего
пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца
компенсации морального вреда в размере 2000 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой
инстанции, поскольку он основан на верном установлении юридически значимых
обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального
права.
На учет по обеспечению техническими средствами
реабилитации Чуркин
И.А. поставлен 20.12.2024, что подтверждается соответствующим уведомлением
(л.д. 16).
На момент постановки Чуркина И.А. на учет по обеспечению
техническим средством реабилитации – креслом-коляской с ручным приводом
комнатной в ОСФР по Ульяновской области имелся действующий государственный
контракт от 04.12.2024 № *** для обеспечения инвалидов спорным техническим
средством реабилитации (л.д. 47).
В соответствии с пунктом 5 Правил обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими
изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240, при наличии действующего государственного контракта на
обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4
настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление
технического средства (изделия).
Вместе
с тем направление на получение технического средства реабилитации –
кресла-коляски с ручным приводом комнатной не выслано инвалиду вместе с
уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством от
20.12.2024, а сформировано только 27.01.2025, что нарушает 15-дневный срок,
установленный в пункте 5 Правил.
При этом обеспечен Чуркин И.А. указанным средством
технической реабилитации 26.02.2025.
Таким образом, доказательств своевременного обеспечения
инвалида приведенным техническим средством реабилитации не представлено.
Установив нарушение прав инвалида на своевременное
обеспечение его техническим средством реабилитации, суд пришел к обоснованному
выводу о компенсации морального вреда инвалиду.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие
нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не
вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а
также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя
вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и
причиненным вредом.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса
Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда
определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101
Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского
кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется
судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и
нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда
вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации
вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер
физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических
обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных
особенностей потерпевшего.
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Моральный
вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в
деньгах и не поддается точному денежному подсчету. Такая компенсация
производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния
инвалида, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному выводу о том, что
бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении инвалида
техническим средством реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные
права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния
здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно
непредставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности
инвалида, и является основанием для компенсации морального вреда.
Учитывая приведенные
обстоятельства, возраст истца (42 года), характер имеющегося у него
заболевания, инвалидность (1 группа), нуждаемость инвалида в техническом
средстве реабилитации, его несвоевременное обеспечение техническим средством
реабилитации, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего
возложенную законом обязанность по обеспечению инвалидов техническими
средствами реабилитации, что повлекло нарушение прав истца как инвалида,
гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и
справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к
правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 2000 руб.
Определенный судом первой инстанции размер морального вреда
соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.
Данная
денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон,
способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца,
восстановлению нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3
апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может
быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного
апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
22.08.2025