Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом
Документ от 19.08.2025, опубликован на сайте 01.09.2025 под номером 120707, 2-я гражданская, о возложении обязанности по включению в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом периода проживания в населенном пункте, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2025-000193-78

Судья Жучкова Ю.П.                                                                           Дело № 33-3374/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 19 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда                     в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                                    Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации                  по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года по делу № 2-1-150/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования  Курмеевой Алсу Мубарякшеевны (паспорт ***)  удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить  Курмеевой Алсу Мубарякшеевны в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающим право на досрочную пенсию по старости, период проживания  с  26 апреля 1986 года по 31 августа 1988 года в с.***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н.,  судебная коллегия

 

установила:

 

Курмеева А.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на досрочную пенсию по старости, период проживания с 26.04.1986 по 31.08.1988 в ***. В обоснование иска указала, что  30.01.2025 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ввиду проживания (работы) более 8 лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в том числе в период с 26.04.1986 по 30.06.1986.  Решением ОСФР по Ульяновской области от 19.02.2025 ей отказано в назначении досрочной пенсии с момента достижения возраста 52 года в связи с отсутствием у нее необходимого периода проживания (работы) в указанной зоне. При этом при определении периода проживания и работы ответчиком учтены периоды: работы - с 19.07.1991 по 23.01.1992; проживания - с 21.04.1992 по 13.09.1996, общей продолжительностью 5 лет 1 месяц 25 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста только на 1 год. Однако, она фактически постоянно проживала в с. *** также с 26.04.1986 по 31.08.1988. В указанный период она проживала вместе со своими родителями ***, обучаясь при этом в *** школе. При этом факт ее постоянного проживания в указанный период времени подтверждается справкой МКОУ *** от 08.05.2024 № 4, похозяйственной книгой № 7 (с 1986 по 1990 годы), свидетельством о ее рождении.  При этом ошибки в указании месяца ее рождения «VIII» вместо «II» и фамилии «Хужеева» вместо «Хузеева» в похозяйственной книге значения иметь не могут, поскольку другие лица с фамилией Хужеев(а), у которых бы совпадали имена и отчества с ней и ее родителями, в с.*** не проживали, у ее родителей другой дочери, у которой совпадает имя и отчество с ней с датой рождения «***» не имелось, поэтому наличие такого разночтения объясняется технической ошибкой. Просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области включить ей в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающим право на досрочную пенсию по старости, период проживания с 26.04.1986 по 31.08.1988 года в с. ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что решение вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что факт проживания (работы) на загрязненной территории должен быть подтвержден документально. В справке от 29.05.2024 № 63, выданной администрацией МО «*** на основании домовой книги, указано о постоянном проживании и регистрации Курмеевой (Хузеевой) А.М., *** года рождения, в с. ***. При этом из похозяйственной книги на 1986-1990 годы усматривается, что Курмеева (Хузеева) А.М. была вписана в состав семьи Хужеева М.Х. и по состоянию на 01.01.1986, 01.01.1987, 01.01.1988 являлась учащейся *** средней школы. Просит учесть, что имеют место расхождения в добрачной фамилии истца (Хузеева) и ее родителей (***), а также в дате рождения истца, *** года рождения, согласно паспортным данным, а не ***, как указано в похозяйственной книге. Полагает, что в связи с имеющимися разночтениями установить факт проживания Курмеевой А.М. с 26.04.1986 по 30.06.1988 в с. *** не представляется возможным. Считает, что период проживания в с. *** с 26.04.1986 по 31.08.1988 не может подтверждаться справкой об обучении в школе, так как за данный период нет сведений о регистрации истца по месту жительства. Кроме того, из этой справки не следует, что Курмеева А.М. проживала в с. *** в период с 01.07.1988 по 31.08.1988. С учетом периода проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 19.07.1991 по 23.01.1992, с 24.01.1992 по 13.09.1996 Курмеева А.М. имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 на 1 год.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.01.2025 Курмеева А.М., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 76-79).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 19.02.2025 Курмеевой А.М. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 80-83).

Как указано в данном решении, продолжительность проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 5 лет 1 месяц 25 дней, с 19.07.1991 по 23.01.1992 – работа, с 24.01.1992 по 13.09.1996 – проживание, что дает Курмеевой А.М. право на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона Российской Федерации  от 15.05.1991 № 1244-1 на 1 год.

Поскольку в представленных Курмеевой А.М. документах (свидетельстве о рождении, похозяйственной книге) выявлены противоречия в добрачной фамилии истца и в дате ее рождения, ОСФР по Ульяновской области указало о невозможности установления факта проживания Курмеевой А.М. с 26.04.1988 по 30.06.1988 в с.***

Считая отказ во включении в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, периода проживания и учебы с 26.04.1986 по 31.08.1988 незаконным, Курмеева А.М. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относит граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.

Частью 4 ст. 28.1 Закона № 1244-1 определено, что гражданам, указанным в статье 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй данной статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 названного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных названным Законом.

В силу ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р с.*** был включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, и отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, с. *** с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с п.109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н, постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Пунктом 18 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 №538н, установлено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения): о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»).

Материалами дела подтверждено, что в спорный период с 26.04.1986 по 31.08.1988 Курмеева А.М., *** года рождения, являлась несовершеннолетней, с 01.09.1980 по 30.06.1988 обучалась с 1 по 8 класс в *** (л.д. 14).

Родителями Курмеевой (до заключения брака – Хузеевой) А.М., *** года рождения, являлись ***., *** года рождения, ***., *** года рождения (л.д. 48-50).

Родители истца проживали в с. ***, что также следует из материалов дела (л.д. 55-56).

В похозяйственной книге с. *** на 1986-1990 годы семья истца указана как «Хужеевы» и дата рождения истца «***» (л.д. 58-59).

Вместе с тем, согласно справке администрации муниципального образования Новопогореловское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от 16.04.2025 (л.д. 57) в период с 26.04.1986 по 31.08.1988 лиц со схожими анкетными данными Курмеевой (Хузеевой) Алсу Мубарякшеевны, *** года рождения, в с.*** не проживало.

Установив, что истец в период с 26.04.1986 по 31.08.1988, который в совокупности с другими периодами, учтенными ответчиком в досудебном порядке, дает ей право на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, являлась несовершеннолетней, обучалась в средней общеобразовательной школе и проживала по месту жительства своих родителей – с. ***, суд первой инстанции обоснованно возложил на ОСФР по Ульяновской области обязанность включить Курмеевой А.М. в период проживания период с 26.04.1986 по 31.08.1988.

Имеющиеся разночтения в документах истца были проверены судом первой инстанции и устранены на основании совокупности доказательств.

Доводы жалобы о том, что период проживания не может подтверждаться справкой об обучении в средней школе, судебной коллегий отклоняется, так как по общему правилу, установленному ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних является место жительства их законных представителей – родителей.

Поскольку в спорный период с 26.04.1986 по 31.08.1988 Курмеева А.М. находилась в возрасте 13-15 лет, обучалась в средней школе по месту проживания своих родителей, оснований полагать, что она проживала не в с. *** совместно с родителями, а в другом месте, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.08.2025.