УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2025-000193-78
Судья Жучкова
Ю.П.
Дело
№ 33-3374/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 19 августа 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной
О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре
Леонченко А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года
по делу № 2-1-150/2025, по которому постановлено:
исковые требования Курмеевой
Алсу Мубарякшеевны (паспорт ***) удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области включить Курмеевой Алсу Мубарякшеевны в период
проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающим право на
досрочную пенсию по старости, период проживания
с 26 апреля 1986 года по 31
августа 1988 года в с.***.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., судебная
коллегия
установила:
Курмеева А.М.
обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по
Ульяновской области) о возложении обязанности включить в период проживания в
зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на досрочную
пенсию по старости, период проживания с 26.04.1986 по 31.08.1988 в ***. В
обоснование иска указала, что 30.01.2025
она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с
уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
ввиду проживания (работы) более 8 лет в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, в том числе в период с 26.04.1986 по 30.06.1986. Решением ОСФР по Ульяновской области от
19.02.2025 ей отказано в назначении досрочной пенсии с момента достижения
возраста 52 года в связи с отсутствием у нее необходимого периода проживания
(работы) в указанной зоне. При этом при определении периода проживания и работы
ответчиком учтены периоды: работы - с 19.07.1991 по 23.01.1992; проживания - с
21.04.1992 по 13.09.1996, общей продолжительностью 5 лет 1 месяц 25 дней, что
дает ей право на снижение пенсионного возраста только на 1 год. Однако, она
фактически постоянно проживала в с. *** также с 26.04.1986 по 31.08.1988. В
указанный период она проживала вместе со своими родителями ***, обучаясь при
этом в *** школе. При этом факт ее постоянного проживания в указанный период
времени подтверждается справкой МКОУ *** от 08.05.2024 № 4, похозяйственной
книгой № 7 (с 1986 по 1990 годы), свидетельством о ее рождении. При этом ошибки в указании месяца ее рождения
«VIII» вместо «II» и фамилии «Хужеева» вместо «Хузеева» в
похозяйственной книге значения иметь не могут, поскольку другие лица с фамилией
Хужеев(а), у которых бы совпадали имена и отчества с ней и ее родителями, в с.***
не проживали, у ее родителей другой дочери, у которой совпадает имя и отчество
с ней с датой рождения «***» не имелось, поэтому наличие такого разночтения
объясняется технической ошибкой. Просила суд обязать ОСФР по Ульяновской
области включить ей в период проживания в зоне с льготным
социально-экономическим статусом, дающим право на досрочную пенсию по старости,
период проживания с 26.04.1986 по 31.08.1988 года в с. ***.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с существенными
нарушениями норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что
факт проживания (работы) на загрязненной территории должен быть подтвержден
документально. В справке от 29.05.2024 № 63, выданной администрацией МО «*** на
основании домовой книги, указано о постоянном проживании и регистрации
Курмеевой (Хузеевой) А.М., *** года рождения, в с. ***. При этом из
похозяйственной книги на 1986-1990 годы усматривается, что Курмеева (Хузеева)
А.М. была вписана в состав семьи Хужеева М.Х. и по состоянию на 01.01.1986,
01.01.1987, 01.01.1988 являлась учащейся *** средней школы. Просит учесть, что
имеют место расхождения в добрачной фамилии истца (Хузеева) и ее родителей (***),
а также в дате рождения истца, *** года рождения, согласно паспортным данным, а
не ***, как указано в похозяйственной книге. Полагает, что в связи с имеющимися
разночтениями установить факт проживания Курмеевой А.М. с 26.04.1986 по
30.06.1988 в с. *** не представляется возможным. Считает, что период проживания
в с. *** с 26.04.1986 по 31.08.1988 не может подтверждаться справкой об
обучении в школе, так как за данный период нет сведений о регистрации истца по
месту жительства. Кроме того, из этой справки не следует, что Курмеева А.М.
проживала в с. *** в период с 01.07.1988 по 31.08.1988. С учетом периода
проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом с
19.07.1991 по 23.01.1992, с 24.01.1992 по 13.09.1996 Курмеева А.М. имеет право
на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской
Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 на 1 год.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и
месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим
образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, 30.01.2025 Курмеева А.М., *** года
рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении
пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 76-79).
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 19.02.2025 Курмеевой А.М. отказано в назначении пенсии
по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст.
34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в
зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 80-83).
Как указано в данном
решении, продолжительность проживания (работы) в зоне с льготным
социально-экономическим статусом составляет 5 лет 1 месяц 25 дней, с 19.07.1991
по 23.01.1992 – работа, с 24.01.1992 по 13.09.1996 – проживание, что дает
Курмеевой А.М. право на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 на 1 год.
Поскольку в
представленных Курмеевой А.М. документах (свидетельстве о рождении,
похозяйственной книге) выявлены противоречия в добрачной фамилии истца и в дате
ее рождения, ОСФР по Ульяновской области указало о невозможности установления
факта проживания Курмеевой А.М. с 26.04.1988 по 30.06.1988 в с.***
Считая отказ во
включении в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, периода проживания и учебы с 26.04.1986 по 31.08.1988 незаконным,
Курмеева А.М. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон,
подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым пришел
к верному выводу о частичном удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован,
оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Статья 13 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется
действие данного Закона, относит граждан, постоянно проживающих (работающих) на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Статьей 28.1 Закона
№ 1244-1 предусмотрено, что гражданам,
пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости
назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию
на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30
- 37
данного Закона.
Частью 4 ст. 28.1
Закона № 1244-1 определено, что гражданам, указанным в статье 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по
старости с уменьшением возраста, установленного частью второй
данной статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30
- 37
названного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктами 1
- 10,
16
- 18 части 1
статьи 30 и пунктами 1
- 6 части 1
статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение
возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию,
предусмотренному Федеральным законом
«О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных
названным Законом.
В силу ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по
возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с
уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за
каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1
первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями
32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих)
или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения
(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской
Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 05.04.1993 № 557-р с.*** был включен в Перечень населенных
пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР
от 28.12.1991 № 237-р, и отнесены к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню населенных пунктов,
находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской
Федерации от 18.12.1997 № 1582, с. *** с 01.02.1998 не относится к зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п.109 Перечня
документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и
перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии,
установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
04.08.2021 № 538н, постоянное проживание (период постоянного проживания) в
зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями
установленного образца,
документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту
жительства).
Работа (периоды работы) в зонах
радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается
документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в
страховой стаж, правила
подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и
подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Пунктом 18 Перечня
документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и
перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии,
установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
04.08.2021 №538н, установлено, что для подтверждения дополнительных условий
назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению
гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф,
предусмотренных Федеральным законом
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в
зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения): о
постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде
работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» (подпункты 4
- 10 пункта 1
статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»).
Материалами дела подтверждено, что в спорный
период с 26.04.1986 по 31.08.1988 Курмеева А.М., *** года рождения, являлась
несовершеннолетней, с 01.09.1980 по 30.06.1988 обучалась с 1 по 8 класс в ***
(л.д. 14).
Родителями Курмеевой (до заключения брака –
Хузеевой) А.М., *** года рождения, являлись ***., *** года рождения, ***., ***
года рождения (л.д. 48-50).
Родители истца проживали в с. ***, что также
следует из материалов дела (л.д. 55-56).
В похозяйственной книге с. *** на 1986-1990
годы семья истца указана как «Хужеевы» и дата рождения истца «***» (л.д.
58-59).
Вместе с тем, согласно справке администрации
муниципального образования Новопогореловское сельское поселение Карсунского
района Ульяновской области от 16.04.2025 (л.д. 57) в период с 26.04.1986 по
31.08.1988 лиц со схожими анкетными данными Курмеевой (Хузеевой) Алсу Мубарякшеевны,
*** года рождения, в с.*** не проживало.
Установив, что истец в период с 26.04.1986 по
31.08.1988, который в совокупности с другими периодами, учтенными ответчиком в
досудебном порядке, дает ей право на снижение пенсионного возраста в связи с
проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, являлась
несовершеннолетней, обучалась в средней общеобразовательной школе и проживала
по месту жительства своих родителей – с. ***, суд первой инстанции обоснованно
возложил на ОСФР по Ульяновской области обязанность включить Курмеевой А.М. в
период проживания период с 26.04.1986 по 31.08.1988.
Имеющиеся разночтения в документах истца были
проверены судом первой инстанции и устранены на основании совокупности
доказательств.
Доводы жалобы о том, что период проживания не
может подтверждаться справкой об обучении в средней школе, судебной коллегий
отклоняется, так как по общему правилу, установленному ст. 20 Гражданского
кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних является
место жительства их законных представителей – родителей.
Поскольку в спорный период с 26.04.1986 по
31.08.1988 Курмеева А.М. находилась в возрасте 13-15 лет, обучалась в средней
школе по месту проживания своих родителей, оснований полагать, что она
проживала не в с. *** совместно с родителями, а в другом месте, не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является
правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 22.08.2025.